Определение слова «КВАРЕНГИ»

Большой энциклопедический словарь:

КВАРЕНГИ (Quarenghi) (Гваренги) Джакомо (1744-1817) — российский архитектор. Представитель классицизма. По происхождению итальянец. В России работал с 1780. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон "Концертный зал" (1782-88) и Александровский дворец (1792-1800) в Царском Селе (ныне г. Пушкин) — Ассигнационный банк (1783-99) — Эрмитажный театр (1783-87) — Смольный институт (1806-08) — в Санкт-Петербурге.

Большая советская энциклопедия:

Кваренги
Гваренги (итал. Куаренги, Quarenghi) Джакомо [20 или 21.9.1744, Валле-Иманья, близ Бергамо, Италия, — 18.2(2.3).1817, Петербург], архитектор, представитель русского классицизма конца 18 — начала 19 вв. Итальянец по происхождению. С 1761 учился в Риме живописи у А. Р. Менгса и С. Поцци; изучал античную архитектуру, работы Палладио. В России работал с 1780. Первая значительная работа К. — Английский дворец в Петергофе (ныне Петродворец; 1781—1794; полностью разрушен немецкими фашистами в 1942), классически ясное монументальное здание, с мощными колоннадами коринфского ордера. Среди крупнейших работ: здания Академии наук (1783—89), Ассигнационного банка (1783—90), Эрмитажного театра (1783—1787), корпус Обуховской больницы (1782—87, перестроен), Екатерининский институт (1804—07), Конногвардейский манеж (1804—07), Смольный институт (1806—1808)— все в Ленинграде. Они отличаются ясностью планировочных решений, простотой и чёткостью объёмных композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Среди дворцовых загородных построек — Александровский дворец (1792—96) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), центр главного фасада которого подчёркнут парадным двориком, пространственно связанным с парком открытой торжественной колоннадой. К. был умелым строителем-практиком, тщательно следившим за высоким качеством осуществления своих работ в натуре.
Многочисленные рисунки К. скрупулёзно изображают памятники древнерусского зодчества, постройки современных ему архитекторов, жанровые сцены («Теремной дворец в Кремле», «Михайловский замок», «Коломенское» — все тушь, акварель, Эрмитаж, Ленинград; « Катание по льду на Неве», тушь, акварель, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; «Панорама Кремля», акварель, тушь, Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва). К. издал гравированные альбомы со своих проектов Эрмитажного театра и Ассигнационного банка (1787 и 1791) и первый том собрания своих проектов (1810).
Лит.: Талепоровский В. Н., Кваренги, Л. — М., 1954; Гримм Г. Г., Кваренги, Л., 1962; Архитектурные проекты и рисунки Д. Кваренги из музеев и хранилищ СССР, Л., 1967.

Дж. Кваренги. Эрмитажный театр в Ленинграде. 1783—87.

Дж. Кваренги. Здание Ассигнационного банка (ныне Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского) в Ленинграде. 1783—90.

Дж. Кваренги.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Джакомо (Quarenghi или Guarenghi) — известный архитектор и живописец (1744-1817), сын и внук живописца, род. в Бергамо, сперва учился живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Будучи 35 лет от роду, приехал в СПб. искать счастия при дворе Екатерины II. Еще до своего отъезда из Италии построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской, в Вене. По поручению Екатерины II К. построил в СПб. здание государственного банка, эрмитажный театр и арку, соединяющую этот театр с зданием Старого Эрмитажа. Павел I назначил К. архитектором Высочайшего двора и поручил ему построить дом на Дворцовой Набережной в приданое Анне Петровне Лопухиной. В Царском Селе К. построил Александровский дворец, представляющий в плане два квадрата, связанные параллелограммом с крыльцами в середине здания, украшенными колоннами, и здание театра в саду близ Большого дворца. При Александре I он построил здание Смольного института, соединив новую постройку с монастырем, сооруженным граф. Растрелли. По проекту К. (1803) построена спб. Мариинская больница для бедных. Из последних работ К. выдаются: английский дворец в Петергофе, манеж л.-гв. конного полка (в СПб.) и триумфальные ворота за Нарвской заставой, воздвигнутые по случаю вступления в СПб. гвардии после взятия Парижа. Работы К. исполнены в духе новой итальянской школы с ее изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, совершенно непригодным для северных стран, где колонны, столь любимые К., отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях К. всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Состоял почетным вольным общником Имп. акд. художеств. Ум. в СПб. 18 февраля 1817 г. В Милане в 1821 г. его сыном изданы его планы и пр. "Fabbriche e Disegni di Giacomo Guarenghi". Ср. "Зодчий" (1872, № 5).
Ум.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru