Определение слова «Мадрид»

Словарь географических названий:

Мадрид
(Madrid), столица Испании, в центре Пиренейского п-ова, на высоте 650 м, на Новокастильском нагорье, на берегах р. Мансарнаес (басс. р. Тахо). 2,9 млн. жителей (1999), в агломерации свыше 5,1 млн. чел. Известен с 932 г., сложился вокруг мавританской крепости Маджирит, давшей название городу (не сохранилась). В XIV–XV вв. – резиденция кастильских королей и место заседания кортесов, с 1561 г. – столица Испании. Совр. М. – осн. экон. и культ. центр страны. Маш-ние: автомобиле-, авиа- и локомотивостроение, приб-ние, электроника, эл.-техн., военная, хим., фарм., швейная, текст., обув., парфюм., пищ., бум., стек., цем. пром-сть. Осн. пр-тия сосредоточены в предместьях и городах-спутниках: Вильяверде, Хетафе, Аранхуэсе, Алькала-де-Энаресе и др. Крупный трансп. узел; междун. аэропорт Барахас. Худож. промыслы (вышивка, кружево, веера, кастаньеты, ювелирные изделия). Метрополитен. Ун-т (1508). АН, ряд научных обществ, астрономическая обсерватория; ботанический сад. Свыше 100 музеев: Прадо (выдающиеся произведения живописи испанских и иностранных мастеров), археол., естественных наук, морской, антропологический и этнографический, испанского народа, нового искусства (в осн. XIX в.), совр. искусства (XX в.), декоративного искусства, музеи Серральбо и герцога Альбы (живопись) и др. Многочисленные театры. Историческое ядро М. находится в районе быв. королевского дворца (сохранилось строение XIV в. – Торре де Сан-Николас). Многие архит. памятники утрачены при реконструкции города в XIX–XX вв. Сохранились епископская капелла (XVI в.), ансамбль площади Пласа Майор (XVI в.) и церкви XVII в.: Сан-Антонио де лос Алеманес, Сан-Хинес, Сан-Исидро эль Реаль и др.; госпиталь Осписио провинсьяль (XVIII в.). В XVIII в. М. застраивался в осн. в духе классицизма: королевский дворец, ратуша, королевская академия изящных искусств, церкви Сан-Врансиско эль Гранде и Сан-Антонио де ла Флорида (росписи Ф. Гойи). В совр. М. удачно сочетаются обширные парки, занимающие до 1/3 пл. города, широкие проспекты и площади, небоскрёбы. Монументальные бронзовые скульптуры: конные статуи Филиппа III и Филиппа IV, памятники мореплавателю X. Колумбу, живописцу Ф. Гойе, два памятника писателю М. Сервантесу и его героям, фонтаны XVIII в. К З. от М. монастырь-дворец Эскориал (гробница испанских королей), ныне музей живописи.

Большая советская энциклопедия:

Мадрид
(Madrid)
столица Испании, крупнейший политический, экономический, культурный центр страны. Главный город провинции Мадрид и исторической области Новая Кастилия. Расположен в центре Пиренейского полуострова, на плато Месета (на высоте свыше 650 м), к югу от гор Сьерра-де-Твадаррама, по обоим берегам маловодной реки Мансанарес (бассейн Тахо). Климат субтропический средиземноморский континентального типа, с жарким засушливым летом. Средняя температура января 4,9 °C, июля 24,2 °C; осадков выпадает в среднем около 440 мм в год, главным образом зимой. Город испытывает трудности в водоснабжении, в связи с чем в районе Сьерра-де-Гвадаррама созданы водохранилища, откуда вода поступает по спец. каналам.
Большой М. — обширная горная агломерация (площадь 1,2 тысяч км2, в том числе собственно города 607 км2). Большой М. делится на 18 административных районов. По численности населения — 3,2 млн. человек (1973, на 1 января) — М. занимает первое место в стране; рост населения (0,6 млн. человек в 1900, 1,5 млн. человек в 1950, 2,0 млн. человек в 1960) происходит в основном за счёт притока извне. В М. проживает постоянно около 16 тысяч иностранцев. Среди экономически активного населения (около 40% всех жителей, в том числе 82% мужчин) большая часть занята в сфере обслуживания (транспорт, торговля, финансовые учреждения и др.), около 1/3 — в промышленности (примерно 400—500 тысяч человек; значительно число строит, рабочих).
Городское управление. Городское управление возглавляет назначаемый правительством мэр (алькальд). При нём имеется городской совет, который формируется частично из представителей так называемых корпоративных групп (профессиональных синдикатов, объединений лиц свободных профессий и т.д.), частично из лиц, выбираемых путём прямого голосования главами семей.
Историческая справка. Город сложился вокруг мавританской крепости Маджирит (не сохранилась), впервые упоминающейся в хрониках 932. В 1083 крепость была отвоёвана у арабов и в 1118 за активное участие населения в Реконкисте (См. Реконкиста) получила привилегии города. В 14—15 веках М. являлся резиденцией кастильских королей и местом заседаний кортесов. В 1520 население города участвовало в восстании Комунерос. В 1561 Филипп II сделал М. столицей. Город быстро разрастался, становясь торгово-промышленным центром страны. В марте 1808 М. был занят французскими войсками. 2 мая 1808 здесь вспыхнуло восстание, положившее начало Испанской революции 1808—14. М. был также центром революций 1820—23 (подавлена французскими войсками, вступившими в город в мае 1823), 1834—43, 1854—56, 1868—74 (см. в статье Испанские революции 19 века). В 1868 в М. создана испанская группа 1-го Интернационала. В 1920 здесь основана Испанская коммунистическая партия (с 1921 — Коммунистическая партия Испании). В период Национально-революционные войны 1936—39 (см. в статье Испанская революция 1931-39) М. — важнейший оплот республиканских сил. В начале ноября 1936 фашистские мятежники подошли к предместьям М. Героическая оборона города, которая продолжалась до 28 марта 1939, вошла в историю гражданской войны в Испании как одна из ярчайших её страниц. В 60-х — начале 70-х годов в М. неоднократно происходили выступления рабочих, студентов, прогрессивной интеллигенции против франкистского режима.
Экономика. Экономическое значение М. определяют главным образом его торгово-финансовые и промышленные функции (по размерам промышленности уступает Барселоне). До середины 19 века М. оставался преимущественно административно-политическим центром. С началом железнодорожного строительства ранее находившийся в некоторой изоляции М. становится главным транспортным узлом страны, получившим международное значение. Главный аэропорт М. — Барахас. Усиление хозяйственных связей обусловило возникновение разнообразной, преимущественно лёгкой и пищевой промышленности. Только после 2-й мировой войны 1939—45, особенно в 50—60-е годы, здесь появились крупные предприятия тяжёлой промышленности. Резко изменилась не только структура промышленности, но и экономика в целом, что нашло выражение в значительном расширении сферы обслуживания. М. стал одним из крупнейших центров международного туризма.
На район М. приходится около 10% общеиспанской стоимости промышленной продукции, в том числе 19% продукции металлообработки и машиностроения, 15% строит, и химической промышленности, 15% кожевенной, 8% деревообрабатывающей, 6% пищевкусовой промышленности. Развиты транспортное машиностроение (авто-, авиа-, локомотивостроение), электротехническая промышленность (производство радио-, электрооборудования и др.), полиграфическая промышленность, производство пластмасс, фарфоро-фаянсовых изделий, парфюмерии, кожаных, швейных, трикотажных изделий, шёлковых и шерстяных тканей, тканей из искусственного волокна, платков, гобеленов, а также изделий старинных художественных ремёсел (вышивки, кружева, веера, кастаньеты, ювелирные изделия).
В М. сосредоточены правления ведущих монополистических объединений, банки, страховые общества, главная фондовая биржа, торговые фирмы.
Л. Арменгол.
Архитектура. Центр М. расположен между тремя площадями: Пласа Пуэрта дель Соль, Пласа Майор и Пласа де Эспанья. Историческое ядро М. находится к юго-востоку от района бывшего Королевского дворца (среди немногочисленных сохранившихся здесь средневековых построек — Торре де Сан-Николас, 14 век, Мудехар). Значительная часть памятников архитектуры утрачена при реконструкции города в 19—20 веках. Облик старого М. со средневековой иррегулярной планировкой сохранился лишь к юго-западу от Пласа Пуэртадель Соль, расположенной на месте восточных ворот средневекового города; от неё отходит 10 радиальных улиц. Памятники 16—18 веков — епископская капелла (1520, Платереско), ансамбль площади Пласа Майор (1619, архитектор Х. де Мора) и церковь Сан-Антонио де лос Алеманес (1624) в стиле эрререско; барочные церкви середины 17 века — Сан-Хинес, Сан-Исидро эль Реаль и другие; госпиталь Осписио провинсьяль (1731, архитектор П. де Рибера, чурригереско). В 18 — 1-й четверти 19 веков М. застраивался преимущественно в классицистическом духе (Королевский дворец, 1738—1764, архитекторы Дж. Б. Сакетти и другие, по проекту Ф. Ювары; ратуша, 17—18 века; Королевская академия изящных искусств «Сан-Фернандо» перестроена в 1774, архитектор Х. де Вильянуэва; церковь Сан-Франсиско эль Гранде, 1776—85, архитектор Ф. Сабатини; музей Прадо; церковь Сан-Антонио де ла Флорида, 1792—98, росписи Ф. Гойи, 1798). Со 2-й половины 19 века начинается стремительный рост М. (в основном в направлении на северо-восток); после постройки 1-й очереди метрополитена (1919) М. интенсивно срастается с пригородами. Образцы эклектики и «Модерна» 19 — начала 20 веков: дворцы — испанских кортесов (1843—50, архитектор Н. Паскуаль), музеев (1866—94, архитектор Ф. Хареньо) и другие; собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудена (конец 19 века, архитектор М. де Кувас). В 1929 был принят генеральный план реконструкции М. (архитектор С. Суасо). Интенсивные работы по благоустройству города велись в 1931—39 при республиканском правительстве (архитекторы Ф. де Эскондрилья и другие). В 1950-х годах разработан новый генеральный план (архитектор Х. Л. Серт), согласно которому жилая застройка развивается в основном на севере, востоке и юго-востоке. Создан ряд городов-спутников (Эскориал, Эль-Пардо и другие). Характерными элементами современного М. являются обширные парки (около 1/3 общей площади), широкие проспекты и площади, небоскрёбы. Однако с благоустроенными кварталами (преимущественно в северо-западном районе) контрастируют промышленные окраины М., а также районы, лежащие к югу от старого центра, отличающиеся скученной застройкой. В зодчестве 20 века эклектизм (Министерство авиации, 1943—51, архитектор Л. Г. Сото) сменяется современными течениями [район Сьюдад Хардин («город-сад») с университетским городком (начат в 1931, архитектор М. Лопес Отеро; разрушен в 1939; восстановлен в 1950-х годах, архитекторы М. Фисак и другие), Центральный туберкулёзный санаторий (1935); ипподром Сарсуэла (1935), институт конструкций и цемента (1951) — оба инженер Э. Торроха; многочисленные жилые микрорайоны (в том числе Каньо Рото, 1957—59, архитекторы Х. Л. Иньигес де Онсоньо и А. Васкес де Кастро), возведённые в 1960-е годы небоскрёбы («Белые башни», архитекторы Ф. Х. Саэнс де Ойса и другие)]. Монументальная скульптура: конные статуи Филиппа III (1613, Джамболонья), Филиппа IV (1640, П. Такка, по эскизу Х. Монтаньеса), фонтаны 18 века, памятники Х. Колумбу (1885, А. Мелида и Х. Супьоль), Ф. Гойе (1905, архитектор М. Бенльюре), 2 памятника М. Сервантесу (1835, А. Сола, и 1927, архитектор П. Мугуруса, скульптор К. Валера)преимущественно бронза.
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В М. находятся: Мадридский университет, Католический университет, Автономный университет М., Королевский коллегиум Марии Кристины, Консерватория, Школа драматического искусства и другие специальные учебные заведения; Королевская испанская академия, Королевская академия истории, Королевская академия изящных искусств «Сан-Фернандо», Королевская академия точных, физических и естественных наук, Королевская академия моральных и политических наук, Королевская национальная академия медицины, Совет по развитию научных исследований, многие научные общества, научно-исследовательские учреждения, Астрономическая обсерватория, Ботанический сад; 18 библиотек, крупнейшие из них — Национальная библиотека (свыше 2 млн. томов), библиотека Мадридского университета, библиотека бывшего Королевского дворца и другие; музей Прадо (национальный музей живописи и скульптуры), Национальный археологический музей, Национальный музей естественных наук, «Армерия», Морской музей, Муниципальный музей М., Национальный музей нового искусства (в основном искусство 19 века), Национальный музей современного искусства (искусство 20 века), Музей испанского народа, Национальный антропологический и этнографический музей, Романтический музей, Национальный музей декоративного искусства, Музей Серральбо (собрание живописи), Музей герцога Альбы (собрание живописи) и другие.
Среди музыкальных театров: «Реаль», «Сарсуэла», «Театро лирико»; имеются Национальный оркестр, Камерный оркестр М. Работают драматические театры: Национальный театр М. Герреро, «Эспаньоль», «Лара», «Театр комедии», «Эслава», «Бельяс артес», «Кальдерон», «Бенавенте», «Инфанта Исабель», «Валье Инклан» и другие. Функционирует Испанская национальная фильмотека.
Лит.: Soria Marco В., Madrid antiglio у moderno, Madrid, 1959; Curel R., Madrid, P., 1964.

Госпиталь Осписио провинсьяль. 1731. Архитектор П. де Рибера. Портал.

. .

Участок застройки микрорайона Каньо Рото. 1957—59. Архитекторы Х. Л. Иньигес де Онсоньо и А. Васкес де Кастро.

«Белая башня». 1969. Архитекторы Ф. Х. Саэнс де Ойса, Х. Д. Фульяондо и Х. Р. Монео.

Мадрид. Площадь кортесов.

Э. Торроха и др. Иппором Сарсуэла в Мадриде. 1935.

Л. Кувильо, Х. Л. Романи и др. Жилой дом в Мадриде. 1958.

Дж. Б. Сакетти, В. Родригес, Ф. Сабатини (по проекту Ф. Ювары). Королевский дворец в Мадриде. 1738 — 64.

Мадрид. 1 — Музей герцога Альбы (дворец Лирия); 2 — Муниципальный музей Мадрида; 3 — Романтический музей; 4 — Музей Серральбо; 5 — Дворец юстиции; 6 — Национальный театр М. Герреро; 7 — Национальная библиотека, Национальный археологический музей; 8 — Церковь Сан-Антонио де лос Алеманес; 9 — Музей испанского народа; 10 — Церковь Ла Энкарнасьон; 11 — Национальный дворец (бывший Королевский дворец); 12 — «Армерия»; 13 — Театр «Реаль»; 14 — Театр «Лара»; 15 — Церковь Сан-Хинес; 16 — Королевская академия изящных искусств «Сан-Фернандо»; 17 — Морской музей; 18 — Национальный музей декоративного искусства; 19 — Театр «Эслава»; 20 — Собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудена; 21 — Пласа Пуэрта дель Соль; 22 — Дворец испанских кортесов; 23 — Аюнтамьенто (Ратуша); 24 — Испанский банк (Банко де Эспанья); 25 — Королевская испанская академия; 26 — Театр «Сарсуэла»; 27 — Музей Прадо; 28 — Осписио провинсьяль (госпиталь); 29 — Театр «Эспаньоль»; 30 — Церковь Сан-Исидро эль Реаль; 31 — Церковь Сан-Франсиско эль Гранде; 32 — Астрономическая обсерватория; 33 — Пласа де Торес. Главная арена; 34 — Национальный музей естественных наук; 35 — Парк дель Оэсте; 36 — Зоопарк; 37 — Церковь Сан-Антонио де ла Флорида; 38 — Министерство авиации.

Новые сооружения у стадиона.

Площадь Новых министерств.

Проспект Америка.

Общий вид центральной части города.

Центр реставрационных работ. Конец 1960-х — начало 1970-х гг. Архитекторы Ф. Игерас и А. Миро.

Жилой дом. 1970. Архитектор Х. Харо.

Церковь Сан-Андрес. 1642—69. Архитекторы Х. Вильярреаль и С. Эррера Барнуэво.

Музей Прадо. 1785—1830. Архитектор Х. де Вильянуэва. Главный фасад.

Памятник Сервантесу на площади Пласа де Эспанья. 1927. Скульптор К. Валера, архитектор П. Мугуруса.

Улица Гран Виа. Застройка 19—20 вв.

Здание Министерства авиации. 1943—51. Архитектор Л. Г. Сото.

Фонтан Кибелы на площади Кибелы. 18 в. Архитектор Ф. Гутьеррес, скульптор Р. Мишель.

Музыкальная энциклопедия:

(Madrid) — столица Испании, гл. центр её муз. жизни. Ок. 3,2 млн. жит. (на 1 янв. 1973). Муз. жизнь М. получила развитие после перенесения сюда корол. двора (1561), при к-ром была создана капелла, состоявшая из фламандских, позднее франц. музыкантов. Придв. испан. капеллой Филиппа II с 1587 руководил комп. Ф. Рожер (мальчиком пел в хоре фламандской капеллы), обогативший своими произв. её репертуар. С корол. капеллой были связаны мн. видные композиторы и органисты 16-18 вв. (они писали также музыку для монастырских хоров); среди них — A., X. и Э. де Кабесоны, Д., Б. К. и Ф. дель Кастильо, Н. Гомберт, Ф. и X. дель Вадо, X. де Торрес, А. Литерес и X. Небра и др. авторы полифонич. вок. и инстр. произв. Здесь же служили лучшие певцы.
Полифонич. культовая музыка в 16-17 вв. получила высокое развитие в творчестве композиторов и органистов Т. де Виктории, X. Элиаса, X. Морено-и-Поло, М. X. де Веаны, М. Руиса, А. Солера и др. видных музыкантов, живших в мадридских монастырях. Культовые произв. комп. К. де Моралеса, Ф. Герреро и Ф. де лас Инфантас, работавших в М., были известны и за пределами Испании.
В кон. 16 в. стали популярны представления с музыкой (на светские сюжеты), к-рые давались сначала под открытым небом, затем в т-рах "Де ла Крус" и "Дель Принсипе", в нач. 17 в. в них шли комедии Тирсо де Молины, Руиса де Аларкона-и-Мендосы, А. Морето-и-Каваньи с муз. интермедиями. В 1629 при дворе была пост. первая испан. опера неизвестного автора "Лес без любви" ("La selva sin amor"), в сер. 17 в. — первая сарсуэла"Сад Фалерины" ("El jardin de Falerina") в корол. резиденции Сарсуэла (близ М.), давшей назв. этому жанру. На открытом воздухе устраивались религ. представления (autos sacramentales) с муз. сопровождением. Наряду с вокальной музыкой, звучавшей гл. обр. в аристократич. салонах, получили распространение и инстр. произв., преим. для виуэлы и гитары; выделялись гитаристы Л. Руис де Рибайяс и Ф. Герау (18 в.), известный педагог С. де Мурсиль, Ф. Моретти, М. П. В. Гарсиа (кон. 18 — нач. 19 вв.) и др.
В 1708 в М. впервые гастролировала итал. оперная труппа, для к-рой был построен спец. оперный т-р "Каньос дель Пераль". В 18 в. спектакли итал. оперы с музыкой приглашавшихся в М. итал. комп. Дж. Факко, Ф. Корселли, Ф. Коррадини, Н. Конфорто и др. регулярно ставились в т-ре "Каньос дель Пераль" и в придворном т-ре во дворце "Буэн Ретиро", к-рымв1737- 1759 руководил певец-кастрат Фаринелли. Наряду с итал. операми продолжали ставиться сарсуэлы, мелодрамы и комедии с музыкой, во 2-й пол. 18 в. — тонадильи Л. Мисона, А. Герреро, П. Аранаса, П. Эстеве, Б. де Ласерны, А. Росалеса и др.
В сер. 18 в. развиваются камерно-инстр. жанры; высокие образцы музыки для чембало, виолончели, скрипки создали Д. Скарлатти, Л. Боккерини, Г. Брунетти, работавшие при дворе, где также выступали скрипачи X. Эррандо, Ф. Манальт, гобоисты Пла (3 брата). В 1830 осн. Корол. консерватория музыки и декламации имени королевы Христины; сначала в ней преподавали гл. обр. итальянцы. Несмотря на высокий уровень развития муз. жизнь М. носила замкнутый характер. С сер. 19 в. в М. стали гастролировать мн. иностр. музыканты (выступали на сцене т-ра "Лисео"). В 1863 было создано Квартетное об-во под рук. скрипача и дирижёра X. Монастерио, пропагандировавшее камерную музыку испан. композиторов, в 1866 — Конц. об-во с собств. оркестром. К кон. 19 в. всё большую роль стали играть представители нац. направления — испан. муз. Возрождения (Ренасимьенто), к-рые в своей педагогич., композиторской и обществ. деятельности стремились к утверждению нац. испан. стиля. Среди них — Ф. Барбьери, основавший в М. об-во "Музыкальная Испания" (способствовало организации испан. оперного т-ра) и своими сарсуэлами помогавший преодолению влияния итал. оперного стиля; Т. Бретон, организовавший оркестр Художественного объединения музыкантов, П. X. Э. Арриета-и-Корера, Р. Чапи, X. Монастерио и особенно Ф. Педрель, ведущий деятель Ренасимьенто, основоположник новой испан. композиторской и музыковедч. школ.
С сер. 19 в. начался расцвет муз. т-ра; были построены спец. оперные т-ры "Паласио реаль" (1849) для придв. оперы и "Реаль" (1850), в к-рых до 1870-х гг. ставились итал. и франц. оперы, а в кон. 19 в., с усилением движения Ренасимьенто, шли нац. оперы Т. М. Эславы, Э. Серрано, Р. Чапи, Бретона. С возрождением сарсуэлы в сер. 19 в. возникли т-ры "Сарсуэла" (1856), "Театро лирико" (1902). Муз. спектакли давались также в т-рах "Сирко" (1834-56), "Институто" (1839), "Мусео" (1847-49), "Варьедадес" (1842-88) и др.
Симф. и театр. оркестрами дирижировали Барбьери, Бретон, Чапи, Монастерио, X. Гастамбиде-и-Гарбайо, X. Хименес-и-Беллидо. В нач. 20 в. созданы симф. и филармонич. оркестры под рук. Ф. Арбоса и П. Касальса. В т-ре "Реаль" шли оперы М. де Фалья, X. Турины, К. дель Кампо, М. Торробы, И. Альбениса и др. В кон. 1920-х гг. уровень развития муз. жизни М. значительно снизился. В 1925 закрылся т-р "Реаль" (его реставрация продолжается ок. 50 лет). В годы гражд. войны 1936-39 распались мн. муз. об-ва, видные музыканты эмигрировали из страны (М. де Фалья, П. Касальс, Э. К. Чапи, К. Паласио). Нек-рое оживление в конц. жизнь М. внёс в 1940-е гг. дир. А. Архента, создавший Нац. оркестр и Объединение камерной музыки, к-рые и в сер. 1970-х гг. являются ведущими проф. коллективами города. В совр. М. работают Симф. оркестр Испан. радио и телевидения (рук. И. Маркевич) и оркестр Мадридской филармонии (рук. О. Алонсо), оперные спектакли ставятся в т-ре "Сарсуэла", "Театро лирико", а также даются испан. труппой Ассоциации друзей оперы и др.; оперетты ставятся в небольших драм. т-рах. Концерты из-за отсутствия спец. помещений проводятся в крупнейших кинотеатрах города. Среди муз. организаций совр. М. — Нац. ассоциация музыки, Ассоциация муз. культуры, конц. бюро "Даниель де Кесада" и "Витериа"; имеются муз. б-ки и муз. отделы в Национальных и Муниципальных б-ках. В М. проводятся музыкальные фестивали, выходит журн. "Informazion musical".
Литература: Carmena y Millбn L., Crуnica de la уpera italiana en Madrid, Madrid, 1878; Muсoz M., Historia del Teatro Real, Madrid, 1946; Martнnez Olmedilla A., Los teatros de Madrid, Madrid, 1947; Anglйs H., La mъsica en la corte de los reyes catуlicos, v. 1-3, Barselona, 1947-60; Subirб J., El Teatro del Real Palacio, Madrid, 1950; Soria Marco В., Madrid antiguo y moderno, Madrid, 1959; Сure1 R., Madrid, (Lausanne), 1964.
M. M. Яковлев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Madrid) — столица Испании, в Кастилии, на левом берегу Мансанареса (летом высыхающего), на пустынном нагорье, 655 м над ур. моря. Летом жарко и сухо, зимой суровые холода. С предместьями более 500 тыс. жит. М. в последнее время очень разросся и украсился. Восточная площадь со статуей Филиппа IV, Большая — с садом и с лучшими магазинами: здесь прежде совершались аутодафе инквизиции. Пуэрта дель Соль — центр города и самое оживленное место; на площади Кортесов статуя Сервантеса. На конце улицы Алькада бульвар Прадо; кроме того бульвары Реколетто и Кастеллана. Церкви богаты художественными произведениями. Собор св. Исидора, с картинами Тициана и Менгса; церковь св. Франциска — самая красивая; св. Иеронима — единственная готического стиля; црк. Атоха с образом Богоматери, рисованным, по преданию, евангел. Лукою. Дворец возобновлен после пожара 1734 г. и великолепно убран внутри; масса картин, между ними — Тициана, Мурильо, Менгса. Национальная библиотека с 315000 тт. и 120000 медалями, библиотека св. Исидора, университетская. Музей дель Прадо (или королевский) с богатейшим собранием картин Мурильо, Веласкеса, Тициана, Рафаэля, Рубенса, Ван Дика, Луки Джордано, Брюггеля. Armeria real — богатое собрание оружия и доспехов; археологический музей с вазами и древностями Перу и Мексики. Университет (5000 студентов), консерватория, горное и инженерное училища, коммерческий, ветеринарный, архитектурный институты, 8 королевских академий, из которых наиболее замечательны академии художеств и юридическая. Ботанический сад, обсерватория, несколько ученых обществ. 18 театров, из них первыйоперный; на teatro espaol отлично исполняют классические пьесы. Plaza de Torros для боя быков, на 16000 человек. Ипподром. Водопровод в 70 км длины, от подошвы Пеньялары. Промышленность не выдерживает сравнения с прочими европ. столицами, но для Испании значительна. Фабрики (королевские) табачные и сигарные; золотые и серебряные вещи, ковры, бумага, фарфор, кожа. Склады товаров для внутренней торговли: вино, кофе, сельскохозяйственные продукты, колониальные товары, 30 газет, много иллюстриров. изданий. Жизнь в М. дороже, чем в других европ. столицах. Мадридцы — охотники до увеселений и развлечений, особенно до боя быков. Окрестности однообразны; королевские замки Каза де Сатро с парком, Эль Пардо с хвойным лесом и зверинцем, Эскуриал, Сан-Ильдефонс (La Granja). M. с X в. под именем Majerit служил пограничной крепостью для защиты от мавров. Издавна служа по временам резиденцией королей, на степень постоянной резиденции он возведен Филиппом II. Здесь заключены договоры 1526 г. между Карлом V и Франциском I, 1617 г. — между Испанией и Венецией, 1800 г. — между Испанией и Португалией. Во время войны за испанское наследство М. держал сторону Филиппа V. В 1808 г. мужественно противился франц. оккупации. Во время карлистских восстаний всегда держал сторону правительства. Ср. Alvarez у Baena, "Hijos de M."; Mesonero Romanos, "El antiguo M."; Amador de Los Rios, "Historia de la villa y corte de M.".

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru