Определение слова «Никифор»

Большой энциклопедический словарь:

НИКИФОР (Зевин — Зебин) Кесарийский (Палестинский) (ум. 308) — христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 13 (26) ноября.

Большая биографическая энциклопедия:

Архимандрит Воскресенского м-ря XVII в.
{Венгеров}

Никифор
митрополит киевский, † 1121.
{Венгеров}

Никифор
дух. писатель, архиеп. константиноп. (Троицкая Сергиев. лавра, 1904).
{Венгеров}

Большая советская энциклопедия:

Никифор
(Nikephros)
В Византии:
Н. I (умер 26.7.811), император с 802. При императрице Ирине (См. Ирина) был Логофетом геникона, после дворцового переворота сановная столичная знать провозгласила его императором. Для упрочения финансового положения Византии H. I ввёл новые налоги, восстановил круговую поруку сельских общин за взнос государственных налогов. Усилил флот, пытался расширить торговлю путём предоставления купцам государственного кредита. H. I — сторонник иконопочитания, но к ересям проявлял терпимость, чем вызвал недовольство монашества. Вёл войну с арабами, закончившуюся невыгодным для Византии миром 806. Стремился подчинить славян Балканского полуострова, переселял греков из Малой Азии на Балканы. В войне 809—11 с Болгарией потерпел поражение, был убит в битве в Вырбишской теснине.
М. Я. Сюзюмов.
Н. II Фока (около 912 — 11.12.969, Константинополь), император с 963. Из знатного малоазийского рода. С 954 главнокомандующий. Отвоевал в 961 у арабов о. Крит. Возведён на престол восставшей малоазийской военной знатью. Проводил политику, враждебную столичной чиновной знати. Содействовал росту светского крупного землевладения, отменив в 967 преимущественное право крестьян на покупку земель, продаваемых динатами (крупными землевладельцами). Указом 964 запретил основание новых монастырей и ограничил рост монастырского землевладения. Стремясь создать материальную базу для армии нового типа, базировавшейся на тяжёлой вооружённой кавалерии, втрое увеличил минимальный размер земельного надела, позволявший быть стратиотом (См. Стратиоты) (тем самым стратиоты были окончательно обособлены от крестьянства). Отвоевал у арабов в 965 Киликию и Кипр, в 969 — Северную Сирию (с Антиохией). В 966 начал военные действия против Болгарии, призвав в 968 на помощь русского князя Святослава. Убит в результате заговора Иоанна Цимисхия.
Н. III Вотаниат [около 1010 — после 1081, Константинополь (?)], император в 1078—81. Из малоазийской землевладельческой знати. С середины 11 в. полководец и наместник ряда фем (См. Фемы) (Солунь, Антиохия, Анатолик и др.). Возглавил мятеж малоазийской знати против императора Михаила VII Дуки. В январе 1078 провозглашенный императором, в марте вступил в Константинополь. Не смог остановить наступление турок-сельджуков, основавших в 1080 Конийский султанат. Против Н. Ill неоднократно вспыхивали феодальные мятежи (возглавлявшиеся Никифором Василакисом, Константином Дукой, Никифором Мелиссином и др.). Низложен поднявшими мятеж Комнинами (См. Комнины) и пострижен в монахи.
Г. Г. Литаврин.

Советская историческая энциклопедия:

(ум. 1121) — киевский митрополит в 1103-1121, грек по национальности. В 1113 участвовал в решении вопроса о приглашении кн. Владимира Мономаха для подавления восстания в Киеве. Автор 2 антикатолич. посланий, обращенных к кн. Владимиру Мономаху и волынскому кн. Ярославу Святополковичу, а также послания к кн. Владимиру Мономаху с предостережением его от поспешных опал, происходивших из-за доверия к клеветникам. Последнее послание является ценным источником для характеристики внутр. политики Владимира Мономаха и его личности.
=====
Лит.: Голубинский Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1, ч. 1, М., 1901.
=====
В. Д. Назаров. Москва.

Словарь личных имен:

А, муж.; прост. к Микифор, -а.
Отч.: Никифорович, Никифоровна; разг. Никифорыч.
Производные: Никифорка; Никиша; Ника; Никуша; Никуся.
Происхождение: (Греч. nikephoros — победоносный; победитель.)
Именины: 26 янв., 13 февр., 21 февр., 22 февр., 14 марта, 23 марта, 26 марта, 2 мая, 17 мая, 26 мая, 30 мая, 15 июня, 29 июня, 30 июня, 5 нояб., 26 нояб., 24 дек.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Никифор, муж. имя (Никифорович, Никифоровна)

Новая философская энциклопедия:

НИКИФОР (2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия – 1121, Киев) – митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла. Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно – волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно – не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). На основании данных чувств «князь»-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Источником знаний, в т.ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств – глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал.
Издания:
1. Калайдович К.Ф. Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1;
2. Он же. Памятники российской словесности 12 в. М., 1821;
3. Макарий. История Русской Церкви, т. 2. СПб., 1868;
4. Златоструй. Древняя Русь 10–13 вв. М., 1990.
Литература:
1. Безобразова М.В. Послание митрополита Никифора. – «Известия Отделения русского языка и словесности АН». СПб., 1898, т. 3, кн. 4;
2. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902;
3. Громов M.H. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в. – «Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия», 1975, №3.
В.В.Мильков

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru