Определение слова «мур»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
мур
I нескл. ср. разг.
Звук, издаваемый мурлычащей кошкой (обычно с повторением).
II предик. разг.
Обозначение мурлыкания кошки как действия.
III межд. разг.
Употребляется при обозначении, при передаче мурлыкания кошки (обычно с повторением).
2.
МУР м.
Московский уголовный розыск.

Большой энциклопедический словарь:

МУР (Moore) Генри (1898-1986) — английский скульптор. Работам Мура, как жизненно конкретным ("Мать и дитя", 1943-44) — так и более абстрактным, иногда фантастически причудливым ("Король и королева", 1952-53) — присущи пластическая мощь, ритмическая цельность, напряженность внутренней структуры произведения.
МУР (Moore) Чарлз (р.1925) — американский архитектор, представитель постмодернизма. Учился у Л. Кана. Его стиль характеризуют сдвиги масштаба, применение иллюзорных графических эффектов, ироничная игра с традиционными формами (Площадь Италии в Нью-Орлеане, 1979).
МУР (Moore; наст. имя Деми Гинес, Guynes) Деми (р. 1962) — американская киноактриса. В кино с 1981. В 1990-е гг. выдвинулась в число наиболее популярных звезд с имиджем современной жесткой американки ("Призрак", 1990; "Несколько хороших парней", 1992; "Непристойное предложение", 1993; "Стриптиз", 1996). Сыграла также роль Хестер в экранизации классического романа Н. Хоторна "Алая буква" (1995).
МУР (Moorе) Роджер (р. 1927) — английский киноактер. В 1973 стал преемником Ш. Коннери в роли супер-агента Джеймса Бонда; начиная с картины "Живи и дай умереть", сыграл в семи "бондовских" фильмах.

Большая советская энциклопедия:

I
(Moore)
Генри (Хенри) (р. 30.7.1898, Каслфорд, Йоркшир), английский скульптор. Учился в художественном колледже в Лидсе (1919—21) и Королевском колледже искусства в Лондоне (1921—25), в котором преподавал до 1933; позднее преподавал в художественных школах Челси и Слейда. Испытал влияние примитивного искусства (главным образом древнемексиканской пластики) и скульптуры Проторенессанса. Разрабатывая с начала 20-х гг. немногие постоянные мотивы (например, «Мать и дитя», «Лежащая фигура»), М. создаёт как достаточно конкретные («Семейная группа»; см. илл.), так и отвлечённые, абстрактные или фантастически изощрённые образы. Произведениям М. присущи мощная пластика и монументальность форм, их акцентированное взаимопроникновение, сложная, остро-напряжённая архитектоника композиции, ритмическая выразительность силуэта, органическая связь с окружающей средой («Лежащая фигура», мрамор, 1957—58, дом ЮНЕСКО, Париж; «Лежащая мать и дитя», бронза, 1961, Центр искусств, Миннеаполис). М. известен также как рисовальщик (серия рисунков 1-й половины 40-х гг., посвященная военным будням Лондона).
Соч.: Heads, figures and ideas, L. — N. Y., 1958.
Лит.: Валериус С., Прогрессивная скульптура XX века, М., 1973, с. 268—274: Read H., H. Moore v. 1—2, L., 1955—57.

Г. Мур. «Король и королева». Скульптурная группа близ Дамфриса. Камень. 1952—53.

Х. Мур. «Семейная группа». Бронза. 1945—49. Музей современного искусства. Нью-Йорк.
II
(Moore)
Джордж (24.2.1852, графство Мейо, Западная Ирландия, — 21.1.1933, Лондон), ирландский писатель. Родился в семье помещика. В Лондоне и Париже учился живописи. Первые романы «Современный любовник» (1883), «Жена комедианта» (1885), автобиографическая повесть «Исповедь молодого человека» (1888) написаны в натуралистической манере. В центре романов «Кисейная драма» (1886, рус. пер. 1887), «Эстер Уотерс» (1894, рус. пер. 1895) — социальная проблематика. Сборник рассказов «Невспаханное поле» (1903), роман «Озеро» (1905), автобиографическая трилогия «Приветствие и прощание» (1911—14) созданы на сюжеты ирландской действительности. В рассказах М. заметно влияние И. С. Тургенева, с которым он был знаком.
Соч.: Works, [v. 1—20], L., 1936—37; Letters to lady Cunard. 1895—1933, L., 1957; в рус. пер. — Потусторонние искания, М. 1904.
Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Hone J., The life of G. Moore, N. Y., 1936; Brown M., G. Moore. A reconsideration, Seattle 1955; Cunard N., Memories of G. Moore L., 1956; Williams I. A., G. Moore. A bibliography, L., 1921; Noёl J. С., G. Moore..., P., 1966 (лит. с. 553—647); Gilcher E., A bibliography of G. Moore Dekalb (Ill.), 1970.
А. П. Саруханян.
III
(Moore)
Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, — 24.10.1958, Кембридж), английский философ-идеалист. Профессор Кембриджского университета (1925—39), член Британской АН, главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 1921—47). В ст. «Опровержение идеализма» (1903) выступил против субъективного идеализма и английского неогегельянства (См. Неогегельянство), которые, по М., отождествляют «реальность» и «опыт», и дал анализ ощущений, который привёл его к обоснованию Неореализма. Согласно М., ощущения включают в себя два элемента — объединяющее их «сознание» и отличающий их одно от другого «объект». Основываясь на положениях «здравого смысла» шотландской школы (См. Шотландская школа), М. считал необходимым признать независимое от сознания существование объекта; «здравый смысл», однако, не исключал возможности веры в духовный характер бытия, потусторонний мир и т. д. Понятие объекта носит в философии М. двойственный характер: это и физическая вещь, и «нейтральное» — в духе австрийского философа и физика Э. Маха — «чувственно данное», которое выступает как часть внешних проявлений физических вещей. Сознание рассматривается как особая активность субъекта, заключающаяся в непосредственном схватывании «чувственных данных»; входя в сознание, они приобретают психический характер, а выходя из познавательного отношения — физический. Т. о., сами по себе физические вещи в философии М. оказываются практически недоступными познанию. Большое внимание М. уделил анализу обыденного языка; его идеи позднее легли в основу лингвистической философии (См. Лингвистическая философия).
В этике М. стоит на позициях Интуитивизма. Он считал, что предшествующие философы совершали «натуралистическую ошибку», отождествляя добро с каким-либо др. объектом или качеством (Утилитаризм — с пользой, Гедонизм — с удовольствием и т. д.). С точки зрения М., добро есть самостоятельное качество бытия, схватываемое интуитивно и не поддающееся никакому определению; долг человека — следовать этому интуитивно воспринятому добру.
Соч.: Principia ethica, Camb., 1903; Ethics, L., 1912; Philosophical studies, L., 1920; Some main problems of philosophy L. — N. Y., 1958; Philosophical papers, L.— N. Y., 1959.
Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Хилл Т. И., Современные теории познания, М., 1965, гл. 6; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston — Chi., 1942; White A. R., C. E. Moore. A critical exposition, Oxf., 1958.
Д. М. Луканов.
IV
(Moore)
Станфорд (р. 4.9.1913, Чикаго), американский биохимик, член Национальной АН США и Американской академии наук и искусств. В 1935 окончил университет Вандербилта. С 1939 в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (Нью-Йорк), с 1952 профессор этого института; в 1950—51 читал курс лекций в Брюссельском (Бельгия) университете, в 1951 работал в Кембриджском (Великобритания) университете. Исследовал строение ряда белков, главным образом фермента рибонуклеазы; разрабатывал хроматографические методы химического анализа; совместно с У. Стайном предложил автоматическую аппаратуру для хроматографического разделения и количественного определения аминокислот. Нобелевская премия (1972) за основополагающий вклад в химию ферментов (совместно с К. Анфинсеном и У. Стайном).
V
(Moore)
Сэмюэл (около 1830 — 1912), английский юрист, член 1-го Интернационала: друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Владел небольшой фабрикой в Манчестере. Разорившись, стал заниматься юриспруденцией. Перевёл на английский язык большую часть 1-го тома «Капитала» Маркса (перевод вышел в 1887) и «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса (перевод вышел в 1888); оба перевода изданы под редакцией Энгельса.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, 23, 31—39 (см. Указат. имён).
VI
(Moore)
Томас (28.5.1779, Дублин, — 25.2.1852, Лондон), английский поэт. По происхождению ирландец. Сын бакалейщика; учился в Дублинском университете. Широкую известность в России приобрели романтическая «восточная» поэма «Лалла Рук» (1817) и «Ирландские мелодии» (1807—34) М., воспевающие борьбу и страдания народа Ирландии. В русский раздел цикла стихов М. «Песни народов» (1818—27) входит известная песня «Вечерний звон» (рус. пер. И. Козлова). Сатиры М. (особенно «Басни для Священного союза», 1823) направлены против реакционной политики английских и др. европейских правителей. М. опубликовал также «Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни» (1830), «Историю Ирландии» (1835—46) и биографию Р. Б. Шеридана (1825).
Соч.: The poetical works, L. — N. Y., 1910; The letters, v. 1—2, Oxf., 1964; в рус. пер, — [Стихотворения], в кн.: Английские поэты в биографиях и образцах. Сост. Н. Гербель, СПБ, 1875.
Лит.: История английской литературы, т. 2, в. 1, М., 1953; Jones H. M., The harp that once — a chronicle of the life of Thomas Moore, N. Y., 1937; De Ford М. A., Thomas Moore, N. Y., [1967] (лит. с. 119—23).

Т. Мур.
VII
(Moore)
Эдуард (22.3.1712, Абингдон, Беркшир, — 1.3.1757, Лондон), английский писатель. Жил и умер в бедности. В 1753—56 редактор журнала «Уорлд» («World»). Литературную известность М. принесли «Басни для прекрасного пола» (1744). Драмы «Найдёныш» (1748), «Жиль Блаз» (1751) и трагедия «Игрок» (1753) — яркий образец так называемой мещанской драмы. Переведённая с французской обработки трагедия М. получила распространение в России под названием «Беверлей» (1773; по имени героя).
Соч.: Poems, fables and plays, L., 1756.
Лит.: История английской литературы, т 1 в. 2, М., 1945; Caskey J. Н., The life and works of Edward Moore, New Haven, 1927.
VIII
Мура (Mur, Mura), река в Австрии и Югославии, в нижнем течении по М. проходит участок границы между Югославией и Венгрией; левый приток Дравы (бассейн Дуная). Длина 434 км, площадь бассейна около 15 тыс. км2. В верховьях течёт в узкой долине, ниже г. Грац — по равнине. Средний расход воды в устье 166 м3/сек. Сплавная. ГЭС. Судоходна ниже г. Грац (Австрия).

Толковый словарь Даля:

МУР, см. мурава и муровать.

Также см.:
1. мурава
2. муром

Советская историческая энциклопедия:

(Moore), Самюэл (ок. 1830-1912) — англ. юрист, друг К. Маркса и Ф. Энгельса, разделявший их материалистич. воззрения и социалистич. убеждения, чл. 1-го Интернационала. Сначала владел небольшой фабрикой в Манчестере затем, разорившись, стал заниматься юриспруденцией. Был переводчиком большей части 1-го тома "Капитала" К. Маркса (остальной текст перевел Э. Эвелинг) для англ. издания, выпущенного под редакцией Энгельса в 1887, а также "Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, первое авторизованное англ. издание к-рого вышло в свет в 1888.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Предисловие к английскому изданию "Капитала", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23; там же, т. 22, 31-38 (см. Указат. имен).

Малый академический словарь:

м.
Московский уголовный розыск.

Новейший философский словарь:

МУР (Moore) Джордж Эдуард (1873-1958) — британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в университетах США (1940-1944). Главный редактор журнала «Mind» (1921-1947). В главных произведениях «Принципы этики» (1903), «Философские исследования» (1922), «В защиту здравого смысла» (1925), «Ответ моим критикам» (1942), «Некоторые основные проблемы философии» (1958) и др. полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатывал оригинальные этические доктрины. М. стоял на позициях плюралистической онтологии в противовес идеалистическому монизму, на принципах принципиальной познаваемости окружающей реальности, постулируя антипсихологизм в эпистемологии и логике. С точки зрения М., понятия, с одной стороны, не могут трактоваться ни как содержание, ни как фрагмент, ни как состояние сознания, с другой же — они не есть продукт абстрагирующей активности сознания. Понятие — автономный и неизменный объект мышления, последняя реальность. Истинность суждений не коррелируема и не определима их отношением к реальности, истина — всего лишь характеризует отношение понятий в суждении, постигаемое интуитивно. «Обращение к фактам бесполезно» — это высказывание М. выступило впоследствии девизом «концептуального реализма» Рассела — Витгенштейна. В статье «Опровержение идеализма» (1903) М. анализировал ощущение, различая две его стороны«сознание» и «объект»: «Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания». При этом «сознание», по М., находится в некотором нераскрываемом отношении «осведомленности» к «объекту». Вместе с тем «независимое «существование объекта в гносеологической схеме М. является лишь видимостью, ибо объект здесь выступает лишь в акте ощущения, его реальность постулируется лишь на основе «здравого смысла», а не в качестве характеристики объективной действительности. (По М., объект ложного убеждения и сопряженное суждение не могут существовать как факт, иначе убеждение являлось бы истинным). М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореалистической концепции «имманентности трансцендентного». Идеи М, явились одним из источников лингвистической философии. Этическая концепция М. носила индивидуалистический характер и основывалась на критике «этического натурализма», рассматривающего «добро» как объективное рациональное понятие. Добро и зло для М. — основополагающие неопределимые этические категориии, смысл которых постигается лишь с помощью интуиции. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушающего либо неявно выражают повеления. Отождествляя ценность и долг с пользой, М. необходимо приходил к выводу, что моральная обязанность индивида к осуществлению поступка в полном объеме проистекает из того, что именно данное действие результируется в предельно возможной совокупности добра в универсуме. Не создав завершенной философской системы, М. тем не менее выступил как один из основателей «метаэтики».

Новая философская энциклопедия:

МУР (Moore) Джордж Эдвард (4 ноября 1873, Лондон – 24 октября 1958, Кембридж) – британский философ, один из основоположников англо-американского неореализма [НЕОРЕАЛИЗМ], современного философского анализа языка и метаэтических исследований. Воспитывался в евангелическом духе. Закончил классическое отделение Даллидж-колледжа, где обнаружил способности и интерес к языкам. Ко времени окончания школы был, по собственной характеристике, совершенным агностиком. Впоследствии предположения о существовании Бога и бессмертии души Мур считал недостаточно обоснованными, и они отсутствуют в его теории морали. В 1892–96 учился в Колледже Св. Троицы Кембриджского университета, где продолжил изучение классических языков и литературы. В 1893 познакомился с Б.Расселом, по совету которого начал изучать философию. Учителями Мура в университете были Г.Сиджвик, Дж.Уорд, Дж.Ф.Стаут, но наибольшее влияние оказал на него Дж.Э.Мак-Таггарт. Во время учебы был одним из активных участников студенческого дискуссионного клуба «Апостолов». В 1898–1904 был научным сотрудником Колледжа Св. Троицы. Важнейшие из опубликованных в эти годы работ – «Природа суждения» (1899), «Опровержение идеализма» (1903) и «Principia Ethica» (1903). С 1898 – член лондонского Аристотелевского общества. С конца 1904 до весны 1908 жил в Эдинбурге, затем до 1911 – в Ричмонде (пригород Лондона). Располагая достаточными материальными средствами, Мур продолжал заниматься философией; в Эдинбурге изучал «Принципы математики» Рассела, написал несколько статей, в т. ч. «Природа и реальность объектов восприятия» (1905–06), ««Прагматизм» профессора Джеймса» (1907–08), в Ричмонде – работал над «Этикой».
В 1910–11 прочитал цикл лекций по метафизике в Морли-Колледже (Лондон), которые были изданы в 1953 в книге «Некоторые основные проблемы философии». Впоследствии Мур преподавал философию (психологию, затем метафизику) в Кембридже (1911–39, с 1925 – профессор), читал лекции в Оксфордском университете (1939) и в университетах США (1940–44). Пользовался большим влиянием как лектор и преподаватель. О характере своей преподавательской деятельности оставил подробные воспоминания в «Автобиографии», которую написал для тома, изданного в рамках серии «Библиотека живущих философов» (1942). Главный редактор журнала «Mind» (1921–47). Основные публикации – в журналах «Mind», «Proceedings of the Aristotelian Society», a также в «Aristotelian Society, Supplementary».
Мур признает, что обсуждаемые им философские проблемы поставлены перед ним гл.о. суждениями других философов, а не окружающим миром или наукой; философствование Мураполемика с другими философами и с собственными утверждениями, включающая анализ понятий и суждений, стоящих за словами и выражениями.
В начале своего пути Мур был привержен абсолютному идеализму Ф.Брэдли и Мак-Таггарта. В 1897–98, размышляя над суждениями Брэдли об «идеях» в «Принципах логики», Мур пришел к выводу, что значение идеи является независимым от сознания. Эта «реалистическая» тенденция в философии Мура впервые была выражена во второй главе диссертации (о философии Канта), представленной на конкурс на должность научного сотрудника в Кембриджском университете и суммированной в статье «Природа суждения». Отличительные особенности этой работы – плюралистическая онтология (в , противоположность идеалистическому монизму), отстаивание независимой от сознания реальности, антипсихологизм. По Муру, понятие не является ни состоянием, ни частью, ни содержанием сознания, оно не есть также результат абстрагирующей деятельности сознания. Понятия суть независимые и неизменные возможные объекты мысли (что не является их определением), они могут вступать в отношения с мыслящим. Для их природы не имеет значения, размышляет ли о них кто-нибудь или нет. Их отношение с познающим субъектом начинается и прекращается с изменением в субъекте, но понятие не является ни причиной, ни следствием такого изменения. Понятие отличается от суждения простотой. Суждение состоит из понятий, представляет собой абсолютно необходимое соединение понятий, т.е. необходимое независимо от того, является ли суждение истинным или ложным. Истинность суждения не зависит от его отношения к «реальности». Истинность – простое понятие, характеризующее отношение понятий в суждении; она не поддается анализу и постигается интуитивно. Суждения о существовании отличаются от прочих лишь тем, что включают в себя понятие существования. Существование логически подчинено истинности, его можно определить только посредством истинности. «Апелляция к фактам ничего не докажет» – это суждение Мура, являющееся основанием и результатом его позиции «концептуального реализма», предполагает, что всякий факт имеет форму суждения. «Знать»значит осознавать наличие суждения, «воспринимать»значит осознавать наличие экзистенциального суждения (о существовании). Мир в конечном счете состоит из понятий, которые одни только «более фундаментальны», нежели суждения. Материальное многообразие вещей «дедуцировано» из понятий и обусловливается многообразием отношений, связывающих различные понятия. Мур считал свою позицию в «Природе суждения» логически неуязвимой и не останавливался перед ее парадоксальностью. «Концептуальный реализм» Мура повлиял на развитие «логического атомизма» Рассела и Витгенштейна. Постепенно Мур пришел к выводу, что суждений в том смысле, какой он придавал им в «Природе суждения», нет. Ведь когда мы верим во что-то и наша вера ложна, должно быть соответствующее суждение, обладающее свойством ложности. Между тем сущность ложной веры состоит в том, что мы верим в то, чего нет. Если бы мы верили в то, что есть, наша вера была бы истинной. Поскольку ложная вера не соотносится с суждением, позиция Мура перестает быть последовательной. Мур заключает, что истинность того, во что мы верим, должна состоять в соответствии объекта нашей веры факту, и когда мы верим, мы верим именно в соответствие объекта нашей веры факту. Мы знаем, что объект нашей веры соответствует факту. Философия должна разъяснить природу этого соответствия. Отказавшись от теории суждения в духе концептуального реализма, Мур не отбрасывает онтологический плюрализм: он отвергает теорию «внутренних (существенных) отношений» Брэдли, утверждая, что сущность вещи отличается от отношений, связывающих ее с другими вещами, что эти отношения являются «внешними» для вещи, что вещь в сущности независима от этих отношений. Не отбрасывает он и тезис о независимой от сознания реальности.
В статье «Опровержение идеализма» Мур критикует положение идеалистов «esse есть perсірі» («быть – значит быть воспринимаемым»). Он считает его необходимым и существенно важным аргументом во всех рассуждениях идеалистов, доказывающих более общий тезис о том, что «реальность духовна». Мур полагает, что, опровергнув утверждение «быть – значит быть воспринимаемым», он лишит идеалистов возможности доказать, что реальность духовна. Единственный философски значимый смысл этого утверждения Мур видит в том, что реrсірі следует из esse, что эти понятия не тождественны: esse включает в себя реrсірі и нечто другое – х. Утверждение значимо только в том случае, если x необходимо связано с реrсірі, т.е. если нечто x существует, то оно воспринимаемо. Понятия «быть» и «быть воспринимаемым» не тождественны. Идеалисты же, полагает Мур, считают разбираемое утверждение одновременно аналитическим и синтетическим: не требующим доказательства в силу своей самоочевидности и при этом не тавтологичным. Идеалисты настаивают на необходимой связи объекта и субъекта, поскольку не видят их различия: значит, они не вполне различают желтое и ощущение желтого. Когда некоторые из них говорят, что различие между ними имеется, они добавляют, что желтое и ощущение желтого связаны в «органическом единстве». Т.о. они оправдывают возможность одновременно утверждать два противоречащих друг другу суждения там, где в этом возникает нужда, и, опираясь на Гегеля, возводят свою ошибку в принцип. Единственным основанием для убеждения в тождестве акта ощущения и объекта ощущения является «прозрачность» сознания, которое «словно ускользает» от нас. В ощущении Мур выделяет два элемента: сознание и объект сознания. Сознание является общим для всех ощущений, объекты сознания различны. Ощущение синего отличается от ощущения зеленого, поскольку синее отличается от зеленого. Рассматривая ощущение как «знание о» или «осведомленность о» чем-то, Мур постулирует отличие ощущений от их объекта. Синее или зеленое в ощущении не является содержанием сознания или частью содержания сознания, т.е. содержанием «вещи» (или «образа») в сознании. Ощущение синего есть знание или осведомленность о синем, оно имеет к синему простое и уникальное отношение, одно существование которого позволяет различать знание о предмете и познанный предмет. Логика сознания одинакова для всех его объектов, и существование материальных объектов засвидетельствовано так же непосредственно, как и существование ощущений: мы знаем об их существовании.
В «Опровержении идеализма» Мур не касается природы осведомленности (знания) о существовании материальных объектов и существовании ощущений. Он говорит в этой связи не о «восприятии» как таковом, а шире и неопределеннее – об «опыте», который, впрочем, может быть и восприятием. Практически Мур отождествляет здесь ощущение и идею. Последующие его рассуждения принимают иную и более четкую, в свете его позднейших работ, направленность. В статье «Природа и реальность объектов восприятия» (1905–06) Мур проводит различие между тем, что мы «действительно видим», и материальным объектом. Здесь впервые высказывается мысль, что воспринимаемые нами «чувственные качества» не дают оснований для уверенности в существовании материальных объектов (хотя обычно мы верим, что непосредственно воспринимаем их) и других людей, и все же мы убеждены в существовании тех и других. Мур спрашивает, как мы можем достоверно знать о существовании материальных объектов в пространстве, если, напр., видя две книги на полке, воспринимаем просто цветные пятна? Объекты, подобные упомянутым цветным пятнам, он назовет в дальнейшем «чувственными данными». В последующих работах (лекции 1910–11, статьи «Статус чувственных данных», 1913–14, «Несколько суждений о восприятии», 1918–19) Мур занят, в частности, анализом чувственных данных и их отношения к материальному объекту и сознанию воспринимающего. Постоянно пересматривая свои взгляды, он приходит к уверенности в истинности двух посылок: 1) материальные предметы действительно существуют; 2) непосредственными объектами нашего восприятия являются чувственные данные, а не материальные предметы.
Опорой для убежденности Мура в существовании материальных предметов служат убеждения здравого смысла, которые, по причине их всеобщности, он считает знанием. Свое понимание мировоззрения «здравого смысла» Мур суммирует в статье «Защита здравого смысла». Все люди, включая философов, достоверно знают о существовании собственных тел, других материальных предметов, Земли, других людей, а также ряд фактов о перечисленных вещах. Основания для сомнения в этом знании несостоятельны. Рассматривая различные способы анализа чувственных данных, Мур приходит к выводу, что ни один из них нельзя признать удовлетворительным. Но хотя убеждения здравого смысла пока не получили «правильного» философского анализа, это не свидетельствует об их неистинности. В «Доказательстве внешнего мира» Мур утверждает, что для того, чтобы доказать существование материальных объектов, достаточно указать на них.
Мур написал ряд работ на другие темы: «Философия Юма» (1909), «Концепция реальности» (1917–18), «Внешние и внутренние отношения» (1919–20), «Являются ли характеристики конкретных вещей всеобщими или особенными?» (1923), «Факты и суждения» (1927), «Является ли благо качеством?», «Воображаемые объекты» (1933), «Является ли существование предикатом?» (1936), ««Теория дескрипций» Рассела» (1944) и др.; после смерти Мура опубликованы, в частности, «Четыре формы скептицизма» и «Достоверность».
Применяя в своих работах метод анализа как подлинный философский метод, Мур затруднялся дать его исчерпывающее определение. Специально аналитический метод он рассматривает в своем ответе критикам (см. The Philosophy of G.E.Moore, p. 660–667). Однако выработанные Муром образцы анализа получили осмысление у Витгенштейна, Дж.Уиздома, Н.Малкольма, М.Лазеровица и др. и оказали признанное, порой формообразующее влияние на характер их философствования.
В области философии морали Мур стоит на позициях своеобразного «интуитивизма» и «негедонистического утилитаризма». Стремясь построить этику как научное исследование, Мур уделяет особое внимание анализу языка теорий морали; так, он рассуждает не только о сущности «добра», но и о логической правомерности способов этической аргументации. «Добру как таковому» и «добру как средству» должны соответствовать разные аргументы. «Добро как таковое» есть простое и неопределимое, интуитивно постигаемое понятие. Любая попытка его определить приводит к натуралистической ошибке (ее проявления – гедонизм, «метафизическая» этика, натурализм и утилитаризм). Определение же «добра как средства» основано на интуитивном представлении о «добре как таковом» и на знании причинных зависимостей между поступком и его результатом. Из отождествления ценности и долга с «пользой» следует, согласно Муру, что утверждение «я морально обязан совершить этот поступок» тождественно утверждению «этот поступок обеспечит наибольшую возможную сумму добра в универсуме»; по Муру, «правильное» в этике означает «причину хорошего результата», т.е. тождественно «полезному», а все моральные законы есть утверждения, устанавливающие, что некоторые виды поступков будут иметь хорошие последствия. «Долгом» является поступок, который осуществляет во вселенной больше добра, чем другой возможный поступок. Выбор поступка не может быть совершенно определенным и носит вероятностный характер. Предметы, обладающие большой внутренней ценностью, весьма разнообразны. «Наибольшими ценностями, какие мы знаем или можем себе представить, являются определенные состояния сознания, которые в общих чертах можно определить как удовольствие общения с людьми и наслаждение прекрасным» (Принципы этики, с. 281). Этика Мура не только заложила основания метаэтики, но и оказала серьезное влияние на британских интеллектуалов, в частности на участников т.н. блумсберийской группы.
Сочинения:
1. Principia Ethica. L., 1903;
2. Ethics. L., 1912;
3. Philosophical Studies. L., 1922;
4. Some Main Problems of Philosophy. L., 1953;
5. Philosophical Papers. L., 1959;
6. Commonplace Book, 1919–1953. L., 1962;
7. Принципы этики. M., 1984;
8. Опровержение идеализма. – В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1987;
9. Доказательство внешнего мира. – В кн.: Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993;
10. Защита здравого смысла. – В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998.
Литература:
1. The Philosophy of G.E.Moore, ed. by P.A.Schilpp. L., 1942;
2. White A.P. G.E.Moore: A Critical Exposition. Oxf., 1958;
3. Levy P. G.E.Moore and the Cambridge Apostles. L., 1979.
И.В.Борисова

Научно-технический словарь:

МУР (Moore) Стенфорд (1913-82), американский биохимик. В 1972 г. разделил с Кристианом АНФИНСЕНОМ и Уильямом СТАЙНОМ Нобелевскую премию за исследование функционирования и состава ФЕРМЕНТА рибонуклеазы. Анфинсен открыл состав рибонуклеазы в 1950-х гг. Позднее Мур и Стайн объяснили, как она катализирует переваривание пищи. Для анализа АМИНОКИСЛОТ и ПЕПТИДОВ, а также для определения структуры рибонуклеазы они использовали ХРОМАТОГРАФИЮ. К 1973 г., используя практически тот же метод, Мур и Стайн исследовали структуру дезоксирибонуклеазы.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

I
I "каменная стена", зап., южн. (Даль), уже у Триф. Коробейн. (1584 г.), стр. 106, Куракина, Петра I, 1704 г.; см. Христиани 45. Через польск. mur – то же из ср.-в.-н. mr – то же от лат. mrus; см. Брюкнер 348. См. муровать. Ср. мурья.
II
II, мурок "луговая трава", арханг., "май", псковск. (Даль), мурак "низкая трава", тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 500), замуреть "зазеленеть" (о листве), арханг. (Подв.), мурава, мурог "дерн, луг", южн., зап. (Даль).
Родственно лит. muras, мн. maura "грязь, тина, зелень на поверхности стоячей воды", лтш. mars "газон, мурава", mauragas ж. мн. "ястребинка, Нiеrасium pilosella"; см. Маценауэр, LF 10, 349; Буга, РФВ 72, 196 и сл.; Траутман, ВSW 172; М.–Э. 2, 569 и сл.; Шпехт 65 (где далее связывается с мох).
III
III "плесень", воронежск. (Даль), чеш. mour "сажа, копоть", слвц. mr – то же.
Родственно лит. muras, мн. maura "грязь, тина", apmaurti "покрыться мохом", с др. ступенью вокализма – лит. mras "размокшая земля, грязь", mrti, mrstu "мокнуть, становиться вязким", mrdyti "загрязнять", лтш. murt, -ju, murt, -ju "загрязнять", далее сближается с мул "ил", мыть, мою, ср.-нем. mоdеr "гниль, болото" (из *mura); см. Буга, РФВ 72, 197 и сл.; Траутман, ВSW l72; М.–Э. 2, 670.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru