Определение слова «ДРОЙЗЕН»

Большой энциклопедический словарь:

ДРОЙЗЕН (Droysen) Иоганн Густав (1808-1884) — немецкий историк. Главный труд — по истории эллинизма; Дройзен первым ввел в историографию понятие "эллинизм" и дал характеристику этого периода истории античности.

Большая советская энциклопедия:

Дройзен
(Droysen)
Иоганн Густав (6.7.1808, Трептов, современный Тшебятув, Польша, — 19.6.1884, Берлин), немецкий историк. Профессор Кильского (с 1840), Йенского (с 1851), Берлинского (с 1859) университетов. Активно участвовал в Революции 1848—49 в Германии как умеренно-либеральный политик: был членом конституционной комиссии Союзного сейма и депутатом Франкфуртского национального собрания. Выступал за объединение Германии «сверху» вокруг Пруссии и создание конституционно-монархического государства. Видный представитель малогерманской исторической школы, Д. является автором ряда работ по истории Пруссии. Политические убеждения Д. нашли также отражение в трудах по истории античности периода эллинизма, в которых он возвеличивал македонскую монархию, считая её высшей формой национального объединения греков, а личность Александра Македонского и его деятельность крайне идеализировал. Д. ввёл в научный оборот термин «эллинизм» и первым в исторической науке дал конкретную разработку эллинистического периода, доведя изложение до 222 до н. э. («История эллинизма», рус. пер., т. 1—3, 1890—93). Под «эллинизмом» Д. понимал процесс «распространения греческой государственности и образованности» среди восточных народов, игнорируя социально-экономическую сущность эллинизма.
Соч.: Geschichte Alexanders des Grossen, Hamb., 1833; Geschichte des Hellenismus, Bd 1—2, Hamb., 1836—43; Vorlesungen ber das Zeitalter der Freiheitskriege, 2 Aufl., Tl 1—2, Gotha, 1886; Geschichte der preussischen Politik, Bd 1—5, Lpz., 1859—86; Grundri der Historik, Halle, 1925.
О. И. Савостьянова.

Советская историческая энциклопедия:

(Droysen), Иоганн Густав (6.VII.1808 — 19.VI.1884) — нем. историк, проф. Нильского (с 1840), Иенского (с 1851), Берлинского (с 1859) ун-тов. Принимал участие в антидатском нац.-освободит. движении в Шлезвиге и Гольштейне; в 1848-49 — чл. франкфуртского Нац. собрания. Примыкал к малогерм. течению был сторонником объединения Германии "сверху", вокруг Пруссии, создания конституц.-монархич. гос-ва. Его политич. убеждения и влияние филос. идей Гегеля (переоценка роли личности, представление о ходе ист. развития, об ист. роли отд. народов), к-рые он целиком разделял, отразились на всех го трудах как по истории Пруссии, в частности на многотомном исследовании "История прус. политики" ("Geschichte der Preussischen Politik", Bd 1-5, B., 1868-86), так и на работах по истории античности: "История Александра Великого" ("Geschichte Alexanders des Grossen", Hamb., 1833) и "История эллинизма" ("Geschichte des Hellenismus" Bd 1-2, Hamb., 1836-43). Д. первый ввел в науч. оборот термин "эллинизм" и написал историю эллинистич. периода (доведя ее до 222 до н. э.); тем самым Д. восполнил пробел, к-рый существовал в истории античности до выхода его работы. Но "эллинизм" Д. понимал лишь как процесс "распространения греч. государственности и образованности среди отживших культурных народов Востока"; македонскую монархию Д. считал высшей формой нац. объединения греков, личность Александра и его деятельность крайне идеализировал. Труд Д. по истории эллинизма, основанный на тщательном изучении источников, содержит в осн. политич. историю и в наст. время устарел.
=====
Соч.: Vorlesungen ber das Zeitalter der Freiheitskriege, 2 Aufl., Bd 1-2, Gotha, 1886; Grundriss der Historik, Halle, 1925.
=====
О. И. Савостьянова. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ДРОЙЗЕН (Droysen) Иоганн Густав (6 июля 1808, Трептов/Рега – 19 июня 1884, Берлин)немецкий историк и философ. Изучал философию в Берлине, где несколько семестров слушал Гегеля, посещал занятия А. Бёкха. Профессор университетов в Киле (с 1840), Йене (с 1851), Берлине (с 1859). После революции 1848 – член Франкфуртского парламента. Автор трудов по политической истории: «История прусской политики» (Geschichte der Preussischen Politik, Bd 1–14, 1856–85), «Жизнь фельдмаршала графа Йорка фон Вартебурга», Bd. 1–2, 1851–52, а также по античной истории (ввел термин «эллинизм» для обозначения распространения греческой культуры в Средиземноморье в 4–1 вв. до н.э.) и методологии исторического познания. Большое влияние на Дройзена оказали Гегель, В.Гумбольдт, которого он называл «Бэконом гуманитарных наук», а также «Энциклопедия и методология филологических наук» Бёкха. Концепция исторического познания изложена им в лекциях «Энциклопедия и методология истории», в тезисной форме (в «Очерке истории» («Grundriss der Historik», 1858, полностью издан в 1937, 3-е изд. 1958), которая включает в себя «методику» исторического исследования, «систематику» исследуемого и «топику» изложений.
Предметом истории является то, что в своем «здесь и теперь» остается непреходящим, т.е. духовный образ прошлого («Очерк историки», § 5). В истории человек познает себя самого; понимание есть «вникание», «проникновение внутрь» (Inne-werden) и возможно только по отношению к себе подобному. «Методика» разделяется на «эвристику», «критику» и «интерпретацию». Эвристика доставляет исследователю исторический материалпрежде всего т.н. «остатки» (berreste): предметы обихода прошлых времен; обычаи, нравы, государственные и религиозные традиции; идеи, знания, философские системы, мифы, литературные памятники; документы (письма, счета, архивы любого рода); произведения изобразительного, монументального, прикладного искусства и пр. Задача критикаопределить, в каком отношении находится сохранившийся материал к тем волевым актам, о которых он свидетельствует (§ 29), является ли он подлинным (§ 30), не изменился ли он за прошедшее время, не был ли искажен личностью того, кто о нем сообщает (оценка источника в целом), насколько он полон и т.д. «Прагматическая интерпретация» постигает упорядоченную критикой совокупность фактов и реконструирует ход событий в соответствии с лежащей в ее основе причинной связью. За ней следует «интерпретация условий» (напр., географических, временных, материальных), в которых происходило событие. «Психологическая интерпретация» отыскивает в исторических обстоятельствах волевые акты, его вызвавшие (§ 41). Понимание остается при этом «периферическим»: человек может понять поступок, слово, жест, но не «всего человека». «Интерпретация идей» истолковывает исторический материал в соответствии с его «этическим содержанием»; очерчивается «этический горизонт», современный событию, позволяющий понять, что двигало народами и личностями прошлого (в разных исторических эпохах могут преобладать различные «нравственные силы»). В центре систематики – «космос нравственного мира» (§ 45), в контексте которого анализируется «свершившееся». Наблюдая движение исторического мира и распознавая его направление, исследователь заключает о конечной цели, к которой стремится это движение (§ 46): ею является сам человек (§ 47), который должен стать тем, «кем он должен быть». Выявляя структуры истории (материал, форма и цель – § 49), Дройзен основывается на учении о причинах Аристотеля [АРИСТОТЕЛЬ] (см. также Форма и материя [ФОРМА И МАТЕРИЯ]). Материал исторического мира есть естественно данное и исторически ставшее (§ 50). Формы, в которых протекает история, Дройзен называет нравственными общностями (sittliche Gemeinsamkeiten) (§ 55). Он выделяет три типа общностей, каждая из которых обозначает определенный способ совместного бытия людей: 1) естественные (семья, племя, народ); 2) идеальные (язык, наука, искусство– §§ 62–66); 3) практические (экономика, общество, государство, сферы права и власти – §§ 67–71), – эти общности Дройзен называет также идеями, или моральными силами. Только в них человек может стать самим собой. У каждой эпохи есть своя основополагающая идея, определяющая облик человека (§ 82).
«Историка» замыкается «топикой» («историческим изображением») – ею, по мнению Дройзена, ограничивалась вся предшествующая ему историография (§ 89). В топике событие распознается как значимое для современности, история обнаруживает себя здесь как «образующая» человека сила, – в этом, по Дройзену, состоит смысл понятия «образования» (Bildung).
Сочинения:
1. Geschichte Alexanders des Grossen. Hamb., 1833;
2. Geschichte des Hellinismus, Bd 1–3. Hamb., 1843.
Литература:
1. Hnermann P. Der Durchbruch des geschichtlichen Denkens im 19 Jahrhundert. Basel, 1967.
И.А.Михайлов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru