Определение слова «домовой»

Толковый словарь Ефремовой:

домовой м.
Добрый или злой дух, живущий — по суеверным представлениям — в доме дом I 1., 3.

Толковый словарь Ушакова:

ДОМОВО́Й, домовая, домовое.
1. То же, что домовый (·прост. ).
2. в знач. сущ. домовой, домового, ·муж. По народному поверью — сверхъестественное существо, живущее в каждом доме.

Большой энциклопедический словарь:

ДОМОВОЙ — в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение обычаев.

Большая советская энциклопедия:

Домовой
В религиозных верованиях славянских и некоторых др. народов «дух», живущий в доме. Вера в Д. — пережиток первобытных семейно-родовых культов. Др. название: у русских «дедко», «хозяин», «доможил», «суседко» и прочие; у белорусов «хатник», «господар»; у украинцев «хатнiй дiдко»; у поляков «хованец»; у чехов «скржитек», «рарашек» и др. Согласно поверьям, Д. — не только хранитель дома, но иногда наказывает людей за нарушение обычаев и непочтение, душит их во сне, пугает и т.д. С верой в Д. были связаны некоторые обряды: кормление Д., приглашение на новоселье в новый дом и др.

Толковый словарь Кузнецова:

домовой
ДОМОВОЙ -ого; м. В народных поверьях: добрый или злой дух, живущий в доме. Из всей нечистой силы домовой пользуется наибольшей любовью. В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. Оставаясь по большей части невидимым, он может показываться людям в разных обличиях: монахом, седым стариком, мужчиной, свиньёй, собакой, котом, стогом сена, но чаще всего — кем-нибудь из членов семьи, например самым старшим в семье — дедом или бабкой. Домовой любит проказничать; его легко обидеть, и тогда он может побить посуду, сорвать со спящего одеяло, навалиться косматой грудью на молодых. С домовым нельзя ссориться, важно суметь с ним поладить. Добившись его расположения, можно надеяться, что домовой стуком или каким-нибудь другим способом сообщит о грядущей беде или опасности. Но раз в году (30 марта) с вечерней зари до первых петухов домовой бесится. В это время он не узнаёт никого из домашних, тоскует и злится так, что готов весь дом сокрушить. Объясняется это тем, что у домового спадает старая шкура или что ему хочется жениться на ведьме.

Малый академический словарь:

домовой
-ого, м.
По суеверным представлениям славянских и некоторых других народов: добрый или злой дух, живущий в доме.
В каждом доме свой домовой. Он сидит в углу в подполье. Переходишь в другой дом, надо позвать с собой и своего домового. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.

Мифологическая энциклопедия:

В восточнославянской мифологии дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Д., ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Д. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Д. — ср. данные о связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах. При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить Д. переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Различались два вида Д. — доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «Д. не перевелся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой), и дворовый, часто мучивший животных (Д. вообще нередко сближался с нечистой силой). По поверьям, Д. мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. Д. могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы Д. (немного еды и т. п.) приносили в хлев, где он мог жить. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Д. могло быть Мара. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.Лит.: Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М., 1975. В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
домовой, -ого

Толковый словарь Ожегова:

ДОМОВОЙ, ого, м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома.

Грамматический словарь Зализняка:

Домовой, домовые, домового, домовых, домовому, домовым, домового, домовых, домовым, домовыми, домовом, домовых

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtmnnchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода, или Чура. Различные названия Д. и место, ему отводимое, указывают на связь понятия о Д. с культом огня и почитанием предков. Поляки называют Д. Выгорище, великоруссы — дедушкой, хозяином, малоруссы — дiдько, господарь, белоруссы — падпечка, сербы — ведогонь. Место Д. обыкновенно под или за печкой, как и германского кобольда. По польским поверьям, привязанность Д. к дому очень велика: даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы, Д. поселяется в банях, овинах, винокурнях и пр. — словом, везде, где есть печь, отчего его иногда и называют банником, подвинником и гуменником. Древняя вражда родов отразилась в поверьях о том, что чужой Д. — лихой, тогда как свой — добрый. Оттого в заговорах испрашивается защита от чужого Д. У великоруссов и литовцев Д. мстит за обиды сожжением избы. Ночью он стучит и возится, проказничает, душит ради шутки сонного. Д. — покровитель домашних животных, отчего он и носит названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника и пр. У него всегда есть любимая лошадь, которую он холит, чистит, заплетает ей хвост и гриву, подсыпает ей больше овса и пр. Подобно скандинавскому Тору, Д. ездит на козле, которого поэтому и держат при конюшнях. Д. редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое Воскресение или Чистый четверг в хлеву: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память. Зимою на снегу обозначаются его мохнатые подошвы. 30-го марта Д. бесится, 28-го января его закармливают кашей. См. "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева (М. 1869, т. II); "Дедушка-домовой" в "Архиве историко-юридич. сведений, относящ. к России", изд. Калачева (кн. I, СПб. 1876); "Остатки верований и убеждений старого времени" ("Духовный Дневник", 1865, 11 и 12); о Д. австрийских южных славян — в "Знании" (апр. 1877), о Д. разных диких и варварских народов — в "Первобытной культуре" Тэйлора, в главах об анимизме.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru