Определение слова «иконоборчество»

Толковый словарь Ефремовой:

иконоборчество ср.
Социально-политическое и религиозное движение против христианского культа икон, наблюдавшееся в Византии — в VIII — IX вв., на Руси — в XIV в., в Западной Европе — в XVI в.

Толковый словарь Ушакова:

ИКОНОБО́РЧЕСТВО, иконоборчества, мн. нет, ср. (рел., ·ист. ). Движение против почитания икон, отразившее политическую борьбу между светской и духовной властью в Византии в 8 — 9 ·в.

Большой энциклопедический словарь:

ИКОНОБОРЧЕСТВО — религиозное движение в Византии в 8 — 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, .. не поклоняйся им и не служи им", — Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).

Большая советская энциклопедия:

Иконоборчество
Религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон (См. Икона). 1) В Византии И., иконоклазм, датируется 8 — 1-й половиной 9 вв. На разных этапах оно отражало интересы различных социальных групп. И. предшествовали еретические движения рубежа 7—8 вв. (достигшие особой остроты в Армении и Фригии), в которых протест против господствующей церкви проявлялся также и в отказе от почитания икон. Внутри господствующего класса Византии борьба вокруг культа икон по существу являлась борьбой за власть. В 730 император Лев III запретил почитание икон, сопровождая запрет конфискацией церковных имуществ, что дало значительные материальные средства государству и провинциальной знати, которая первоначально поддерживала И. Против И. выступала столичная знать, нашедшая поддержку у папства, стремившегося воспользоваться борьбой с И. для освобождения Южной Италии от византийского политического и церковного верховенства. Наиболее решительным противником И. являлось монашество, тесно связанное со столичной знатью. На церковном соборе 754 в Иерии (предместье Константинополя) были сформулированы основные принципы И. и почитание икон объявлено ересью. Обращение верующего к иконе иконоборцы рассматривали как идолопоклонство. В конце 8 в. И. пошло на спад (чему способствовали и укрепление столичной знати, и отход от официального И. народных масс), на Никейском соборе 787 почитание икон было восстановлено. На 2-м этапе иконоборческого движения, начавшемся в правление Льва V (813—20), И. носило более демократичный характер; народные массы активно выступали против засилья церкви, против монашества, против столичной знати. Провинциальная знать, социальные требования которой к этому времени в значительной мере были удовлетворены, отошла от И. Опасность нараставшего антифеодального народного движения привела к объединению провинциальной и столичной знати. И. потерпело поражение. В 843 иконопочитание было восстановлено. 2) И. имело место в Западной Европе в 16 в. в период Реформации (выступления Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 в Нидерландах и др.).
Лит.: Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, «Уч. зап. Свердловского педагогического института», 1948, т. 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры VIII — первой половины IX в., М. — Л., 1961; Ladner С., The concept of the image in the Greek Fathers and the Byzantine iconoclastic controversy, «Dumbarton Oaks Papers», 1953, № 7.

Советская историческая энциклопедия:

В ср. века религ.-политич. движение, направл. против поклонения свящ. изображениям и отражавшее протест нар. масс против церкви и освящаемого ею гнета. Наибольшее распространение И. получило в Византии. Идеологич. корни И. восходят к борьбе древнего христианства против языческого культа изображений богов и к ветхозаветным представлениям о неописуемости божества. И. испытало и влияние ислама, не знавшего почитания икон. Распространение И. в Византии относится к 8-9 вв., периоду преобладания свободной крест. общины, которая испытывала гнет со стороны гос-ва и церкви, находившихся в руках гор. сановной знати. Протест против гнета принял здесь форму нар. еретич. движения (павликиане и др.) и вылился в борьбу против поклонения иконам. Феодализирующиеся провинциальная военноземлевладельч. знать и духовенство использовали нар. движение для укрепления своего политич. и экономич. положения. Имп. Лев III, представитель интересов провинциальной знати, выходец из Сирии, в 726 выступил против иконопочитания. Не желая терять влияния на массы, духовенство поддержало Льва III и догматически санкционировало И. на соборе 754. Против И. выступила оттесненная от власти гор. знать Константинополя, торг. центры Эллады и о-вов, монашество. Императоры-иконоборцы, закрывая монастыри, распродавая их земли, конфискуя церк. сокровища и имущество гор. знати, усилили провинц. знать и фемное войско (см. Фемы), поддержали крест. общину и гор. ремесленников. Затем провинц. знать использовала свои привилегии для наступления на крестьян, что привело в дальнейшем, в 820, к нар. восстанию под рук. Фомы Славянина. Массы стали отходить от офиц. И. Этим воспользовалась окрепшая в результате улучшения условий для торговли в связи с усилением воен. мощи Византии гор. знать, к-рая в 787 временно добилась восстановления иконопочитания. В 815 провинц. знать вновь овладела гос. аппаратом и восстановила И. Однако опасность нараставшего антифеод. нар. движения привела к объединению провинц. и гор. знати в их борьбе с павликианами. Оторванное от нар. движений, И. потерпело поражение; в 843 иконопочитание было окончательно восстановлено. Победа иконопочитания содействовала развитию феодализации в Византии по своеобразному пути — при сохранении бюрократич. управления гос-вом и церковью, при господстве гор. сановной знати.
=====
И. имело место в России в 14 в. и в Зап. Европе в период Реформации (выступление Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 в Нидерландах и др.).
=====
В историографии сущность И. в Византии объяснялась по-разному. В 16-17 вв. конфессиональные историки видели в иконоборцах предшественников реформации. В 18 в. историки-просветители считали И. неудачно проводимой борьбой против суеверий (Ш. Монтескьё, Э. Гиббон). Позитивистская историография 19 в. рассматривала И. с т. зр. социально-политич. реформ (греч. ученый К. Папаригопулос, франц. А. Ломбард). И. понималось как борьба церк. и светского землевладения (В. Г. Васильевский, франц. ученый Ш. Диль) и как борьба против института монашества (И. Андреев, К. Н. Успенский). Нек-рые историки считали И. борьбой идей Востока, отд. религии к-рого (иудаизм, ислам) вообще не признают изображение божества, с самобытной греч. культурой, к-рую якобы защищали иконопочитатели (нем. ученый К. Шварцлозе). И. рассматривалось также как борьба филос. школ (Б. Мелиоранский, югосл. ученый Г. Острогорский). Совр. зап. историография изучает гл. обр. историю почитания икон в визант. церкви (франц. ученый А. Грабар). Связь И. с процессами феодализации Византии разбирается только в сов. историографии (М. Я. Сюзюмов, Е. Э. Липшиц).
=====
Лит.: Левченко М. В., История Византии. Краткий очерк, М.-Л., 1940; Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Уч. зап. Свердл. гос. пед. ин-та", 1948, в. 4; его же, Историография иконоборчества, "Визант. временник", 1962, т. 22; Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. об-ва и культуры VIII — перв. пол. IX вв., М.-Л., 1961; Grabar A., Iconoclasme byzantin. Dossier archologique, P., 1957; Alexander P. J., The Patriarch Nicephorus of Constantinople, Oxf., 1958.
=====
М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Толковый словарь Кузнецова:

иконоборчество
ИКОНОБОРЧЕСТВО -а; ср. В Византии в 8 — 9 вв. и в Западной Европе в 16 в. в период Реформации: религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон.
Иконоборческий, -ая, -ое. И-ая ересь. И-ая секта.

Малый академический словарь:

иконоборчество
-а, ср.
Религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон, имевшее место в Византии в 8—9 вв. и в Западной Европе в 16 в. в период Реформации.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
иконоборчество, -а

Новая философская энциклопедия:

ИКОНОБОРЧЕСТВОявление истории и духовной культуры Византии. Ознаменовало целую эпоху в жизни Византийской империи 8–9 вв. В 726 император Лев Исавр (717–741) издал указ, запрещавший поклонение иконам (живописным изображениям и статуям Христа, Богоматери и святых) как святыням. В 730 издал более суровый указ, предписывавший уничтожать иконы. Патриарх Герман, отказавшийся подписать указ, был смещен. Часть клира присоединилась, по-видимому, из искреннего убеждения, к императорской иконоборческой партии, другая часть, а также практически все монашество, сопротивлялись и подвергались гонениям. Сын Льва Константин V (741–775) усилил гонения, особенно против монахов: их изгоняли из монастырей, насильно женили, брили, а в случае неповиновения секли кнутом, ссылали или казнили. Константин озаботился и теоретическим обоснованием иконоборчества: в 754 по его распоряжению был созван церковный собор, объявленный 7-м вселенским, рассматривавший свидетельства Писания и отцов Церкви против поклонения материальным изображениям как идолопоклонства. Сами иконоборцы из материальных символов признавали достойным почитания лишь крест. После смерти Константина в 787 в Никее собрался вселенский церковный собор, последовательно опровергший все аргументы и догматы собора 754 как еретические. Однако иконоборческое движение вспыхнуло с новой силой при императоре Льве V (813–820) и продолжалось как государственная политика при Михаиле II (820–829) и Феофиле (829–842). Лишь после смерти Феофила его вдова Феодора восстановила иконопочитание и ввела в 843 праздник «Торжества православия», отмечающийся до настоящего времени Православной церковью в первое воскресенье Великого поста.
Трудно уяснить мотивы иконоборцев, в частности и потому, что большая часть их сочинений не сохранилась. Из многочисленных гипотез, выдвигавшихся исследователями для объяснения иконоборчества, можно выделить в качестве главных следующие: 1) иконоборчество – это род рационалистического просвещения, когда просвещенные императоры боролись против суеверия за чистоту христианства (с этой точки зрения европейскую Реформацию также называют эпохой иконоборчества); 2) государственная власть Византии стремилась сломить политическую и экономическую мощь монашества и церкви вообще, т.е. иконоборчество – это цезаропапизм (с этой точки зрения проводилось сравнение между иконоборчеством и церковной политикой Петра I); 3) влияние ислама – главного соперника Византии в ту эпоху (императоры-иконоборцы принадлежали к Исаврийской династии и происходили с Востока).
Вероятно, все эти факторы в той или иной мере имели место. Однако более убедительным представляется видеть в иконоборчестве проявление тенденции, постоянно присутствующей в самом христианстве. Она не связана ни с политикой, ни с экономикой и проявляется, в частности, в творчестве Оригена, Евсевия Кесарийского, средневековых философов-реалистов, платонизирующих противников Григория Паламы, неоплатоников Возрождения и немецких мистиков; в более резкой форме – в еретических движениях богомилов на востоке Европы и альбигойцев на западе. Это уклон христианства к дуализму, «ересь платонизма». В обоснование своей позиции иконоборцы ссылались прежде всего на Ветхий Завет («Не сотвори себе кумира»), на новозаветный тезис «Отца же никто не видел» и на догмат о божественной природе Иисуса Христа (на иконе может быть представлена только человеческая его природа, так что поклонение иконе – несторианская ересь), а также на святоотеческие учения, прежде всего Евсевия Кесарийского и Епифания Кипрского (наиболее философски убедительную мотивацию будущего иконоборчества предлагает Ориген, на которого прямо не ссылались, но под влиянием которого находились многие отцы Церкви, в т. ч. Ев-севий). В качестве теоретиков иконопочитания и главных борцов против иконоборчества выступали Иоанн Дамаскин [ИОАНН ДАМАСКИН], Феодор Студит, патриарх Никифор. Ими было разработано учение об образе вообще и его соотношении с первообразом, но главная полемика велась в области христологической догматики: в учениях иконоборцев была выявлена присутствовавшая там докетическая тенденция (во Христе усматривается прежде всего его божественная природа как Логоса, вселенского разума, а воплощение принимается не вполне всерьез). В почитании икон видят почитание главного события христианской истории – Боговоплощения. Само поклонение относят не к иконе, а к ее прообразу, однако икона – не просто символ и напоминание; между нею и ее прообразом мыслится реальная связь, своего рода «ипостасное единство», так что икона для верующего – священный предмет, способный творить чудеса силою своего прообраза.
Литература:
1. Флоровский Г. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор. – В кн.: Догмат и история. М., 1998, с. 351–377;
2. Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. В., 1929;
3. Martin E.J. A History of the Iconoclastic Controversy. L., 1930.
Т.Ю.Бородай

Грамматический словарь Зализняка:

Иконоборчество, иконоборчества, иконоборчества, иконоборчеств, иконоборчеству, иконоборчествам, иконоборчество, иконоборчества, иконоборчеством, иконоборчествами, иконоборчестве, иконоборчествах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru