Определение слова «Баян»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
баян
I м.
Поэт, исполнитель песен, сказаний.
II м.
Большая гармонь со сложной системой ладов.
2.
Баян м. см. боян
Легендарный древнерусский певец-сказитель.

Толковый словарь Ушакова:

БАЯ́Н (или боян), баяна, ·муж. (муз.). Музыкальный инструмент, большая гармоника со сложной системой ладов. (По имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в "Слове о полку Игореве".)

Большой энциклопедический словарь:

БАЯН — один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармони. Назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна (Бояна).

Большая биографическая энциклопедия:

Баян, см. Боян.

Большая советская энциклопедия:

I
Баян (Нур Баян)
Нур Галимович (15.5.1905, деревня Аняк, ныне Актанышский район Татарской АССР, — 23.4.1945, Австрия), татарский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Печататься начал в 1925. Стихи Б. насыщены высоким патриотизмом — «Наши знамена» (1937), «Ленин в народе» (1941). Фронтовые песни Б. периода Великой Отечественной войны проникнуты верой в победу советского народа: «Весна» (1942), «На нашем пути — ленинская веха» (1943) и др. Погиб в боях за освобождение Австрии.
Соч.: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1954: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1960.
II
Баян (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна
язычковый пневматический инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре (диапазон си-бемоль большой октавы — до-диез четвёртой), басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой (см. Гармонь). Басы — в диапазоне одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды — мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) — имеются во всех тональностях. Предшественники Б. — четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная «венская». Название Б. впервые было дано четырехрядной усовершенствованной хроматической гармонике её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907 (Петербург). С начала 20 в. в России стали известны также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого, «московская», или «заграничная» (она же «венская», изобретена немецким мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к промышленному производству Б. в СССР была принята московская система. В международной практике применяются системы: венская (трехрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская и французская (пятирядные). Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- (шести-) рядная клавиатура, дублирующая основные ряды в той же последовательности, а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный, многотембровый Б. Его отличают введение регистров-переключателей и дополнительной клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой (диапазон ми контроктавы — до-диез третьей октавы — постоянной, фа-диез второй — фа большой октавы — с переключением). Б. является не только народным, но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Б. издаётся обширная литература в СССР и за рубежом, где он известен под названием кнопочного (или хроматического) Аккордеона.
А. М. Мирек.

Этимологический словарь Крылова:

Это слово русского происхождения называет музыкальный инструмент, родственный гармони. Название введено известным русским гармонистом Орланским-Титаренко в XIX в. и образовано от имени древнерусского поэта Бояна.

Толковый словарь Кузнецова:

1. БАЯН, -а; м. Большая гармоника со сложной системой ладов. По имени легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна (Баяна).
Баянный, -ая, -ое. Б. регистр.
2. БАЯН см. Боян.

Малый академический словарь:

баян
-а, м.
Большая гармоника со сложной системой ладов.
[По имени древнерусского поэта Баяна]

Музыкальная энциклопедия:

(по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Баяна (Бояна)) — клавишно-пневматич. инструмент, усовершенствованная гармоника с хроматич. звукорядом для исполнения мелодии и басо-аккордового аккомпанемента во всех тональностях. Прототипом первого Б. была четырёхрядная петерб. гармоника. Назв. "Б." первоначально (1903) было применено к рояльной гармонике. В совр. понимании термин введён мастером П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским-Титаренко. По заказу последнего в 1907 Стерлиговым был изготовлен Б. с 4 рядами клавишей (в виде лопаточек) на правой клавиатуре. Система Стерлигова получила назв. петербургской (ленинградской). Существовали также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого и др. Общеупотребительной системой стала московская. В ней кнопки правой клавиатуры (обычно 52) располагаются по типу баварской гармоники тремя рядами. В каждой позиции правой руки исполнитель имеет под пальцем 3 расположенные по диагонали кнопки — в первом, втором и третьем рядах. Они позволяют извлечь 3 соседние ступени хроматич. гаммы. Для извлечения следующих ступеней нажимают кнопки в расположенных выше или ниже поперечных рядах. Подобное расположение кнопок обеспечивает тождественность аппликатуры в тональностях, находящихся в малотерцовом отношении. На нек-рых инструментах имеются дополнительные дублирующие ряды, к-рые обеспечивают большие возможности при подборе аппликатуры. Диапазон правой клавиатуры — b — с4. На левой клавиатуре — 5 рядов кнопок (по 20 в каждом): вспомогат. басы (звучащие на большую терцию выше основных), осн. басы, мажорные трезвучия, минорные трезвучия и доминантсептаккорды. Нек-рые Б. снабжены дополнит. рядом кнопок, позволяющим извлекать уменьшенные септаккорды. В каждом поперечном ряду располагаются кнопки, дающие осн. тон, мажорную терцию от него, построенные на нём мажорное и минорное трезвучия и доминантсептаккорд. Звуки и созвучия, извлекаемые соответствующими друг другу кнопками соседних рядов, находятся в кварто-квинтовом отношении. Для музыкантов высокой квалификации изготовляются т. н. готововыборные Б., на выборной клавиатуре к-рых каждый звук извлекается с помощью особой кнопки. Это позволяет брать аккорды в разных расположениях, исполнять неаккордовую фактуру, полифонич. муз. ткань. На готово-выборном Б. имеются и кнопки "готовых" аккордов. Инструменты с неск. комплектами язычков, включаемых при помощи т. н. регистров и издающих звуки разл. тембра, наз. тембровыми В.
Б. — один из самых распространённых рус. нар. инструментов. Любители и профессионалы играют на нём соло и в ансамблях, а также аккомпанируют пению.
Литература: Новосельский A., Книга о гармонике, М.-Л., 1936; Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; Mирек A., Из истории баяна и аккордеона, М., 1967; его же, Справочник по гармоникам, М., 1968.
Г. И. Благодатов.

Словарь личных имен:

А, муж.; стар. Баиан, -а.
Отч.: Баянович, Баяновна; разг. Баяныч.
Производные: Бая; Яна.
Именины: См. Боян

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
баян, -а

Грамматический словарь Зализняка:

Баян, баяны, баяна, баянов, баяну, баянам, баян, баяны, баяном, баянами, баяне, баянах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Или Боянмифический певец, имя которого упоминается несколько раз в "Слове о полку Игореве". Форма "Баян" теперь сделалась популярна в России, между тем как у других славян и в "Слове о полку Игореве" встречается исключительно форма Боян. В нынешнем столетии слово Б. сделалось нарицательным для обозначения поэта, и почти все славяне считают Баяна своим певцом. В действительности, однако же, это историческое или мифическое лицо всецело принадлежит России, и только в русском литературном памятнике можно найти кое-какие о нем сведения, которые, впрочем, совершенно неудовлетворительны. В "Слове о полку Игореве" имя Баяна повторяется четыре раза, и все случаи разобраны подробно двумя русскими учеными, которые почти ни в чем не согласны друг с другом. Всеволод Миллер в своем "Взгляде на Слово о полку Игореве" считает Баяна чисто мифическим лицом, мудрым чародеем, другой же русский ученый, Потебня, смотрит на Б. как на историческое лицо, жившего в действительности певца, современника Всеслава. Даже этимология имени различно объясняется: сторонники произношения "Баян" производят это слово от баяти, т. е. рассказывать; по всей вероятности, глагол этот повлиял на изменение слова Боян в Баян. Но и слово Боян можно различно объяснять: оно или происходит от глагола бити и должно обозначать воина, но тогда, как, впрочем, и в первом случае, трудно объяснить, почему здесь является окончание страдательного причастия; или же, как думает Потебня, слово Боян происходит от боятися и образовалось подобно многочисленным другим именам личным, как Стоян, Ждан, Неждан, Жаден, Хотен и т. п.; в таком случае оно, по всей вероятности, дано было ребенку, появление которого на свет почему-либо боялись.
Как бы то ни было, из "Слова о полку Игореве" мы можем сделать заключение, что Боян был певцом, который снискал себе громадную славу своим искусством, состоящим не только в сочинении стихов, но и в пении их при аккомпанементе какого-то музыкального инструмента, на струны которого "выкладались вещие персты". Баян пел песни разным людям, а в особенности князьям, и тогда своей мыслью летал по всей земле и поднимался к облакам; он тоже мог своей песней воодушевить войско, идущее в поход, зажечь в сердцах воинов жажду славы и огонь мужества, сопоставляя их с воинственными предками. Б. в своих песнях, видно, не придерживался строго исторической традиции, но давал широкий простор своему "замышлению", которому автор "Слова" противопоставляет "былины сего времени". В общем, вопрос о Баяне принадлежит к числу наиболее темных мест загадочного "Слова", над разъяснением которого русские ученые столь бесплодно трудятся вот уже скоро 100 лет. Ср. Елпидифор Барсов, "Слово о полку Игореве" (М., 1887—90).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru