Определение слова «ламаркизм»

Толковый словарь Ефремовой:

ламаркизм м.
Эволюционная теория развития живой природы французского естествоиспытателя Ж.Б. Ламарка.

Большой энциклопедический словарь:

ЛАМАРКИЗМ — первая целостная концепция эволюции живой природы, сформулированная Ж. Б. Ламарком. По Ламарку, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. В дальнейшем ламаркизм подвергался резкой критике сторонниками дарвинизма, но вместе с тем находил поддержку в различных направлениях неоламаркизма.

Биологический энциклопедический словарь:

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Её основные положения изложены им в труде «Философия зоологии» (1809). Л.— первая целостная эволюционная концепция, тесно связанная с развитием трансформизма в истории эволюц. учения. Ламарк постулировал след. положения: организмы изменчивы; виды (и др. таксономические категории) условны и постепенно преобразуются в новые виды; общая тенденция историч. изменений организмов — постепенное совершенствование их организации (градация), движущей силой к-рой является изначальное (заложенное творцом) стремление природы к прогрессу; организмам присуща изначальная способность целесообразно реагировать на изменения внеш. условий; изменения организмов, приобретённые в течение жизни в ответ на изменения условий, наследуются. Градация, по Ламарку, представляет собой саморазвитие организмов, независимое от внеш. среды, т. е. автогенез. Приспособления организмов к изменениям внеш. условий, по Ламарку, приводят к уклонениям от правильной градации. Эти адаптации, в отличие от совершенствования организмов, обусловлены изменениями внеш. среды (эктогенез). Согласно Ламарку, растения воспринимают изменения условий через обмен веществ, а у животных сначала изменяются потребности, что влечёт за собой новые действия, к-рые приводят к изменению использования органов. Постоянное употребление органа ведёт к его усиленному развитию, а неупотребление — к его ослаблению и исчезновению (т. н. первый закон Ламарка). Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются (т. н. второй закон Ламарка). Позднее было доказано, что изменения организмов, происходящие в течение их жизни в ответ на изменения внеш. среды, представляют собой модификации, к-рые не наследуются. Т. о., сущность и движущие силы эволюц. процесса объяснены Л. с идеалистич. позиций. Теория Ламарка не была принята его современниками, т. к. была слабо аргументирована, непоследовательна и не могла противостоять господствующему в те времена мировоззрению — креационизму. Отд. положения теории Ламарка впоследствии (в последарвиновский период) были использованы против дарвинизма (см. неоламаркизм). В теории Ламарка были впервые объединены идея изменяемости видов (к-рую разделяли все трансформисты) и идея прогрессивной эволюции, но не было найдено объяснения механизмов эволюц. процесса. Хотя основные положения Л. не выдержали испытания временем, историч. роль учения Ламарка — первой последовательной эволюционной концепции — несомненна.

Большая советская энциклопедия:

Ламаркизм
Первое целостное учение об эволюционном развитии живой природы, основные идеи которого были изложены Ж. Б. Ламарком в «Философии зоологии» (1809).
В основе Л. лежит представление о градации — внутреннем «стремлении к совершенствованию», присущем всему живому; действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших до самых совершенных. Результат градации — одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ (См. Лестница существ). Градация легко прослеживается при сравнении представителей крупных систематических категорий организмов (например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение. Считая градацию отображением основной тенденции развития природы, насажденной «верховным творцом всего сущего», Ламарк пытался, однако, дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов (например, теплорода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Другой фактор эволюции, по Ламарку, — постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды — основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют «способности постоянные», второму — «способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств».
Внешняя среда на растения и низших животных, лишённых дифференцированной нервной системы, действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём. Сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведёт к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и развиваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. Возникшие функционально-морфологические изменения передаются по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение. Таким образом, по Ламарку, ведущую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: изменение формы — следствие изменения функции. Положения об упражнении и неупражнении органов и о наследовании приобретённых признаков были возведены Ламарком в ранг универсальных законов эволюции. Несостоятельность обоих «законов» была доказана экспериментально уже в конце 19 в. и особенно в начале 20 в. благодаря открытиям генетики (См. Генетика). В позднейших трудах (1815, 1820) Ламарк в значительной мере сближает оба фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только как силу, нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволюции. Соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.
Обосновывая своё учение, Ламарк опирался на следующие факты: наличие разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя видами; трудности диагностики близких видов и наличие в природе множества «сомнительных видов»; изменение видовых форм при переходе в иные экологические и географические условия; случаи гибридизации, особенно межвидовой. Важными доказательствами превращения видов Ламарк считал также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при одомашнении и растений при введении в культуру. Развивая представления об эволюции, он пришёл к выводу об отсутствии реальных границ между видами и к отрицанию самого существования видов. Наблюдаемые разрывы в естественном ряду органических форм (что даёт возможность их классифицировать) — это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. Природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся индивидуумов, а систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные систематические группы. Подобное представление о текучести видовых форм стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишённого каких бы то ни было перерывов и скачков (так называемый плоский эволюционизм). Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного вымирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменившись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существование самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется их постоянным самозарождением из неживой материи. Согласно Ламарку, эволюционные изменения обычно не удаётся непосредственно наблюдать в природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и несоизмеримы с относительной краткостью человеческой жизни.
Ламарк распространил принцип эволюции и на происхождение человека, хотя в условиях господствовавшего Креационизма был вынужден маскировать свои убеждения. Он считал, что человек произошёл от обезьян. К числу факторов становления человека он относил переход к прямохождению и возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим проявлениям жизнедеятельности — сознанию и психике человека, связывая их возникновение с эволюцией нервной системы и её высшего отдела — головного мозга.
Не дав объяснения органической целесообразности и не вскрыв истинной причины эволюционного развития, Ламарк, однако, впервые провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы. Бросив смелый вызов господствовавшим в то время представлениям о постоянстве видов, он одним из первых сделал проблему эволюции предметом специального изучения, особым направлением биологических исследований. Вот почему Ламарк заслужил высокую оценку классиков марксизма.
Л. не получил признания у современников и после смерти его создателя был предан забвению. Возрождение Л. в форме Неоламаркизма произошло в последней трети 19 в. как реакция на распространение Дарвинизма.
Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 343—626; Поляков И. М., Ж.-Б. Ламарк и учение об эволюции органического мира, М., 1962; Packard A. S., Lamarck, the founder of evolution, N. Y. — [a. o.], 1901; Rostand J., Aux sources de la biologie, 4 #d., P., 1958. см. также лит. при ст. Ламарк.
В. И. Назаров.

Большой словарь иностранных слов:

Ламарка учение система эволюционных взглядов предшественника Дарвина – Ламарка.

Толковый словарь Кузнецова:

ламаркизм
ЛАМАРКИЗМ -а; м. Одна из эволюционных теорий развития живой природы. По имени её автора — французского естествоиспытателя Ж.Б. Ламарка (1744 — 1829).

Малый академический словарь:

ламаркизм
-а, м.
Эволюционная теория развития живой природы, предложенная французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
ламаркизм, -а

Социологический словарь:

ЛАМАРКИЗМ (от имени Ж. Б. Ламарка) — англ. Lamarckism; нем. La-marckismus. Основанная Ж. Б. Ламарком теория эволюции, объясняющая появление новых видов с помощью механизмов наследования, приобретенных под влиянием изменяющихся внешних условий признаков организма.

Грамматический словарь Зализняка:

Ламаркизм, ламаркизмы, ламаркизма, ламаркизмов, ламаркизму, ламаркизмам, ламаркизм, ламаркизмы, ламаркизмом, ламаркизмами, ламаркизме, ламаркизмах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Л. называется одно издвух господствующих направлений среди последователей эволюционной теории (см. Вид).Ламаркисты, следуя принципам Ламарка (см.) главными факторами эволюции считают влияние на организмы внешних условий и особенно влияние упражнения и неупражнения органов, сопровождающихся дальнейшим развитием или, напротив, уменьшением и ослаблением органов; изменения этого рода передаются по наследству и служат причиной образования новых разновидностей, видов и т. д. Они принимают притом, что вариации индивидов происходят не безразлично во всех направлениях, а обнаруживают известное определенное (прогрессивное) направление. Естественному отбору на почве борьбы за существование ламаркисты или отводят второстепенное место, или даже отвергают его значение; впрочем, в этом отношении взгляды их представляют значительные различия. В противоположность Л., дарвинизм видит в естественном отборе главный фактор эволюции и крайние дарвинисты идут в этом отношении дальше Дарвина, совершенно (или почти совершенно) отвергая значение влияния внешней среды и упражнения органов. Центром спора между обеими школами является вопрос о происхождении вариаций и в частности вопрос о возможности наследственной передачи индивидуально приобретенных признаков, т. е. тех изменений, которые организм приобрел в течение индивидуальной жизни. Для ламаркистов такая передача — главный источник вариаций, а вместе с тем и эволюции. Напротив Вейсман, стоящий во главе крайних дарвинистов, совершенно отвергает передачу по наследству индивидуально приобретенных особенностей (или по крайней мере допускает ее лишь в крайне редких, исключительных случаях), а источником вариаций считает, согласно своей теории наследственности, смешение "зародышевых плазм" при половом размножении, обусловливающее новые комбинации элементов зародышевой плазмы и новые признаки в потомстве. Происходящие таким образом вариации и служат материалом для создания новых видов, путем действия естественного отбора. Вопрос этот не может еще считаться окончательно решенным, но во всяком случае те факты, которые приводились в пользу наследственности индивидуально приобретенных признаков, оказываются частью недоказательными, частью прямо неверными. Господствующим направлением в современной зоологии надо считать дарвинизм, хотя и не в той крайней форме, в какой мы встречаем его в сочинениях Вейсмана; во всяком случае громадное большинство современных зоологов видит в естественном отборе главный фактор эволюции, независимо от вопроса, каким образом возникают вариации, служащие той почвой, на которой проявляется действие этого фактора.
Л. Кн.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru