Определение слова «Крантор»

Новая философская энциклопедия:

KPAHTOP () из Сол, Сицилия (ок. 340/35 – 275 до н.э., Афины) – греческий философ, представитель Древней Академии, ученик Ксенократа и Кратета, товарищ Полемона, делил кров и стол с Аркесилаем. Диоген Лаэртий сообщает о сочинении Крантора «О скорби» ( ) и оставленных им «записках». Комментарий к «Тимею» Платона, первый в ряду комментариев к этому диалогу, оказал влияние, в частности, на Евдора (выдержки у Плутарха, De an. рrосr. 1012D и др., и Прокла, In Tim. I 76, 1; 277, 8 Diehl). Крантор не признавал временного начала мира, понимая творение в смысле зависимости мира от более высокого онтологического начала. Душа состоит из умопостигаемой и чувственной природ, что позволяет ей судить о «здешнем» и о «тамошнем» мирах, определяя их сходства и различия. В этике Крантор был сторонником «метриопатии». Иерархия благ по Крантору: добродетель, здоровье, удовольствие, богатство (Sext. Emp. XI 51–58). Трактат «О скорби» был чрезвычайно популярен в позднейшей традиции и повлиял на жанр «философского утешения» (Цицерон, Плутарх и др.).
Фрагменты:
1. Kayser F. De Crantore Academico. В., 1841;
2. Mette H.J. Zwei Akademiker heute: Krantor von Soloi und Arkesilaos von Pitane. – «Lustrum», 1984, 26, p. 8–40.
Литература:
1. Kassel R. Untersuchungen zur griechischen und rmischen Konsolationsliteratur, 1958;
2. Krmer H.J. Die ltere Akademie. – GGP, Antike 3, 1983, S. 151 sq., 161–164, 167–174;
3. Dorandi T. Filodemo e l’Academia Nuova (PHerc, 1021, XVIII–XXVI). – «Cronache Ercolanesi» 17, 1987, p. 121;
4. Idem. Il quarto libra delle «Vite» di Diogene Laerzio: l’Academia da Speusippo a Clitomaco, ANRW II 36, 5, 1992, p. 3774– 3777.
Ю.А.Шичалин

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — из Киликии, прибыл в Афины около 320 г. до Р. Хр. и поступил в школу Ксенократа и Полемона (старейшая академия). Сочинения его, из которых сохранились значительные фрагменты — комментарий на Платонова Тимея и книга о печали. Он различал в душе, кроме чувственного и умопостигаемого начала, еще "само" и "другое". Нравственность требует разумного ограничения душевных движений и страстей, а не упразднения их. Высшее благо жизни есть добродетель, за нею следует здоровье, потом наслаждение и на последнем месте богатство.
Вл. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru