Определение слова «гротеск»

Толковый словарь Ефремовой:

гротеск
I м.
1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов.
2. Произведение литературы и искусства, созданное на основе такого приёма.
II м.
Орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, фигурки людей, маски и т.п.).
III м.
Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов.

Толковый словарь Ушакова:

ГРОТЕ́СК, гротеска, ·муж. (·итал. grottesco).
1. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле (иск.; ·первонач. Название стенной живописи в римских гротах).
2. в знач. неизм. прил. То же, что гротескный (иск.). Стиль гротеск.
3. Название одного из типографских шрифтов (·тип. ). Набрать заглавие гротеском.

Большой энциклопедический словарь:

ГРОТЕСК — устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.) — характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной элементов букв.
ГРОТЕСК (франц. grotesque, букв. — причудливый; комичный) — 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).
2) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.).

Архитектурный словарь:

Вид орнамента, включающего в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
* * *
Сложный орнамент, причудливо вплетающий в растительные и геометрические мотивы фигурки людей и животных.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
* * *
(франц. grotesque — причудливый) вид живописного или лепного орнамента затейливого характера, где причудливо сочетаются изображения людей, растений, фантастических животных. Наиболее древние образцы гротеска обнаружены в развалинах древнеримских построек, называвшихся в народе гротами, отсюда он и получил свое название. Гротеск обрел популярность после росписей Рафаэля в лоджиях Ватикана. В Эрмитаже арх. Дж. Кваренги воспроизвел знаменитую галерею Д. Браманте. Вся поверхность стен и сводов ее покрыта причудливой росписью — точной копией прославленных гротесков Рафаэля.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

I
Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот)
1) орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г. были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений («гротов») «Золотого дома» Нерона (1 в. н. э.) и др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане — в апартаментах Борджа, 1493—94, художник Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля). 2) Тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г. резко смещает «формы самой жизни», создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории (См. Аллегория)) расшифровки. Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает «противоречивое единство» разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.
Г. — древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое искусство (например, фигуры «химер» на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока — в драме). Став характерной формой народной культуры (особенно — карнавалов) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистическое и стихийно диалектическое понимание бытия народом. Художественная вершина этого «гротескного реализма»литература, живопись и театр Ренессанса (например, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итальянская Комедия дель арте, живопись Х. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ренессансного Г. — отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и — одновременнонасмешливый высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирического смеха нового времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной «неготовности» бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство исторических перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.
Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирический Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтический Г. выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагическое ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетического и нравственного (например, у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинплена и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы — «Человек, который смеется»). Немецкие романтики отчётливо различают в гротескном мире «добро» и «зло», разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г.: смех принял форму иронии (См. Ирония) и Сарказма («Крошка Цахес» и «Повелитель блох» Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. совершили художественное открытие — душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю «бесконечность» личности.
Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя — художников с весомым романтическим наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историческую ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирический Г. — «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г.
В 20 в. Г. становится вновь характерной формой искусства, в том числе ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (Экспрессионизм, Сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в котором правит «оно» — непостижимая и бесчеловечная сила, «безусловная необходимость», превращающая человека в марионетку; Г. пронизан «страхом жизни» и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве многих крупных художников 20 в., гротескный мир которых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму («Превращение» и «Процесс» Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло. живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистический Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историческую «стихию» и могущество зла, сохраняет при этом основные мотивы «гротескного реализма» и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского («Клоп», «Баня»), пьесы-сказки Е. Л. Шварца («Дракон», «Голый король»), опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.
Как элемент стиля заострённый комический приём Г. характерен для ряда комический жанров — карикатуры (См. Карикатура), Памфлета, Фарса, буффонады (См. Буффонада), клоунады (См. Клоунада), эксцентрики (См. Эксцентрика) и др.
Лит.: Луначарский А., О смехе, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Манн Ю. Б., О гротеске в литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана «Шинель» Гоголя, в его кн.: О прозе, Л., 1969; Kayser W.. Das Groteske in Malerei und Dichtung. Hamb., 1960: Piel F., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance, B., 1962.
Н. П. Разин.
II
Гротеск
вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без отсечек.

Применяется главным образом для набора заголовков в газетах, объявлений, афиш и т. п.

Большой словарь иностранных слов:

Гротеска, м. [ит. grottesco]. 1. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле (искус.; первонач. название стенной живописи в римских гротах). 2. в знач. неизмен. прил. То же, что гротескный (искус.). Стиль гротеск. 3. Название одного из типографских шрифтов (тип.). Набрать заглавие гротеском.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из итальянского, где grotesco произведено от grotta – "грот". Слово "гротеск" означает "изображение чего-нибудь в фантастическом, преувеличенном виде" и обязано своим происхождением живописи, найденной в гротах, остатках Золотого дома императора Нерона.

Толковый словарь Кузнецова:

гротеск
ГРОТЕСК [тэ], -а; м. [итал. grotesca]
1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. в фантастическом, уродливо-комическом виде. Мастер гротеска. Г. в литературе. Г. в декорациях, костюмах, в постановке спектакля. В сатирической графике нередко сочетается патетика и г. // О произведении литературы, живописи и т.п., созданном на основе такого приёма.
2. Типогр. Шрифт с равномерной толщиной штрихов.
Гротескный; гротесковый, -ая, -ое. (1 зн.). Г. стиль. Г-ые образы. Г-ая роль. Г-ая трактовка образа. Гротескно; гротесково, нареч. Г. изобразить.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
гротеск, -а

Филателистический словарь:

назв. одного из шрифтов (прямой, с линиями одинаковой толщины), широко использ. при оформлении текстов на знаках почт, оплаты в разных странах.

Грамматический словарь Зализняка:

Гротеск, гротески, гротеска, гротесков, гротеску, гротескам, гротеск, гротески, гротеском, гротесками, гротеске, гротесках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru