Определение слова «ЦЗИН»

Большой энциклопедический словарь:

ЦЗИН — в китайской мифологии оборотни.

Мифологическая энциклопедия:

(в первом значении «очищенный рис», отсюда «эссенция», «экстракт»)
в китайской мифологии: 1) субстанция, заключающаяся в каждом живом существе. Согласно даосской концепции в момент рождения человека образуется дух (шэяь), являющийся как бы душой, путем соединения идущего извне жизненного дыхания с субстанцией Ц. Со смертью человека Ц. исчезает. Воспроизводство Ц. происходит в цзинши («комната Ц.») — вблизи т. н. «нижнего киноварного поля»напротив пупка, на уровне 19-го позвонка (по другой версии — в почках). Когда Ц. малочеловек болеет, когда Ц. исчезает — наступает смерть. Считалось, что у мужчин восполнение недостачи Ц. возможно за счет женского начала Инь (см. ИНЬ И ЯН) путем полового сношения, но при условии знания особой сексуальной техники; 2) общее название оборотней. В трактате «Бао Пу-цзы» даосского философа Гэ Хуна (4 в.) утверждается, что лисицы, волки, шакалы, прожившие 500 лет, могут принимать человеческий вид, а тигры, олени и зайцы меняют свой цвет на белый и приобретают способность к оборотничеству; птицы, прожившие тысячу лет (или даже 10 тысяч), приобретают лишь человеческое лицо. В преданиях и народных сказках цвет есть неизменный знак, остающийся у Ц., несмотря на изменение облика (черная рыбка превращается именно в черного человека).На основе рассказов о Ц., составивших многочисленные сборники коротких новелл 3-4 вв., строятся многие т. н. танские, сунские и минские новеллы (7-17 вв.), которые использовал и развил новеллист 17-18 вв. Пу Сун-лин. Образы Ц. весьма популярны и в дунганском сказочном эпосе (дунганск. Чжин).Лит.: Пу Сун-лин. Лисьи чары, пер. с кит., М., 1970; Дунганские народные сказки н предания, М., 1977. Б. Л. Рифтин.

Новая философская энциклопедия:

ЦЗИН (кит. – семя, а также дух, духовные силы, эссенция, утончение, тончайшее, семенное) – одна из самых специфических категорий китайской философии. Исходное значение цзин«отборный, очищенный рис» («Лунь юй») – обрело два семантических полюса: «семя» (физическая эссенция) и «дух» (психическая эссенция). Т.о., цзин выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий.
В «Дао дэ цзине» цзин фигурирует как некая «эссенциаль-ность» Вселенной, условие жизни. В «Гуань-цзы» цзин – это «утонченность пневмы», порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность: «Если [семя] распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи. Если же [оно] сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек». Там же «соединение осемененных пневм мужчин и женщин» рассматривается как условие рождения человека.
В «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.) цзин – это рафинированная «пневма», которая может быть мужской и женской: «Мужское и женское [начала] связывают семя, и тьма вещей, видоизменяясь, рождается»; «осемененная пневма (цзин ци) образует вещи». В некоторых пассажах цзин означает дух, душу, разум: «Так благородный муж знает, какая вещь произойдет. Разве может кто-либо, не обладающий высшей разумностью (цзин) в Поднебесной, быть причастен к этому?»; «Разумное долженствование (цзин и) проникает в дух». В «Люй-ши чунь цю» «концентрация» «осемененной пневмы» объявляется источником существования форм живой и неживой природы, обусловливающим и развитие их лучших качеств: напр., рост растений, способность животных двигаться, игру самоцветов; она является также носителем красоты (и потому определяет существование блага) и носителем разумности (и потому обусловливает «просветленность [разума]»).
Согласно «Хуайнань-цзы»,цзин в космологической и антропологической иерархии занимает срединное положение между «духом» и «пневмой», в космосе оно формирует солнце, луну, звезды, небесные ориентиры, гром, молнию, ветер и дождь, а в человеке – «пять внутренних органов», которые находятся в координации с внешними органами чувств. В одном из пассажей «Хуайнань-цзы» «осемененная (утонченная) пневма» объявляется присущей только человеку, тогда как животные состоят из «мутной пневмы».
А.И.Кобзев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru