Определение слова «БЕНЕДИКТ»

Словарь по культурологии:

Рут Фултон Бнедикт (Benedict) (1887-1948)
амер. культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихол. направления (“культура и личность”) в амер. антропологии. В 1921-23 Б. изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докт. дис. “Представления амер. индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Б. преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Б. избирается Председателем Амер. антропол. ассоциации. За неск. месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.
Первый этап антропол. деятельности Б. связан с полевыми исследованиями в резервации североамер. индейцев, по рез-там к-рых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Б. в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихол. направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психол. детерминизм). Б., как и др. исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Б., развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры разл. народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем гл. общетеор. труде “Модели культуры” (1935) Б. вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропол., социол. и психол. подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно к-рому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Б. в то же время признавала, что между об-вом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах нач. 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Б. занялась изучением япон. нац. психологии, чтобы создать своеобразное руководство для амер. военных и гражд. чиновников после оккупации Японии. Б. широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ науч. и худож. лит-ры, дневников военнопленных, просмотр япон. кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Б. никогда не была в Японии и не знала япон. языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций япон. культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом об-ва своего места в нем и своей роли. Б. типологизирует япон. культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего амер., культуре вины с этич. акцентом на божеств. заповедях. Б. уделила особое внимание япон. концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Б. упрекали в антиисторизме, зап. этноцентризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а япон. военнопленного), она стала классич. работой зарубеж. японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к к-рой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Б. — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Б. технику “дистанционного изучения культуры”.
Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946; Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.
Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; (Библиогр.) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.
M.H. Корнилов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Энциклопедия литературных героев:

БЕНЕДИКТ и БЕАТРИЧЕ (англ. Benedick, Beatrice) — центральные персонажи комедии У.Шекспира «Много шума из ничего» (1599-1600), именуемые также синьор Фехтовальщик и синьора Шпилька. После доблестной победы в Мессине появляется молодой знатный падуанец Б. вместе со своим другом флорентинцем Клавдио. Б. отличился на войне, принц ценит его «испытанную смелость и неоспоримой честности ум». Веселый нрав, галантность, неисчислимые достоинства не мешают ему оставаться женоненавистником. Герой уверен, что никто и никогда не сможет завоевать его сердце, ибо он решится связать свою судьбу только с самой богатой, умной, красивой, кроткой и знатной девушкой. При этом она должна приятно разговаривать и быть хорошей музыкантшей. Но поскольку таких в природе вовсе нет, то он решает навсегда остаться холостяком. Среди тех, кто встречает молодых офицеров, находится и племянница губернатора, бойкая на язык и умная Беатриче. Свою страсть к розыгрышам и словесным перепалкам она объясняет тем, что «в небе плясала звезда», когда она появилась на свет. Требовательность Беатриче к будущему избраннику тоже высока: в нем должны сочетаться страстность юноши и опытность мужчины. Между Бенедиктом и Беатриче постоянно возникают словесные перепалки; стоит им только сойтись, как разгорается шуточная война. Но, видя, как эта пара подходит друг другу, принц и губернатор сговариваются соединить страстных спорщиков. Бенедикта убеждают, что Беатриче тайно любит его, то же самое внушают и Беатриче, вызывая у обоих настоящее чувство. Между тем Клавдио влюблен в дочь губернатора Геро, и скоро должна состояться помолвка. Но злой и не терпящий всеобщей атмосферы доброжелательства сводный брат принца хочет воспрепятствовать помолвке и устраивает так, что Геро несправедливо обвиняют в неверности. Несчастье, случившееся с Геро, сразу заставляет Бенедикта и Беатриче объединить усилия, с тем чтобы спасти честь Геро, и это им вполне удается. Бенедикт отказывается от своей клятвы не жениться, «поскольку человексущество непостоянное», и все качества, которые он хотел бы видеть в своей избраннице, он находит в Беатриче.
История этих персонажей органично присоединена Шекспиром к основной фабуле, взятой у Баиделло и Ариосто. Характеры Бенедикта и Беатриче оттеняют мрачную историю оболганной Геро, позволяя увидеть в жизни и светлое начало. Блестящее состязание персонажей навеяно дуэлью остроумия двух влюбленных, описанных у Б.Кастильоне в книге «Придворный», которую Шекспир, безусловно, знал. Эта ситуация повторена в «Укрощении строптивой» и в «Бесплодных усилиях любви», где Бирон и Мария являются предшественниками Бенедикта и Беатриче. Сильная, требовательная натура Беатриче родственна Порции из «Венецианского купца».
Блистательный дуэт этих персонажей, пре доставляющий большие возможности для яркого сценического воплощения, всегда привлекал к себе внимание выдающихся актеров. Роли Бенедикта и Беатриче исполняли Гаррик и Притчард (театр Друри-Лейн, 1748), Ирвинг и Терри (театр Лицеум, 1882), Гилгуд и Эш-крофт (театр Стратфорд-он-Эйвон, 1955); в постановке Рейнхардта Бенедикта играл Бас-серман (Немецкий театр, 1912). Русская сцена тоже знала замечательные исполнительские дуэты: И.В.Самарин и Г.Н.Федотова (Малый театр, 1865), В.П.Далматов — М.А.Потоцкая (Александрийский театр, 1901), А.А.Остужев — О.В.Гзовская (Малый театр, 1907), Р.Н.Симонов — Ц.Л.Мансурова, Ю.П.Любимов — Л.В.Целиковская (театр им.Вахтангова, 1936). Бенедикта играли К.С.Станиславский (Общество искусства и литературы, 1897), Беатриче — А.А.Яблочкина (Малый театр, 1888), П.А.Стрепетова (1896).
Е.И.Кузнецова

Словарь личных имен:

А, муж. Заимств.
Отч.: Бенедиктович, Бенедиктовна; разг. Бенедиктыч.
Производные: Беня (Бена).
Происхождение: (От лат. benedictus — благословенный. (ср. Венедикт))
Именины: (см. Венедикт)

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Бенедикт, муж. имя (Бенедиктович, Бенедиктовна)

Новейший философский словарь:

БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут (1887-1948) — американский антрополог, этнопсихолог и поэт. Доктор философии (1923), профессор Колумбийского университета (1948). Окончила Вас-сар-Колледж в Пуфкипси (штат Нью-Йорк). В 1909 получила диплом бакалавра гуманитарных наук по специальности «английский язык». Преподавала в Калифорнии в школах для девочек. В 1919 поступила на курсы Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Продолжила обучение у антрополога Боаса в Колумбийском университете. После защиты диссертации «Концепция духа покровительства в Северной Америке» (1923) работала в Колумбийском университете помощником и преемником Боаса. С 1922 сотрудничала с М. Мид. Осуществила антропо-психологическое исследование племен индейцев Северной Америки. В 1926-1928 была президентом Американского этнологического общества. В 1928 опубликовала первые статьи по проблемам культурантропо-логии. Исследовала взаимосвязи психики и культуры, психологии и антропологии. Осуществила психологическую ориентацию антропологии. В результате социально-антропологических исследований пришла к выводу, что этнические особенности определяются преимущественно социальной средой, в которой существенную роль играет «этос культуры» — специфическая совокупность структур, основных общественных ценностей и установок, определяющая содержание и направленность воспитания детей, и жизнедеятельность взрослых. В 1934 в статье «Антропология и аномалия» показала, что представления о «нормальном» и «аномальном» являются относительными и варьируются от культуры к культуре. Подчеркивая культурогенный и релятивистский характер данных представлений, отметила, что их относительность распространяется и на социальное, и на сексуальное поведение людей. Изучала «транскультурные» факторы, позволяющие сглаживать и уменьшать этноцентризм и межнациональную враждебность. С позиций психоаналитических ориентации исследовала воздействие культуры на личность. В значительной части описывала изучаемые явления посредством категориально-понятийного аппарата психоанализа и психиатрии. Содействовала распространению психоаналитических идей и стимулировала интерес психоаналитиков, психологов и психиатров к проблемам культуры. В 1934 опубликовала книгу «Паттерны культуры», которая и поныне пользуется популярностью. В качестве одной из возможных трактовок культуры предложила ее понимание как относительно определенной совокупности предписаний для личности, сопряженных с ее душевной организацией и возможностями самореализации. Показала решающую роль культуры в создании различных образов жизни. Опровергала примитивные представления о линейной направленности исторического процесса и подчеркивала неограниченность «конфигураций культуры». Обосновывала недопустимость войн и любых форм дискриминации. Боролась за права человека. Выступала против существования цензуры. Организовала сбор подписей под письмом протеста против нацизма и расизма. Осуществила исследование этноса зуни в Нью-Мексико и изложила результаты этой работы в книге «Мифология зуни» (1935, в двух томах). Во время Второй мировой войны разрабатывала куль-турантропологическую методологию дистанционного исследования культур посредством анализа их «продуктов» (произведений литературы, искусства и т.д.). В 1946 опубликовала книгу «Хризантема и меч», в которой изложила результаты такого исследования японской культуры. Выявила и проанализировала существование и взаимодействие типов культур эстетизма и милитаризма в японском обществе, государстве и национальном характере. Показала возможности и перспективы развития Японии в условиях мира. В послевоенный период осуществила дистанционное исследование культур России, Польши, Китая и др. С 1947 была президентом Американской антропологической ассоциации. Оказала влияние на развитие и социально-культурные ориентации современной антропологии. Автор книги «Раса, наука и политика» (1940) и других работ по проблемам антропологии и этнопсихологии.

Новая философская энциклопедия:

БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут (15 июня 1887, Нью-Йорк – 7 сентября 1948, там же) – американский антрополог и культуролог, представительница этнопсихологического направления. Бенедикт испытала значительное влияние идей З.Фрейда [ФРЕЙД З.]. При объяснении происхождения и сущности институтов культуры она исходила из концепции подобия индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также из представления о сходстве механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. В этнографических исследованиях она развивала идеи Фрейда, рассматривая архаические культуры различных племен как проявления специфически присущих им патологий.
Главный теоретический труд Бенедикт«Модели культуры» (Patterns of Culture. Boston, 1959), в котором обнаруживается влияние не только Фрейда, но и «философии жизни» О.Шпенглера [ШПЕНГЛЕР]. Основным понятием культурологической концепции Бенедикт выступает «pattern» – модель (образец) как ключ к пониманию морфологии данной культуры. Бенедикт отстаивает принцип культурного релятивизма, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте культуры. Каждая культура представляет собой определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Выявление этого стилистического единства форм, с точки зрения Бенедикт, – основная цель исследования культуры. Свой метод изучения культуры она называет «дистанцированием». Согласно Бенедикт, культуролог или антрополог вовсе не обязаны жить какое-то время в стране изучаемой культуры или знать язык ее народа. «Дистанцированное» изучение культуры предполагает анализ социологических и этнографических данных, фольклора, религиозных верований, художественной и научной литературы, прессы, киноискусства и т.д. Бенедикт признавала первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики. При этом межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии. Но между обществом и индивидом существует неразрывная взаимосвязь, и личность, с точки зрения Бенедикт, следует изучать именно в системе этой взаимосвязи. Метод «дистанцирования» и концепция культурного релятивизма в начале 1940-х гг. были использованы ею для критики германского фашизма и японского милитаризма.
Сочинения:
1. Race: Science and Politics. N.Y., 1940;
2. The Chrysanthemum and the Sword. N.Y., 1943;
3. Психологические типы в культурах Юго-Запада США. – В кн.: Антология исследований культуры. СПб., 1997.
Литература:
1. Mead M. R.Benedict. N.Y. – L., 1997.
Т.П.Лифинцева

Социологический словарь:

Бенедикт (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) — американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления ("культура и личность") в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском университете культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию "Представления американских индейцев о духах-оберегах". С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском университете, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского университета.
Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по резултьтатам которых она опубликовала в 1935 монографию "Мифология зунья". Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в начале 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье "Конфигурации культуры" (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на "аполлоновский" и "дионисийский" типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это "индивидуальная психология, отраженная на большом экране". В статье "Антропология и анормальное" (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий.
В своем главном общетеоретическом труде "Модели культуры" (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг.
В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением япон. нац. психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику "дистанционного изучения культуры" (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка.
На основе собранных материалов написала знаменитую книгу "Хризантема и меч" (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японской концепциям "он" (милость, благодеяние) и "гири" (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что "Хризантема и меч" получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Б. технику "дистанционного изучения культуры".
Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.M.H. Корнилов

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru