Определение слова «воскресение»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
воскресение
I ср.
1. Процесс действия по гл. воскресать
2. Результат такого действия.
II ср.
Чудесное возвращение к жизни после смерти как главное событие и основной догмат христианства.
2.
Воскресение ср.
Воскресение Христово.

Толковый словарь Ушакова:

ВОСКРЕСЕ́НИЕ, воскресения, ср. (·книж. ).
1. По различным религиозным верованиям — возвращение мертвых к жизни.
2. перен. Внутреннее обновление, возрождение.

Толковый словарь Даля:

См. воскрешать

Этимологический словарь Крылова:

Очевидно, что это слово связано с глаголом воскресать. Когда-то оно имело значение "день воскресения из мертвых", а этим именем назывался первый день Пасхи; затем это название постепенно перешло в понятие "нерабочий день", вытеснив название неделя в значении "выходной день".

Толковый словарь Кузнецова:

воскресение
ВОСКРЕСЕНИЕ -я; ср. к Воскреснуть. В. из мёртвых.
Светлое воскресение Христово = Пасха.

Мифологическая энциклопедия:

Иисуса Христа (греч. , лат. Resurrectio), в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения. Евангелия рассказывают, что Христос неоднократно предсказывал свою насильственную смерть и В. «в третий день» (напр., Матф. 16, 21; 17, 23; 20, 19). Этот срок, символически соотнесенный с ветхозаветным прототипом — трехдневным пребыванием Ионы в утробе морского чудища (Матф. 12, 40: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»), назван в соответствии со счетом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя фактически между смертью Христа и его В., как они изображены в Евангелиях, лежит меньше двух суток — примерно от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье). Само событие В. как таковое, т. е. оживание тела Христа и его выход из заваленной камнем гробницы, нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку предполагается, что никто из людей не был его свидетелем (по этой же причине оно не изображается в византийской и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом «Евангелии Петра» имеются наглядные картины самого В. Канонические Евангелия сообщают лишь: во-первых, о зрелище пустой гробницы со сложенным в ней саваном (Ио. 20, 5-7) и отваленным камнем, на котором сидит юноша, облеченный в белую одежду (Мк. 16, 5), т. е. один из ангелов (Матф. 28, 2), или два ангела (Лук. 24, 4), ясными словами говорящие о В.; и во-вторых, о явлениях воскресшего Христа своим последователям. Пустую гробницу как вещественный знак В. видят мироносицы, т. е. женщины, пришедшие рано утром в воскресенье довершить дело погребения и помазать тело Христа по восточному обычаю благовонными и бальзамирующими веществами (Матф. 28, 1-8; Мк. 16, 1-8; Лук. 24, l-II).Затем к пустой гробнице являются и входят в нее апостол Петр и «другой ученик» (Иоанн Богослов) (Ио. 20, 2-10). Явления воскресшего Христа отличаются чудесными особенностями. Они телесны (Христос ест с учениками, апостол Фома пальцем ощупывает на теле Христа рану от копья), но телесность эта уже не подчинена физическим законам (Христос входит сквозь запертые двери, мгновенно появляется и мгновенно исчезает и т. д.). Он перестал быть непосредственно узнаваемым для самых близких людей: Мария Магдалина сначала принимает его за садовника (Ио. 20, 15), ученики, которым он явился на пути в Эммаус, пройдя с ним долгую часть пути и проведя время в беседе с ним, вдруг узнают его, когда у них «открываются глаза», причем он сейчас же становится невидимым (Лук. 24, 13-31); но не все поверили в телесное В. Христа (Матф. 28, 17, ср. рассказ о неверии Фомы, Ио. 20, 25). По преданию, не имеющему опоры в евангельском тексте, но разделяемому православной и католической традицией, Христос по воскресении раньше всех явился деве Марии. Согласно канонической версии, явления воскресшего Христа и его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились вознесением. В одном новозаветном тексте упоминается явление Христа по воскресении «более нежели пятистам братий в одно время» (1 Кор. 15, 6).Православная иконография В. знала наряду с мотивом сошествия во ад (настолько тесно связанным с темой В., что византийские и древнерусские изображения сошествия во ад воспринимаются как иконы В.) мотив мироносиц перед пустым гробом. Мотив победоносного явления Христа над попираемым гробовым камнем, с белой хоругвью, имеющей на себе красный крест, сложился в католическом искусстве позднего средневековья и перешел в позднюю культовую живопись православия.О связи сюжета христианского В. с аналогичными религиозно-мифологическими представлениями см. в ст. УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ.Лит.: Косндовский 3., Сказания евангелистов, пер. с польск.. М., 1977, с. 220-30; Campenhausen Н. von, Der Ablaut der Osterereignisse und das Leere Grab, Hdlb.. 1952; Conzelmann Н., Khnneth W., Auferstehung Christi, в кн.: Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Bd 1, Tbingen, 1957. С. С. Аверинцев.

Словарь антонимов русского языка:

ЖИЗНЬ — СМЕРТЬ
Прижизненный — посмертный (см.)
— Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? что такое жизнь, что смерть? — спрашивал он себя. Л. Толстой. Война и мир.
Дай мне ясной жизни, судьба, дай мне гордой смерти, судьба! Р. Рождественский. Реквием.
[Человеческое сердце] в те легендарные дни так же твердо, как и в наши, отказывалось верить в смерть, а верило только в жизнь. Все пройдет — не пройдет только эта вера! Бунин. Скарабеи.
Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они? Чем я обязан — знаю я. И пусть не только стих, Достойна будет жизнь моя Солдатской смерти их. Щипачев. Павшим.
Инсаров целых восемь дней находился между жизнью и смертью. Тургенев. Накануне.
БЫТИЕ — НЕБЫТИЕ
Поэзия существует как мощный выразитель исторической жизни общества и отдельной личности в нем. Она говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде. Л. Озеров. В мастерской стиха.
Бытие отвергалось как непереносимое, антигуманное. Поэтому само спасение начинает пониматься как преодоление всякого бытия, переход в небытие. А. Кочетов. Буддизм.
Он серьезно относился к проблеме своего бытия и небытия. В. Комиссаров. Старые долги.
БЫТИЕ — СМЕРТЬ
Воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная живых сил и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью. А. Хомяков. О старом и новом.
ЖИЗНЬ — МЕРТВЕЧИНА
Забросали слушателей множеством новых терминов и слов; показали они в своем изложении и логическую связь, и следование за новыми открытиями, и горячку собственного увлечения, но, увы! не было только жизни в самой науке. Мертвечиной отозвалась в устах их мертвая наука. Гоголь. Мертвые души.
Мне бы памятник при жизни полагается по чину. Заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь! Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Маяковский. Юбилейное.
Ср. Рождение — смерть. Смерть — воскресение. Смерть — бессмертие

РОЖДЕНИЕ — СМЕРТЬ
Рождаемость — смертность (см.)
Рождение человека — смерть человека. От рождения — до смерти.
И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землей? Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселиться, Чем о рождении моем. Лермонтов. Одиночество.
Смерть и рождение — в этом не только прочность жизни, ее непрерывность, неуклонность развития, в этом и сложность бытия. Не было б рождения, не было б и смерти, не было бы горя, не по чему тогда измерять счастье, оно бы отсутствовало. Мир состоит из вопиющих противоречий. Тендряков. Короткое замыкание.
Вы с Россией одни. Вы услали посредников. Смерть — рожденью сродни. В этом счастье последнее. ... Да не минет нас чаша Чрезвычайного часа. А. Вознесенский. Доктор Осень.
РОЖДЕНИЕ — КОНЧИНА (высок.)
Сто лет прошло со дня его рождения, и только шестьдесят два года со дня его роковой кончины. Куприн. Солнце поэзии русской.
Ср. Жизнь — смерть. Смерть — воскресение. Смерть — бессмертие
СМЕРТЬ — БЕССМЕРТИЕ
Смертный — бессмертный (см.)
В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать. К. Симонов. Слава.
Внимают юноши строфам про смерть, а сердцем слышат: бессмертье. Маяковский. По городам Союза.
Толстой говорил почти теми же словами: — Я качусь, качусь под гору смерти. А я не хочу смерти, я хочу и люблю бессмертие. Бунин. Освобождение Толстого.
БРЕННОСТЬ — ВЕЧНОСТЬ
Бренный — вечный
Такого моря после уже никогда не будет. Будет другое море, спокойное или грозное, не понятное до конца, вызывающее сложные и бесполезные мысли о вечности и бренности... И. Гофф. Превращения.
Я беру в руки вашу дорогую голову — какое странное ощущение: вечность черепа под бренностью волос, вечность скалы — бренность травы на ней... М. Цветаева. Флорентийские ночи, письмо 6.
Ср. Жизнь — смерть. Рождение — смерть. Смерть — воскресение
СМЕРТЬ — ВОСКРЕСЕНИЕ
Григорьев разлил по стаканам остатки жидкости. — Со свиданьицем! — Привыкнуть к специи было невозможно — они вновь пережили смерть и воскресение. Нагибин. Злая квинта.
Под знаком воскресения и недавней смерти шла вся книга. М. Цветаева. Наталья Гончарова.
Ср. Жизнь — смерть. Рождение — смерть. Смерть — бессмертие

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
воскресение, -я (от воскреснуть)

Толковый словарь Ожегова:

ВОСКРЕСЕНИЕ, я, ср.
1. см. воскреснуть.
2. В религиозных представлениях: возвращение к жизни Иисуса Христа. В. Иисуса Христа. Праздник воскресения Христова (Пасха).

Словарь паронимов русского языка:

воскресение // воскресенье
ВОСКРЕСЕНИЕ Возвращение к жизни; перен. возрождение, внутреннее обновление. Синоним: оживление. Антоним: умерщвление.
Воскресение: ~ из мёртвых; ~ человека, сил, способностей, природы.
• — Странная какая-то вещь... … Очень сомневаюсь, что сей Лазарь достоин воскресения. М.Горький. В.Г.Короленко. Я выздоровел, пополнел …, и с каждым днём воскресение моё становилось для меня яснее и ощутимее. Гл.Успенский. Новое время.
ВОСКРЕСЕНЬЕ Седьмой день недели, следующий за субботой.
Воскресенье: каждое ~; отдыхать в ~; поехать за город в ~.
• Несколько воскресений сряду Рубановский приставал ко мне с одними и теми же просьбами. С.Аксаков. Встреча с мартинистами.

Грамматический словарь Зализняка:

Воскресение, воскресения, воскресения, воскресений, воскресению, воскресениям, воскресение, воскресения, воскресением, воскресениями, воскресении, воскресениях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Иллюстрированный журнал, издается еженедельно в СПб. с 1887 г. и редактируется князем В. П. Мещерским; предназначен для народного чтения.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru