Определение слова «Гельвеций»

Большой энциклопедический словарь:

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715-71) — французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: "Об уме" (1758) — "О человеке" (1773, посмертно).

Большая советская энциклопедия:

Гельвеций
(Helvtius)
Клод Адриан (31.1.1715, Париж, — 26.12.1771, там же), французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным откупщиком. Сблизившись с Ш. Л. Монтескье и Вольтером, с 1751 посвятил себя научным занятиям. Одно из главных соч. Г. — «Об уме» (1758; рус. пер. 1917, 1938) — было запрещено и сожжено.
Г. утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, что мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её наиболее сложные образования; Г. одним из первых среди французских материалистов 18 в. преодолел непоследовательность теории познания английского философа Дж. Локка, придав его сенсуализму открыто материалистический характер; Г. был противником Агностицизма. Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души; однако не вышел за пределы метафизического мышления, оставив нерешенной проблему самодвижения, абсолютизируя значение законов механики, сводя мышление к его чувственной основе.
Критик теологического воззрения на общественную жизнь, Г. объяснял её без помощи сверхъестественных сил, не выходя, однако, за пределы идеалистического понимания истории. Г. начинал изучение общественных явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Г. критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психического и морального склада объяснял прежде всего особенностями среды, в которой они воспитывались. Подвергнув критике религиозную и спиритуалистическую этику, основанную на признании врождённости моральных чувств и представлений, Г. доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. пытался сочетать с общественным интересом, который в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии.
Г. выдвинул требование полной ликвидации феодальных отношений и феодальной собственности. Считая республиканскую форму правления непригодной для больших государств, он был сторонником просвещённого абсолютизма, в понятие которого вкладывал буржуазно-демократическое содержание.
Деятельность Г. сыграла значительную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца 18 в., в идейной подготовке утопического социализма начала 19 в. и развитии философской мысли.
Соч.: uvres compltes, v. 1—14, P., 1795; в рус. пер. — Счастье. Поэма, М., 1936; О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938.
Лит.: Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. философские соч., т. 2, М., 1956; Вороницын И. П., К. А. Гельвеций, М., 1934; Момджян Х. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; Силин М. А., К. А. Гельвецийвыдающийся французский философ-материалист 18 в., М., 1958; Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, гл. 4; Keim A., Helvtius, sa vie et son uvre. P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954.
Х. Н. Момджян.

К. А. Гельвеций.

Новая философская энциклопедия:

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (31 января 1715, Париж – 26 декабря 1771, там же) – французский просветитель. Образование получил в одном из иезуитских коллежей Парижа, изучал античную и новую философию, литературу и языки. В 1738–51 занимал должность генерального откупщика налогов. Его занятия стихосложением послужили причиной избрания в члены Академии изящной словесности г. Кана, поэма «О счастье» удостоилась похвалы Вольтера. С одобрения последнего Гельвеций в 1751 уходит с государственной службы и переселяется в Париж, чтобы войти в крут энциклопедистов. Включившись в работу по созданию «Энциклопедии»,открывает в своем доме салон, который посещают самые известные люди Франции – Дидро [ДИДРО], Гольбах, аббат де Рейналь, министр д’Аржансон и др.
Материалистические взгляды Гельвеция складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц – атомов. Природе присущи движение, пространственно-временные характеристики, причинность, тождественная необходимость. В Универсуме совершается непрерывное превращение одних веществ в другие, точнеекруговорот природы. Определения материи как субстанции Гельвеций избегал, считая ее лишь словом для описания совокупности различных материальных свойств. Человек подобно другим природным созданиям рассматривался Гельвецием только как живое существо; источник его чувств, желаний и потребностей – ощущения. С позиций сенсуализма Гельвеций сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения.
Все эти идеи были высказаны в 1-й книге Гельвеция «Об уме»(1758; рус. пер. 1917), выход в свет которой стал событием в его жизни и в истории всего французского Просвещения. Сочинение сразу же вызвало нападки со стороны парламента и духовенства. Представив Гельвецию около 100 замечаний, Сорбонна потребовала от автора отречения. Причиной нападок врагов, а также суровой критики многих единомышленников стала последовательно проводимая Гельвецием концепция утилитаризма. Определив человека как природное существо, стремящееся лишь к удовлетворению материального интереса и получению физических удовольствий, Гельвеций из этого делал вывод о себялюбии как основном инстинкте человека. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему – результат любви к самому себе, в основе дружбыкорыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга (Вольтер считал, что такое понимание помещает дружбу в разряд «низких чувств».) Если бы человек не руководствовался корыстью, он проводил бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с Гельвецием, Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал жизнью ради Родины, или ученых, напр., Лейбница или Ньютона и т.п.).
В 1772, уже после смерти Гельвеция, усилиями его друзей, а также русского посланника в Голландии князя Д.Голицына вышла его 2-я книга «О человеке», где в центре его антропологической концепции стоит проблема воспитания: «Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания» (Соч. в 2 т., т. 2. М., 1974, с. 185).
Уверенность во всемогуществе воспитания привела Гельвеция к созданию демократической социально-политической программы. Его идеалФранция как конфедерация небольших республик, где просвещенный монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политические права. Разница в имущественном положении между ними сводится к минимуму. Произведя необходимые изменения в законах и обычаях, просвещенный законодатель мог бы устранить причины социальных бедствий и обеспечить покой народу и стабильное существование государству. Взгляды Гельвеция оказали влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Он заложил основание целостной системы утилитаризма;его последователями стали И.Бентам и Дж.С.Милль.
Сочинения:
1. Oeuvres compltes, v. 1–14. P., 1795;
2. в рус. пер.: Соч. в 2 т., М., 1974;
3. Счастье. М., 1987.
Литература:
1. Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма. – В кн.: Плеханов Г.В. Избр. философ, произв. в 4 т., т. 2. М., 1956, с. 33–128;
2. Вороницын И. Клод Адриан Гельвеций. М.–Л., 1926;
3. Момджян X.Г. Философия Гельвеция. М., 1955:,
4. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995, с. 76–122;
5. Quillois A. Le Salon de Mad. Helvetius. P., 1894;
6. Horowitz I.-L. Claude Helvetius: Philosopher of democracy and enlightenment. N.Y., 1954.
Т.Б.Длугач

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru