Определение слова «НИОБА»

Большой энциклопедический словарь:

НИОБА (Ниобея) — в греческой мифологии дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь многочисленным потомством (12, 14 или 20 детей) — Ниоба оскорбила хвастовством богиню Лето (Латону) — мать Аполлона и Артемиды. За это дети Лето стрелами из лука убили всех детей Ниобы, а сама Ниоба окаменела от горя.

Большая советская энциклопедия:

Ниоба
Ниобея, в древне-греческой мифологии дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь многочисленным потомством (по Еврипиду — 7 сыновей и 7 дочерей), Н. оскорбила своим хвастовством мать Аполлона и Артемиды Лето (Латону). За это Аполлон и Артемида стрелами из луков умертвили всех детей Н. (Ниобид). Сама Н., окаменевшая от горя, была перенесена на вершину г. Сипил (в М. Азии), где обречена вечно проливать слёзы по убитым детям. Обработки мифа о Н. были распространены в литературе (например, в «Метаморфозах» Овидия в 6 книгах) и искусстве (скульптурные композиции 5—4 вв. до н. э., сохранившиеся в римских копиях) древнего мира.

«Ниоба с младшей дочерью». Римская копия греческого оригинала 4 в. до н. э. Галерея Уффици. Флоренция.

Мифологическая энциклопедия:

Ниобея (), в греческой мифологии дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным потомством (согласно Гомеру, у Н. было шесть сыновей и шесть дочерей; по Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Н. приписывали семь сыновей и семь дочерей, Aul. Gell. XX 7), Н. возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей: Аполлона и Артемиду. Разгневанная богиня пожаловалась на Н. своим детям, которые стрелами из луков убили всех детей Н. (Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида — девушек. Потрясенный гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Н. окаменела от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над самой младшей дочерью Н., а также вариант: в живых остался младший сын (Apollod. III 5, 6; Paus. II 21, 9; V 16, 4).Согласно одной из версий мифа, Н. после гибели детей и мужа вернулась на родину; увидев отца, обреченного богами на мучительное испытание (пребывание под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие на ее долю страдания и взмолилась Зевсу, чтобы он превратил ее в камень (Apollod. III 5, 6). По другой версии, Н. оцепенела без божественного вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унес ее окаменевшую фигуру на вершину горы Сипил в Лидии, где из глаз Н. продолжали вечно литься слезы (Ovid. Met. VI 302- 312).Лидийская родословная Н. и негреческий характер ее имени указывают на малоазийское происхождение образа Н. Поскольку не вызывает сомнения и принадлежность Лето к малоазийской (ликийской) религии, то в основе сказания о Н. лежит, вероятно, культовое соперничество двух женских божеств. Превращение же Н. в камень на вершине скалы отражает распространенный в фольклоре многих народов мотив отождествления скалы, напоминающей по форме человеческую фигуру, с окаменевшей женщиной (Paus. I 21, 3). в. Н. Ярхо.
В античном изобразительном искусстве часто изображалась группа с Н„ пытающейся укрыть младшую дочь от стрел богов («Н. с дочерью»); среди других произведений — статуя «Раненая Ниобида» (сер. 5 в. до н. э.), рельефа трона Зевса в Олимпии, метопы храма Немесиды в Рамнунте. В европейском изобразительном искусстве к мифу обращались Караваджо, Джулио Романо, Дж. Б. Росси, Я. Тинторетто, А. Блумарт, Ж. Л. Давид и др.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(, Niobe) — дочь Тантала, сестра Пелопа, жена фивского царя Амфиона, возгордилась своими 12 детьми (6-ю сыновьями и 6-ю дочерьми; у трагиков — всего семь) и вздумала сравниться с Лето (Латоной), у которой были лишь двое детей, Феб Аполлон и Артемида. Раздраженная высокомерием Н., Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей Н. Девять дней лежали они непогребенные; наконец, на десятый были преданы земле богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Н. от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слезы о погибшем потомстве (Илиада, XXIV, 602 — 617). Такова версия этого мифа у Гомера. Многие поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку , т. е. страдания Н. Особенно драматически сказание о Н. выражено у Овидия (Metam., VI, 146 — 312). По версии мифа, принятой Овидием, Н., После обращения в камень, была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние ее срослось с вершиной Фригийской горы. Еще в древности объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении (Павзаний, I, 25, 5).
Ср. Stark, "Niobe" (Лпц., 1863); Trendelenburg, "Niobe. Einige Betrachtungen ber das Schne und Erhabene" (Б., 1846).
H. O.
Судьба H. и ее детей была одной из любимых тем античного искусства. В числе древнегреческих скульптур на эту тему особенно славилась группа, украшавшая собой фронтон одного из малоазйских храмов Аполлона, впоследствии перевезенная в Рим и поставленная в тамошнем храме Аполлона Созиана. Воспроизведение ее представляет собой известная группа Ниобид, хранящаяся в музее Уффици во Флоренции, а также отдельные ее части и копии, находящиеся в других музеях, напр. в Ватикане ("Убегающая дочь Н."), в Дрездене и Мюнхене (две фигуры убитых сыновей и так наз. "Илионей"). Части группы, хранящиеся в Уффици, изображают Н. с припавшей к ней дочерью, шесть сыновей, трех дочерей и педагога; вся же группа состояла, по всей вероятности, из 16 фигур: 8 мужских и 8 женских. Историки искусства еще не пришли к окончательному заключению относительно того, кому из великих греческих ваятелей принадлежал оригинал, повторением которого являются дошедшие до нас фигуры Ниобид — Праксителю или Скопасу, но, судя по смелости их движений, тонкой обработке форм и патетичности выражения, с наибольшей вероятностью можно приписать этот оригинал второму из названных мастеров. Из прочих произведений пластики, трактующих тот же сюжет, отметим: саркофаги с изображением Ниобид, находящиеся в Мюнхене и Ватикане, а также хранящийся в Имп. Эрмитаже обломок мраморного фриза, работы I в. до Р. Хр., представляющий собой переделку рельефа, которым Фидий украсил престол олимпийского Зевса.
А. А. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru