Определение слова «гармонь»

Толковый словарь Ушакова:

ГАРМО́НЬ, гармони, ·жен. (·прост. ). То же, что гармоника в 1 ·знач.

Большая советская энциклопедия:

Гармонь
Гармоника, музыкальный инструмент с проскакивающими металлическими язычками, приводимыми в колебание струей воздуха, нагнетаемого мехами. Первую ручную Г. изобрёл немецкий мастер К. Ф. Л. Бушман в 1822. В России производство Г. возникло в 30—40-х гг. 19 в. (Тула). Отечественные мастера создали много разновидностей Г. двух основных типов. К 1-му относятся Г., на которых при растяжении и сжатии меха каждая кнопка даёт различные звуки. Это Г. тульская, саратовская, «черепашка», бологоевская, белобородовская, касимовская, петербургская (предшественница Баяна), марийская марла-кармонь (обычное распределение звуков в диатоническом строе: до1, ми1, соль1, до2, ми2, соль2, до3 при растяжении меха, ре1, фа1, ля1, си1, ре2, фа2, ля2 при сжатии Г.). На Г. 2-го типа растяжение и сжатие меха не меняет высоты звука. В их числе вятская, ливенка, русянка, елецкая рояльная (предшественница Аккордеона), сибирская, хромка; национальные: татарская, кубос, пшинэ, комуз, выборная азербайджанская. В России одновременно с перечисленными бытовали также немецкие и венские Г., однорядные и двухрядные. Г. является одним из наиболее распространённых народных музыкальных инструментов.
Лит.: Новосельский А., Книга о гармонике, М. — Л., 1936: Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; Мирек А., Справочник по гармоникам, [М.], 1968.
А. М. Мирек.

Этимологический словарь Крылова:

Возникло в результате переоформления слова гармоника, заимствованного из немецкого или английского, а восходит к греческому harmonia – "гармония".

Толковый словарь Кузнецова:

гармонь
ГАРМОНЬ -и; ж. Клавишно-пневматический музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с растягивающимися складчатыми стенками и с планками по обеим их сторонам, снабженными клавиатурой. Играть на гармони. Двухрядная г. Тульская, вятская г. * За рекой гармонь играет (Исаковский).

Малый академический словарь:

гармонь
-и, ж. разг.
То же, что гармоника (в 1 знач.).
Быстрым движением он снял с плеча гармонь вишневого цвета и бережно растянул ее мехи. Галин, Песня о Макаре Мазае.
Арсентьев провел Лиду вперед, туда, где две девушки пели и отплясывали под гармонь. С. Антонов, Первая должность.

Музыкальная энциклопедия:

Гармоника, гармония,клавишно-пневматический инструмент. Корпус состоит из двух частей, между к-рыми помещается воздушный резервуар — мех. Источник звука — проскакивающие язычки. Прототипом инструмента была Г., сконструированная в 1822 нем. мастером К. Ф. Л. Бушманом в Берлине. Венский мастер К. Демиан снабдил Г. набором готовых аккордов для аккомпанемента, каждый из к-рых извлекается при нажатии левой рукой одной клавиши (1829). Г. быстро получила широкое распространение, в т. ч. в России; было создано большое число её разновидностей, сохраняющих, однако, те же осн. черты конструкции. В правой части корпуса Г. размещаются один или неск. комплектов язычков, предназначенных для исполнения мелодии. При сжатии меха воздух движется в одном направлении, при растяжении — в другом. Язычки располагаются парами; один из них звучит при сжатии, другой — при растяжении меха. Если оба они настроены по-разному, то нажатие к.-л. кнопки позволяет извлекать разл. звуки при растягивании и сжатии меха. На Г. т. н. нем. строя при сжатии извлекались звуки с, е, g (в неск. октавах), при растяжении — d, f, a, h; на Г. рус. строя — наоборот; Г. имели 5, 7 и более кнопок. Такая система удешевляла производство и была удобна для музыкантов-любителей. Она была применена во мн. зарубежных и рус. Г. (тульская, саратовская, бологоевская, касимовская, белобородовская, череповка и "черепашка", венская и др.). Инициатором создания рус. гармоники с хроматич. звукорядом был Н. И. Белобородов. Двухрядная клавишная Г. его конструкции была изготовлена мастером Л. А. Чулковым в 1871 или неск. годами позднее. Более прогрессивной является система, при к-рой оба язычка, составляющие пару, настраиваются в унисон. Высота звука на таких Г. не зависит от направления движения меха. Эта система также нашла широкое применение, напр. в сибирской Г., ливенской, елецкой рояльной, вятской "тальянке", "хромке", аккордеоне, баяне. Чтобы обогатить исполнит. возможности инструментов, их стали снабжать неск. комплектами язычков, включавшимися при помощи особых регистров (удвоения в унисон или в октаву). На левой части корпуса помещаются кнопки клавиатур, служащие для аккомпанемента (в нек-рых образцах Г., напр. в оркестровых и в "черепашках", левая часть корпуса была "глухой", без кнопок и клавиш). На Г. с 2 кнопками в левой части корпуса одна даёт при сжатии и растяжении I и V ступени (басы), другая — трезвучия. На Г. с 4 кнопками извлекается и субдоминанта. На первых примитивных Г. даже простейшие муз. произв. звучали искаженно. С увеличением числа кнопок возможности аккомпанемента обогащались. В усовершенствованном виде система "готового" аккомпанемента сохранилась вплоть до наших дней. В России крупнейшим центром производства Г. была Тула. Г. получила широкое распространение у народов Поволжья и Кавказа, где созданы нац. Г. Нек-рые русские, марийские, татарские, кабардинские и др. Г. располагали звукорядами, характерными для нац. фольклора. Большой популярностью пользовались т. н. "венская двухрядная" и "хромка". Наиболее совершенными Г., располагающими хроматич. звукорядом и возможностью аккомпанемента во всех тональностях, являются аккордеон и баян. Г. способствовала формированию и развитию жанра частушки. Нек-рые исполнители достигали в игре на Г. подлинной виртуозности и выступали в концертах (П. Е. Невский, Я. Ф. Орланский-Титаренко и др.). Хотя мн. музыканты отрицательно оценивали роль Г. в развитии нар. муз. культуры, с конца 19 в. Г. начинает считаться характерным рус. инструментом. Чайковский вводит Г. в состав симф. оркестра (2-я сюита), ряд композиторов использует в своих сочинениях гармонные обороты (И. Ф. Стравинский, А. Ф. Пащенко, Д. Д. Шостакович).
Литература: Гармоника. Краткие сведения о ей возникновении, развитии и производстве на Западе и в России, М., 1928; Новосельский A., Книга о гармонике, М.-Л., 1939; Mодр A., Музыкальные инструменты, М., 1959; Благодатов Г., Русская гармоника, М., 1960; Мирек A., Из истории баяна и аккордеона, М., 1967; его же, Справочник по гармоникам, М., 1968; Rоtt A., Geschichte der Harmonika. Volksmusikinstrumente, Essen, 1954.
Г. И. Благодатов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
гармонь, -и

Толковый словарь Ожегова:

ГАРМОНЬ, и, ж. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.).
| прил. гармонный, ая, ое. Гармонная фабрика.

Грамматический словарь Зализняка:

Гармонь, гармони, гармони, гармоней, гармони, гармоням, гармонь, гармони, гармонью, гармонями, гармони, гармонях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru