Определение слова «СТИЛЬПОН»

Новая философская энциклопедия:

СТИЛЬПОН () из Мегары (ок. 360 – ок. 280 до н.э.) – греческий философ-мегарик, «великий искусник в словопрениях» ( ); ученик Евклида [ЕВКЛИД], а также софиста Трасимаха (Diog. L. II 113); согласно Суде, написал «не менее 20 диалогов», Диоген упоминает о 9 (II 120), но в другом месте сообщает, что Стильпон ничего не писал (I 116). Был известен формулировкой разнообразных софистических рассуждений, опровержением различения между возможным и действительным, отрицанием онтологического значения связки «есть» и общих определений.
По Стильпону, сказать «человек» – значит ничего не сказать, потому что здесь не говорится ни о каком конкретном человеке (Diog. L. II 119). Также нельзя сказать «овощ», ибо тот или иной овощ не существует столько же, сколько существует овощ как вид. Как и киник Антисфен, Стильпон утверждал, что нельзя приписать субъекту отличный от него предикат (человек добр), но можно лишь сказать «человек есть человек» (Plut. Adv. Colot. 22–23, 119с–1120b). В этике Стильпон вместе с киниками, а позднее и стоиками, отстаивал идеал «бесстрастия» ( или , Sen. Epist. 9.1–3, Alex. Aphr. De anima 150.34–35).
За эвристическое упражнение, доказывающее, что скульптура Афины работы Фидия не может быть названа богом, Стильпон был изгнан из Афин за безбожие. Диоген Лаэртий сообщает также о том, как Стильпон, играя словами, доказал киренаику Феодору, прозванному Безбожником, что он-то и есть бог, ведь «чем называешься, тем и являешься» (Diog. L. II 100). Учениками Стильпона были Филон Диалектик и Менедемиз Эритреи, возглавивший эритрейскую школу (см. Элидо-эретрийская школа [ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА]);его также слушал и основатель Стои Зенон из Китая (Diog. L. VII 24).
Фрагменты и свидетельства:
1. Giannantoni G. (ed.), Socratic et Socraticorum Reliquiae, vol. 1. Napoli, 1990, p. 449–468.
M.A.Солопова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru