Определение слова «леший»

Толковый словарь Ушакова:

ЛЕ́ШИЙ, лешего, ·муж.
1. В русской народной мифологии — сверхъестественное существо, живущее в лесу. «Там чудеса; там леший бродит, русалка на ветвях сидит.» Пушкин.
2. употр. в знач. бранного слова (·прост. ·вульг. ). Куда лезешь, леший?
• К лешему! (поди, ну тебя и т.п.; ·бран. ·прост. ·вульг.) — то же, что к чорту. Какого лешего (нужно, пришел и т.п.; ·бран. ·прост. ·вульг.) — что (нужно), для чего (пришел). «Какого лешего тебе еще нужно!» Чехов.

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕШИЙ (лесовиклешак, лесной дядя, лисун) — в верованиях восточных славян дух леса, враждебный людям.

Большая советская энциклопедия:

Леший
Лесовик, лешак, лесной дядя, лисун, в народных верованиях восточных славян (особенно русских и белорусов) дух леса, враждебный людям. Вера в Л. возникла у древних славян, вероятно, в период заселения ими лесных пространств как выражение суеверного страха перед дремучим лесом.

Толковый словарь Даля:

ЛЕШИЙ, лешня, см. лес.

Также см. лес

Этимологический словарь Крылова:

Это слово в древнерусском языке первоначально означало "поросший лесом", а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Буквально – "обитатель леса".

Малый академический словарь:

леший
-его, м.
1.
В русской мифологии: дух леса, его хозяин, враждебный человеку.
— Рассказывала нянька сказки, и я верил в домовых, в леших, во всякую чертовщину. Чехов, На пути.
2. прост.
Употребляется как бранное слово.
— Но, ты, озирайся, леший! Я тебе поверчу морду-то! — крикнул он сердито на лошадь. Куприн, Молох.
[Лука:] Навязался, леший, на нашу голову. Чехов, Медведь.

к лешему{ (иди, пошел, ну тебя и т. п.)}
прост. бран.
то же, что к черту.
какого лешего; за каким лешим; на какой леший
прост.
зачем, для чего, к чему.
ни лешего
прост.
совсем ничего.

Мифологическая энциклопедия:

Лесовик, лешак, боровик, в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства. Л.- хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами; связь с волками объединяет его со святым Юрием и волчьим пастырем Егорием русских духовных стихов и преданий. Наделен отрицательными атрибутами, связью с левым (см. в ст. ЛЕВЫЙ И ПРАВЫЙ): у него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т. п. (ср. сходный мотив в связи с хеттским Телепинусом). В быличках Л.- проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник. Л. может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от Л. уведенный им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева). Еще в 19 в. Л. писали послания на бересте (см. БЕРЕЗА). Сходные лесные духи, мало отличающиеся от обычных людей, известны в западнославянской и других традициях.Лит.: Токарев С. А., Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в., М., 1957; Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М., 1975; Zevi S., Lesnici-leskovaki umski duhovi, в кн.: Leskovaki zbornik, № 5, Leskovac. 1965. В. И., В. Т.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
леший, -его

Толковый словарь Ожегова:

ЛЕШИЙ, его, м. В славянской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям. Иди ты к лешему! (убирайся; прост.). Какого лешего? (выражение досады; прост. бран.). Л. его знает! (кто его знает; прост.).

Грамматический словарь Зализняка:

Леший, лешие, лешего, леших, лешему, лешим, лешего, леших, лешим, лешими, лешем, леших

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в лесах. Другие названия его: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Нашим Л. соответствуют греческие сатиры, римские фавны, сильваны, немецкие лесные люди (Waldleute), шведские скоугманы и друг. Л. может встать выше самых высоких деревьев и ниже травы. Чаще всего он является в виде рослого мужика, в бараньем полушубке, неподпоясанном и с левой полою, запахнутой на правую; глаза у него без бровей и ресниц, иногда на голове и бороде зеленые волосы; голос оглушительно громкий, глаза страшно блестят, иногда вместо глаз звезды. В Киевской и Черниговской губ. лисунов представляют великанами сероватого и пепельного цвета. Иногда Л. показывается голым и напоминает черта: у него рога на голове, ноги козлиные, борода такая же — клином, на руках длинные когти, вся нижняя половина тела мохнатая. Нередко Л. оборачивается собакой (Калужская губ.) и волком. Когда Л. идет по лесу дозором, то при его приближении шумит лес и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Л. живут в лесных трущобах, некоторые одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Существует поверье, что Л. при наступлении зимы (на Ерофея, 4-го октября) проваливаются сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весной опять выскакивают из земли. Расставаясь с лесом, они бесятся, ломают деревья и разгоняют всех зверей по норам; в эту пору крестьяне боятся ходить в лес. Впрочем, не все Л. исчезают на зиму; в некоторых местностях им приписываются зимние вьюги. В больших лесах живут по два и по три Л., которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губ.). Ссоры доходят до драки, Л. бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают верст на 50 и более. Нередки также битвы Л. с водяными, преимущественно в ночную пору. Л. — властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя, и когда сам пьет вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит Л., когда тот опьяненный ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. Л., по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью малороссов, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. Постоянно разгуливая по лесу, Л. любит качаться на древесных ветвях, как в люльке или на качелях, почему в некоторых губерниях ему дают название зыбочник (от зыбка). Отношение Л. к людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой; иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть. Шутки Л. сопровождаются громким смехом. Кого Л. обойдет в лесу, у того единственное средство найти дорогу — снять с ног лапти и переворотить в них стельки, т. е., вынув из лаптей солому, положить ее так, чтобы постилка пришлась наоборот. От шуток Л. люди нередко сходят с ума. Если случится кому заболеть, воротясь из лесу, то предполагается, что он "след лешего перешел". Для исцеления больной должен умилостивить Л., отнеся ему в дар ломоть хлеба и щепоть соли, завернутые в чистой тряпице. По поверью Олонецкой губ., каждый пастух должен подарить Л. на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губ. думают, что Л., если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также должны приносить жертву Л.: на поклон они приносят в лес краюшку хлеба или блин и кладут это приношенье на какой-нибудь пень. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречаются обращения к Л. Чтобы вызвать Л., нужно нарубить молодых березок и сложить их кругом, верхушками в середину, затем снять с себя крест и, став в кругу, крикнуть громко: "дедушка"! — и Л. тотчас явится. Другой способсрубить в лесу сосну так, чтобы она при падении сломила две осины, стать на осины лицом к северу и говорить: "лесовик-великан! пришед к тебе (имярек) с поклоном, заведи с ним дружбу!". Человек, вступающий в договор с Л., отдает ему в кабалу свою душу, за что Л. обязуется помогать ему в охоте, пригонять зверей и охранять стадо. Конечно, на знакомство с Л. отваживаются одни колдуны. В Новгородской губ. пастухи, знающие заговоры, нанимают Л. на службу пасти стадо и охранять его от зверей. Стараясь вредить человеку, защекотать, задушить его, Л., с другой стороны, падки до женщин. Чтобы освободить похищенных им девиц, необходимо служить молебны, но и это средство действительно лишь в том случае, если они во время пребывания своего между лешими ни разу не отведают их пищи. Только тогда выдают Л. своих пленниц и выносят их на то место, откуда их похитили. Иногда Л. уводят и детей, при чем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, Л. иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, превращая ту и другое в живого ребенка, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11 лет, подменыш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном. Рождаются Л. от брака черта с земной ведьмой, иногда от людей, совершивших тяжкое преступление или погибших без креста на шее и т. п. В разных местах записана сложившаяся под влиянием библейским легенда о происхождении Л., водяных, домовых и других духов от воинства сатаны, низвергнутого Богом на землю. Нередко в представлениях народа Л. носит уже двойственный характер: он является то сильным, страшным духом, то простым народным чертом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть. См. Терещенко, "Быт русского народа" (VI, 133-136); Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (II, 326-349); "Новгородский сборник" (I, 284); "Живая старина" (1894, вып. I, 6-8); "Этнографическое обозрение" (VII, 30-34, VIII, 85, XIII, 214). О лесных духах у европейских народов см. Wilhelm Mannhardt, "Wald— und Feldkulte" (Б., 1875-77, глава: "Die Waldgeister und ihre Sippe") и Э. Тэйлор, "Первобытная культура" (СПб., 1872, глава XV: Анимизм).
Bc. Миллер.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019