Определение слова «Франциск Ассизский»

Большой энциклопедический словарь:

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182-1226) — итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений ("Похвала добродетели", "Похвала Богу" и др.). С 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике "Цветочки Св. Франциска Ассизского".

Большая биографическая энциклопедия:

Франциск, Ассизский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco dAssisi)
(настоящие имя и фамилия Джованни Бернардоне, Bernardone) (1181/1182 — 1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). Из купеческой семьи. Отказался от богатства и с 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Побывал в Испании, Южной Франции, Египте, Палестине, и всюду под влиянием его проповедей возникали организации его последователей (францисканские братства). В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нём собраны в анонимном сборнике «Цветочки Святого Франциска Ассизского».

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Франциск Ассизский

Новейший философский словарь:

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (St. Francis from Assisi) (настоящее имя — Джованни Бернардони) (1182-1226) — итальянский монах, основатель названного его именем нищенствующего Францисканского ордена. Причислен к лику святых папой Григорием IX в 1228. Ф.А. своей деятельностью обусловил наступление нетрадиционного этапа в эволюции монашества Западной Европы: прежняя монашеская модель отречения от мира предполагала индивидуальную бедность с одновременным допущением огромных богатств у монастырей и аббатств. Ф.А. придал бедности ранг позитивного жизнеутверждающего идеала в контексте примера судьбы бедного Иисуса Христа. Проповедник-миссионер Францисканского ордена был призван сеять среди людей идеи покаяния и мира. Отрекаясь от мира лишь внутреннеотличие от прежних монахов-отшельников), францисканец не имел морального права самоустраняться от земных проблем. Происходя из весьма знатной и зажиточной семьи, Ф.А. посвятил жизнь проповедничеству и добрым делам. В 1209, услышав во время обедни фрагмент напутствия, которым Христос сопроводил своих учеников проповедовать о наступлении царства небесного: «не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха», Ф.А. принял решение трансформировать собственное нищее житие в апостолат. Молитва должна была уступить место проповеди. Дал обет соблюдения полной бедности, который он и его сторонники истолковывали со всей серьезностью: Ф.А. возражал против того, чтобы его последователи пользовались жилищами или церквами, источниками пропитания должны были служить нищенство или случайное гостеприимство. Призывал обращать чувство любви на всякое живое существо. По преданию, Ф.А., подобно Пифагору, произносил проповеди перед животными. Ощущал в себе долг по отношению к прокаженным ради них, а не ради себя. О Ф.А. говорили, что он был больше, чем святым среди святых; он был своим и среди грешников. «Господь призвал нас не столько для нашего спасения, сколько для спасения многих», — утверждал Ф.А. Аскетический идеал средневековья приобрел в лице Ф.А. новое, гуманистическое, культурное измерение. Город Ассизи до сих пор считается духовным центром сторонников христианской идеи о подлинном всеобщем братстве людей. В церкви святого Ф.А. слово «мир» написано практически на всех языках человечества.

Новая философская энциклопедия:

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (Franciscus Assisiensis) (1182 – 3 октября 1226) – христианский проповедник, основатель ордена францисканцев, или миноритов (меньших братьев). Сын торговца тканями из Ассизи (Италия), систематического образования не получил. В 1206 оставил семью и стал нищенствовать, а через некоторое время осознал необходимость жить в соответствии с Евангелием. Его примеру последовали ученики, из которых он в 1210 образовал орден. Хотя Франциск не создал разработанной философской системы, его личность и деятельность оказали большое влияние на средневековое мировоззрение, и в частности на философию; большое число выдающихся философов позднего средневековья были монахами ордена францисканцев – Александр Гэльский, Бонавентура (о котором Э.Жильсон сказал, что он как бы Франциск, ставший философом), Р.Луллий, Дунс Скот, Роберт Гроссетест, Р.Бэкон, У.Оккам и др.
Основной пафос учения Франциска Ассизского, определивший весь образ его жизни, – призыв к сознательно практикуемой бедности как христианскому нравственному идеалу, поскольку владение созданными человеком вещами и стремление к его расширению уводят человека от Бога. В отличие от аскетической идеологии катаров и вальденсов, склонявшихся к манихейскому отрицанию телесного мира вообще, аскетизм Франциска носил оптимистический и эмоционально радостный характер, связанный с восприятием мира как прекрасного творения – свидетельства благости Бога. Именно в Франциске, согласно Э.Жильсону, выразилась наиболее ярко такая черта христианского мировоззрения, как «принятие мира». Он также не избегал и социальной сферы действительности, стремясь к активной проповеди. Для его мировоззрения также было характерно пренебрежение к абстрактным представлениям и внимание к конкретным действиям и людям, простирающееся вплоть до каждого живого существа (напр., проповедь птицам, в буквальном соответствии с Христовой заповедью нести Евангелие всем тварям).
Яркая жизнь Франциска, подтверждающая идею о том, что наивысшим статусом для христианина должно быть состояние добровольной бедности, стимулировала острые дискуссии, носящие отнюдь не исключительно теоретический характер. Так, Папа Иоанн XXII в булле Quia vir reprobus (1329) полемизировал с францисканцами, доказывая, что человек наделен естественным правом владеть вещами и что францисканская позиция противоречива – ведь они все же пользуются пищей и одеждой. В ответ, защищая идею бедности, Оккам в «Opus nonaginta dierum» приписывал естественное право владения человечеству в целом, а не конкретным людям и различал право использования (ius utendi), не делающее человека собственником, и собственность (dominium).
Деятельная позиция Франциска, признание любви высшей добродетелью приводили философов-францисканцев к утверждению приоритета блага над истиной и соответственно любви к Богу над познанием Бога, воли над разумом, хотя их позиция и колебалась в рамках от умеренного до крайнего волюнтаризма (в противовес рационализму доминиканцев, утверждавших примат Бога). Так, Александр Гэльский (De libero arbitrio) придерживался взвешенной позиции, согласно которой воля, разум и способность к свободному выбору (liberum arbitrium) несводимы друг к другу и образуют троицу, подобно Св. Троице. Бонавентура (In II Sententiarum, 25, I, 2 et 6) также стремился к компромиссу между волей и разумом, считая liberum arbitrium расположенностью, создаваемой сотрудничеством разума и воли. Однако во 2-й пол. 12 в. некоторые францисканцы (Вальтер из Бурга, Вильям де ля Map, Матфей из Акваспарты) заняли позицию радикального волюнтаризма, повлиявшего на Э.Тампье, вынесшего епископальное осуждение положения, согласно которому волю приводит в движение разум. Защитниками примата воли были также Дунс Скот и Уильям Оккам. Эта позиция в конечном счете вела к разграничению теологии и философии, веры и разума, к утверждению мистических путей богопознания.
Характерной чертой францисканства является также внимание к индивидуальным вещам и утверждение непосредственного познания единичного, отражающееся в экземпляризме Бонавентуры, в теориях прямого познания единичных вещей у Матфея из Акваспарты, Ричарда из Медиавиллы и др., в понятии «этости» у Дунса Скота.
Многие исследователи подчеркивают также влияние Франциска на мировоззрение эпохи Ренессанса. Немногочисленные его сочинения представляют собой продиктованные проповеди, молитвы, послания, гимны, уставы ордена и др. О его мировоззрении можно получить также представление из биографий и рассказов о нем, наиболее известным собранием которых являются «Цветочки».
Сочинения:
1. Соч. М., 1955;
2. Opuscula Sancti Patris Francisci Assisiensis. Roma, 1978.
Литература:
1. Ельчанинов А.В. Житие святого Франциска Ассизского. М., 1906;
2. Герье В.И. Францискапостол нищеты и любви. М., 1908;
3. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1913; М., 1990; Брюссель, 1993;
4. Стикко М. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990;
5. Честертон Г.К. Святой Франциск Ассизский. М., 1991;
6. Morin F. Staint Francois dAssise et les franciscains (1182–1226). P., 1853;
7. Joergensen J. Staint Francois lAssise, sa vie et son oeuvre. P., 1912;
8. Germain A. Der Eifluss des Religien Franziskus von Assisi auf Kultur und Kunst. Strassburg, 1913;
9. Gilson E. La philosophie franciscaine. P., 1927;
10. Idem. La philosophie au Moyen age, v. 2. P., 1976;
11. Sharp D.E. Franciscan Philosophy at Oxford in the Thirteenth Century. Oxf., 1936;
12. GoudneE. Saint Francis of Assisi. L., 1961.
К.В.Бандуровский

Энциклопедический словарь псевдонимов:

(первонач. имя Джованни Бернардоне; 1181/82—1226) – итал. религ. деятель, писатель, основатель францисканского ордена, причисленный католич. церковью к лику святых. Сын торговца. Ф.А. стремился придать католич. религии более человечный характер, приблизив ее таким образом к нар. среде. Первый среди духовенства создал поэтич. произв. на итал. яз. («Кантика брата Солнца», или «Похвала творению», 1224).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru