Определение слова «Гарнак»

Большой энциклопедический словарь:

ГАРНАК (Харнак) (Harnack) Адольф (1851-1930) — немецкий протестантский богослов и церковный историк. Автор фундаментальных трудов по истории раннего христианства, христианской литературы и истории догматов, которые он рассматривал как "создание греческого духа на почве Евангелия". С 1888 профессор в Берлине, генеральный директор Прусской государственной библиотеки (1905-21) — президент Евангелическо-социального конгресса (1903-12) — с 1910 президент основанного по его инициативе Общества содействия науке императора Вильгельма (с 1948 — Общество Макса Планка).

Словарь по культурологии:

Адольф фон Грнак (Harnack) (1851-1930)
нем. теолог и историограф. Образование получил в Дерпте. С 1876 — проф. в Лейпциге, Гисене, Марбурге, с 1889 — в Берлине. В 1903-11 — президент Евангелическо-социального конгресса.
Г. — последователь А. Ричля (1822-89), представитель “либеральной теологии”, стремившейся устранить из религии мифол. элемент как несущественный и, вместе с тем, отвлекающий от абсолютной истины — нравств. содержания христианства, в к-ром воплощена цель истор. процесса и религии, следовательно, оно есть проявление гл. содержания культуры, мотивация для этики.
Г. утверждал, что сущность христианства заключена в Евангелии Иисуса. В работе 1920 “Маркион” он предлагал изъять из канона Ветхий Завет как нечто противоречащее христ. учению. С др. стороны, само Евангелие извращено развитием догматики (к-рая по своему построению есть “произведение греч. духа на почве Евангелия”) и основанной на ней организации. Сущность христианства в какой-то мере была возрождена Лютером, очистившим “ядро” от “скорлупы” — истор. характера веры, наслоившегося в обрядности и церковных институтах.
В период, когда Г. писал свою осн. работу “Сущность христианства” (1900), он, отвергая божественность Христа, утверждал, что в Евангелии славится не Сын, а только Отец. Три первых Евангелия Г. считал истор. документом, повествующим о жизни реального человека. Позже он признал верховный авторитет Иисуса и необходимость поклонения Ему, но пересмотра своего учения не предпринял.
Соч.: Lehrbuch der Dogmengeschichte. 3 Bde. Freiburg i. Bi-., 1886-1890; Das Wesen des Christentums. Lpz., 1900; Uber die Sicherheit und die Grenzen geschichtlichen Erkenntnis. Munch., 1917; Сущность христианства. М., 1907; Религиозно-нравств. основы христианства в истор. их выражении. Харьков, 1907; Церковь и гос-во до образования гос. церкви // Из истории раннего христианства. Сб. статей. М., 1907.
Лит.: Лебедев А.П. “Сущность христианства” по изображению церковного историка А. Гарнака // Богословский вести. С. Посад, 1901. № 10, 11, 12; Кулюкин С.Л. “Сущность христианства” проф. А. Гарнака: Изложение и разбор. СПб., 1902; Лепорский П.И. Христианство и совр. мировоззрение // Христианское чтение. СПб., 1903. ч. I; Виноградов В.П. Иисус Христос в понимании Ренана и Гарнака. С. Посад, 1908; Сахаров Н. Очерки религ. жизни в Германии // Богослов. Вестн. С. Посад, 1903. Т. 2. № 7-8. [Июль-август]; С.П. Новый Ренан на нем. почве // Труды Киев. Дух. Академии. 1907. Кн. 4.
А. Т..Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Новая философская энциклопедия:

ГАРНАК (Harnack) Адольф (7 мая 1851, Дерпт – 10 июня 1930, Гейдельберг)немецкий протестантский теолог, главный представитель либеральной теологии, историк. Изучал теологию в Дерпте и Лейпциге, ученик А.Ричля. В 1874 – доктор теологии, с 1876 – профессор церковной истории в Лейпциге, в 1879 – в Гессене, в 1886 – в Марбурге, в 1886–1921– профессор в Берлинском университете. С 1890 член Прусской академии наук. В 1903–11– президент Евангелического социального конгресса. Основной труд «Учебник по истории догматов» (Lehrbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd, 1886–89), охватывающий историю христианства до Лютера, должен был по замыслу Гарнака способствовать установлению связей между христианской теологией и культурными ценностями современной эпохи. Теологию он понимал как науку по преимуществу историческую, которая должна соответствовать культурному уровню своей эпохи и отвечать принципу единства познания и жизни, науки и практической деятельности. Религию Гарнак рассматривал как главную, «основную часть культуры»; ведущая тема его теологии (и либеральной теологии в целом) – неразрывная связь христианства и культуры, религии и образования: теология призвана способствовать усилению влияния христианства на общественную жизнь. Эту цель преследовали его знаменитые лекции «О сущности христианства» (Das Wesen des Christentums, 1899–1900), ставшие сразу же теологическим бестселлером и переведенные на многие языки, в т.ч. на русский.
Гарнак исходил из того, что главные проблемы церковной истории могут быть поняты и объяснены из анализа первоначального христианства: сущность христианства познается в обращении к личности и учению Иисуса Христа. Главные темы «евангелического христианства», как его понимает Гарнак, составляют – Царство Божие и его пришествие; Бог Отец и ценность человеческой личности; высшая праведность и заповедь любви. Эллинизация Евангелия привела к тому, что Новый Завет был связан с чуждой его духу греческой философией и в результате «простая религия Иисуса» была искажена и трансформирована в догмат о Воплощении Сына Божьего. Лишь Реформация [РЕФОРМАЦИЯ]очистила Евангелие от этого искажения и восстановила первоначальное учение Иисуса Христа. Поэтому в своих работах по истории христианской догматики Гарнак особое внимание уделял исследованию связи теологии [ТЕОЛОГИЯ]с философией, рассматривая догмат как «произведение греческого духа на почве Евангелия». Утраченное в эпоху Просвещения единство культуры и религии может быть восстановлено в наше время, как полагает Гарнак, с помощью свободного от спекулятивных наслоений подлинного Евангелия Иисуса, а это значит«знания и признания Бога Отцом», признания ценности личности и этического идеала Царства Божьего. Таков, согласно либеральной теологии, единственно приемлемый и имеющий смысл для современного человека образ христианства, соответствующий сознанию и культуре нашего времени и не входящий в противоречие с ними. Преодоление конфликта между современным обществом и христианской религией – основной мотив и пафос не только теологии Гарнака, но и его практической деятельности в Евангелическом социальном конгрессе, которая отражена в работе Гарнака «Евангелическо-социальные задачи в свете истории церкви» (1894). Проблематика, разрабатывавшаяся Гарнаком, актуальна и в наши дни. Несмотря на сильную оппозицию основным идеям либеральной теологии со стороны диалектической теологии [ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ](начало развитию которой положил К.Барт – ученик Гарнака), либеральная теология сохраняет определенное значение и в кон. 20 в., поскольку поставленная ею проблема взаимоотношения религии и культуры обретает все большую злободневность.
Сочинения:
1. Общая история европейской культуры, т. 5: Сущность христианства. СПб., 1911;
2. Там же, т. 6: История догматов;
3. Lerbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd. Tb., 1886–89;
4. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius, 3 Bd. Tb., 1893–1904;
5. Das Wesen des Christentums. Tb., 1900;
6. Marcion. Tb., 1921;
7. Reden und Aufstze, 7 Bd. Tb., 1903–30.
Литература:
1. Гараджа В.И. Либеральная теология. – В кн.: Протестантизм. М., 1971, разд. 2;
2. Aland К., Elliger W., Dibelius О. Adolf von Harnack in Memoriam. Reden zum 100. Geburtstag, 1951.
В.И.Гараджа

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Theodosius Harnack) — заслуженный лютеранский богослов (1817-1889), профессор Дерптского университета. Главные сочинения: "Die luth. Kirche Livlands u. d. herrn
hutische Brdergemeinde"; "Der christliche Gemeindegottesdienst in apostol. Zeit"; "Die Kirche, ihr Amt und Regiment" и др. Сыновья его, близнецыАдольф и Аксель, род. в 1851 г.
Адольф Г. — богослов. Главные из его сочинений и изданий: "Zur Quellenkritik der Geschichte des Gnostizismus" (Лейпциг, 1873); "Patrum apostolicorum opera" (1875-77); "Die Zeit des Ignatius" (1878); "Das Mnchtum, seine Ideale und seine Geschichte" (3 изд. 1886 г.); "Lehre der zwlf Apostel" (текст с переводом и учеными примечаниями, 1884). В самое последнее время Г. произвел большую сенсацию своими заявлениями, что пора устранить из употребления при богослужении так называемый символ апостольский с его догматами о зачатии Христа от Духа Святого и рождении Его от Девы Марии. Это заявление вызвало целый ряд протестов со стороны официальных представителей прусской лютеранской церкви (см. "Allgem. Ev.-Luth. Kirchenzeitung", окт. 1892 г., "Церковный Вестник", № 42, 1892). Г., как уроженец Прибалтийского края, хорошо владеет русским языком, и это дает ему возможность следить за учеными трудами русской богословской науки, с лучшими произведениями которой он неоднократно знакомил заграничный ученый мир.
А. Л.
2-й сын его Аксель († в 1888) получил образование на математическом факультете Дерптского университета. В 1872 г. Г. представил сочинение "Ueber Maxima und Minima von Ellipseninhalten in Kegelschnittreihen und Netzen", советом физико-математического факультета удостоенное высшей награды. По окончании курса в 1873 г. занимался под руководством Клебша в Германии. В скором времени он обратил на себя внимание Клейна, под руководством которого написал свою магистерскую диссертацию: "Ueber die Ververtung der elliptischen Functionen fr die Geometrie der Curven dritter Ordnung". В 1875 г. Г. был приглашен в качестве доцента в Лейпцигский университет. В 1876 г. он получил кафедру математики в Дармштадтской технической академии. В 1877 г. он читал лекции в Дрезденской политехнической школе, где по уходе Кёнигсбергера занял его место. Несмотря на болезненное состояние своего здоровья, он не переставал заниматься чтением лекций и научными трудами до самой своей смерти.
Д. Граве.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru