Определение слова «АРДЖУНА»

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Третий по старшинству (после Юдхиштхиры и Бхимасены) сын царя Панду от Кунти, один из Пандавов — героев "Махабхараты". Согласно "небесной" родословной, он является сыном бога Индры и одновременно сближается вплоть до отождествления с Кришной-Васудэвой, с к-рым связан двойными узами родства: по матери, к-рая приходится сестрой отцу Кришны, а также благодаря женитьбе на Субхадре, его сестре. Кришнаколесничий А. в великой битве, именно ему он открывается в образе вишварупа, Все-бога мироздания, и излагает учение "Бхагавадгиты ". Другая линия отождествления Арджуны с Кришной — пара мудрецов-риши Нара (А.) — Нараяна (Кришна). Любимый ученик военного наставника Пандавов и Кауравов, героя старшего поколения Дроны, А. впоследствии обучается военному искусству у Парашурамы ("Рамы с топором"), вошедшего позднее в канонич. список аватар Вишну. За содействие в сожжении леса Кхандавы А. получает от бога Лгни свой знаменитый лук Гандиву, от богов-локапал — небесное оружие, а от Индры, к-рому помогает сокрушить демонов — дайтъев и данавов, — принимает в дар диадему, отчего и зовется Киритином, "Увенчанным диадемой". Так вокруг образа этого эпич. героя происходит циклизация сюжетов, соединяющих мифологию "старых", восходящих к ведизму, и "новых", собственно индуистских богов. В битве "Махабхараты" от руки А. принимают смерть наставник героев мудрый Бхишма и старший брат Карна,свидетельство амбивалентности сложного эпич. образа, к-рая послужила важным импульсом к появлению в XIX в. "теории инверсии", усматривавшей первоначальную героич. основу эпоса в действиях не Пандавов, а их соперников Кауравов.
С. Невелева

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Arjuna, «белый», «светлый»)
в индуистской мифологии герой, третий среди братьев-пандавов, сын Кунти, от бога Индры. А. — идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. На сваямваре (выборе жениха невестой) Драупади А. завоевывает ее в жены для себя и братьев. Изгнанный вместе с братьями в лес, он получает от богов, в т. ч. от Шивы, который вступает с ним в поединок в облике горца-кираты, божественное оружие, необходимое для предстоящей борьбы с кауравами. Несколько лет изгнания А. проводит на небе, в столице Индры Амаравати, и помогает богам в сражениях с асурами. Во время войны с кауравами возничим колесницы А. становится Кришна; при этом в ряде мест «Махабхараты», а также в последующих теологических комментариях Кришна идентифицируется с Нараяной, а А. — с Нарой и в конечном счете они уподобляются друг другу. Перед началом битвы на Курукшетре Кришна возвещает А. свое божественное откровение — «Бхагавадгиту» (Мбх. VI 23-40). Своими подвигами в битве А. превосходит остальных воинов. После окончания войны А„ совершая ашвамедху для Юдхиштхиры, покоряет царства четырех стран света. А. умирает в Гималаях во время последнего странствования пандавов и удостаивается небесного блаженства. А. имел трех сыновей: Иравата от дочери царя нагов Улупи, Бабхрувахану от царевны Читрангады и Абхиманью от сестры Кришны Субхадры. Эпитеты А. в «Махабхарате»: Дхананджая («завоевывающий богатства»), Гудакеша («кудрявый»), Киритин («увенчанный диадемой»), Бибхатса («вызывающий неприязнь»), Пхалгуна («родившийся при созвездии Пхалгуни»), Партха («сын Притхи» или Кунти) И Др. П. А. Гринцер.

Теософский словарь:

(Санскр.) Букв., "белый". Третий из пяти Братьев Панду или предполагаемых Сыновей Индры (эзотерически то же, что Орфей). Ученик Кришны, посетивший его и женившийся на Су-бхадре, его сестре, помимо многих других жен — согласно аллегории. Во время братоубийственной войны между Куравами и Пандавами Кришна учил его высшей философии, служа его возничим. (См. "Бхагавад Гита".) КОВЧЕГ ИЗИДЫ Во время великой египетской ежегодной церемонии, совершаемой в месяце Атир, жрецы в процессии несли ладью Изиды, и елись коллирийские лепешки или булочки, на которых был знак креста (Тат). Это было поминанием плача Изиды из-за потери Озириса; празднество Атира было очень впечатляющим. "Платон отзывается о мелодиях этого празднества, как об очень древних", пишет м-р Бонвик ("Eg. Belief and Mod. Thought"). "Miserere в Риме, говорят, напоминает это по своему меланхолическому ритму и заимствована из этого празднества. Плачущие девы под покрывалами следовали за ковчегом. Норны или девы под покрывалами, так же плакали из-за потери бога наших саксонских предков, злосчастного, но доброго Балдура". КОВЧЕГ ЗАВЕТА Каждый ковчег-святыня, будь то у египтян, индусов, халдеев или у мексиканцев, был фаллической святыней — символом йони или чрева природы. Секет египтян, ковчег или священный ящик, стоял на ара — его пьедестале. Ковчег Озириса, со священными реликвиями этого бога, был "таких же размеров, как еврейский ковчег", говорит С.Шарп, египтолог; его несли жрецы на шестах, просунутых через его кольца, в священной процессии, — как и ковчег, вокруг которого танцевал Давид, Царь Израиля. Мексиканские боги также имели свои ковчеги. У Дианы, Цереры и других богинь, также как у богов, были свои. В каждом случае ковчег был ладьей — перевозочным средством. "Фивы имели священный ковчег длиной в 300 локтей", и сказано, что слово Фивы означает по-еврейски ковчег", что есть ничто другое, как естественное признание места, которому избранный народ обязан своим ковчегом. Кроме того, как пишет Бауэр, "Моисей не первый использовал Херувима". Крылатая Изида была херувимом или Ариэхом в Египте за века до появления там Авраама или Сары. "Часто указывалось на внешнее сходство некоторых египетских ковчегов, увенчанных двумя крылатыми человеческими фигурами, с ковчегом завета." (Bible Educator".) И не только "внешнее", но и внутреннее "сходство" и тождественность теперь общеизвестны. Ковчеги, как завета, так и подлинного, прямого языческого символизма, имели и теперь имеют одно и то же значение. То же произошло и с "Урим" и "Туммин" (см.). В Египте, как доказано многими египтологами, эти двое были символами Двух Истин. "Обе фигуры — Ре и Тмей — египетский Верховный Жрец носил на нагрудной пластине. Тме, во множественном числе тмин, означало по-еврейски истина. Уилкинсон говорит, что фигура Истины имела закрытые глаза. Розеллини рассказывает о Тмей, носившемся как ожерелье. Диодор указывает на такое же ожерелье из золота и драгоценных камней у Верховного Жреца во время произнесения приговора. Септуагинт переводит Туммин как Истина." (Бонвик, "Eg. Belief".)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru