Определение слова «"ШУ ЦЗИН"»

Советская историческая энциклопедия:

Или "Шан Шу" ("Книга истории"), — одна из книг конфуцианского канона "У цзин". Содержит мат-лы по истории Китая от легендарного имп. Яо (3-е тыс. до н. э.) до 624 до н. э. Состоит из 58 глав. Совр. наука признает аутентичными только 29 глав, т. н. новый текст, к-рый окончательно сложился в кон. 3 в. до н. э. и восходит к направлению конфуцианства, представленному философом 3 в. до н. э. Сюнь-цзы. Целью составления "нового текста" было идеологическое оправдание объединения Китая. Другие 29 глав (т. н. древний текст) составлены в 4 в. н. э.
=====
Публ.: Legge J., The Chinese Classics, v. 3, Hongkong — L., 1865; Chou King, Texte chinois avec une double traduction en Francais et Latin par S. Couvreur S. I., Ho Kien Fou, 1897; Karlgren В., The book of documents, "Museum of Far Eastern Antiquities Bulletin", Stockh., 1950, JMS 22.
=====
Лит.: Чэнь Мэн-цзя, Шан шу тунлунь (Общий обзор "Шан шу"), Пекин, 1957.
=====
E. П. Синицын. Москва.

Новая философская энциклопедия:

«ШУ ЦЗИН» («Канон [исторических, документальных] писаний», «Книга истории», «Книга документов»; др. название «Шан шу» – «Книга преданий») – древнекитайский памятник, входящий в конфуцианский канонический свод «Тринадцатиканоние» («Ши сань цзин»). Включает тексты разных эпох – записи сказаний, историзованных мифов, исторических событий, обращений правителей к подданным, указов, поучений сановникам, диалогов древних правителей с мудрецами и т.п. Историзованный материал охватывает период примерно с 24 по 8 в. до н.э. Компоновка памятника продолжалась по крайней мере до начала новой эры, известны разные версии текста. Содержит сведения по идеологии, космологии, натурфилософии, географии и другим областям знания.
В «Шу цзине» нашли отражение представления и идеи, которые в 6–3 вв. до н.э. легли в основание учений древнекитайских философских школ и государственной идеологии: культ предков, концепции влияния Неба на судьбы людей и государственной власти (см. Тянь [ТЯНЬ]), взаимосвязи гармонии в обществе и природе (см. Хэ [ХЭ]). Видимо, тексты подверглись коррекции в конфуцианском духе. Особое внимание комментаторы уделяли главе «Хун фань» («Великий план», «Великий закон», «Величественный образец»), вероятно интегрированной в текст в 4–2 вв. до н.э. В ней сформулированы принципы государственного управления и требования к правителю, критерии оценки человеческих качеств, представления о систематизации природных явлений, способы выявления их закономерностей. Принципы поддержания общественного порядка изложены по девятеричной схеме, символизирующей «небесное» начало как образец для устроения социума. В «Хун фане» установлена иерархия «восьми государственных дел», ставшая канонической для конфуцианства: продовольствие, товары (торговля), жертвоприношения, общественные работы, культовая практика и просвещение, юридическая сфера («суд и наказания»), «правила приема государственных гостей», военное дело. Главное условие «умиротворения» народа – «высшее совершенство» правителя, что выражается в наличии у него «пяти благ» (у фу): долголетие, богатство, «телесное здоровье и спокойствие духа», «любовь к целомудрию» и «спокойная кончина, завершающая жизнь». Достойное поведение правителя обусловливает регулярность природных процессов. Там же фиксируется корреляция «пяти начал» (у юань) – ранней версии «пяти элементов» (у син [У СИН] – «воды», «огня», «дерева», «металла» и «почвы») – с человеческими качествами и способностями, «основами времени», т.е. календарного счисления, счастливыми и несчастливыми предзнаменованиями.
Литература:
1. Шан шу чжэн и («Книга преданий» с филологическими пояснениями). – В кн.: Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями), т. 3–4. ПекинШанхай, 1957;
2. Древнекитайская философия, т. 1. M., 1972, с. 100–13 («Шу цзин» в пер. С.Кучеры, М.Крюкова);
3. Karlgren В. The Book of Documents (The Shang Shu or Shu King). Stockh., 1950.
А.Г.Юркевич

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2018