Определение слова «СОРЕЛЬ»

Большой энциклопедический словарь:

СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (1847-1922) — французский философ, теоретик анархо-синдикализма. Вначале представитель т. н. "новой школы" марксизма, затем выступил с критикой рационального познания, научного понимания истории, с учением о мифе как мировосприятии любой социальной группы и восхвалением насилия как движущей силы истории; социалистическую революцию рассматривал как спонтанный иррацион, порыв народа. Идеи Сореля оказали влияние на формирование фашизма, на современных идеологов левацких и правых экстремистских групп на Западе.

Новая философская энциклопедия:

СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (2 ноября 1847, Шербур – 30 августа 1922, Булонь) – французский философ, теоретик анархо-синдикализма. С 1892 стал заниматься общественно-политической деятельностью, совместно с П.Лафаргом основал журнал «Le devenir social», с 1899 сотрудничал в журнале «Le mouvement socialiste». В начале своей теоретической деятельности считал себя марксистом «новой школы», испытал влияние А.Бергсона [БЕРГСОН], П.Ж.Прудона,выступал с резкой критикой теории и политики 2-го Интернационала. Философия Сореля – попытка соединения идей Бергсона с идеями социализма, обоснование теории активности, деятельности. Сорель разграничивал действие и познание, считая разум, как и все в мире, относительным, а действие абсолютным, поскольку действие есть проявление иррациональной воли, противостоящей бездеятельному интеллекту. Наиболее известной работой Сореля является «Размышление о насилии» (Rflexions sur la violence. P., 1906; рус. пер. M., 1907), в которой подчеркивалась необходимость социальной катастрофы и насилия. При этом насилие трактовалось не как принуждение, которое свойственно неприемлемым для Сореля власти, государству, политике. Он отвергал любое участие в политике, ибо оно наносит вред социализму. Основная задача пролетариата – предельно обострить противоречия в обществе. Нужны не реформы [РЕФОРМА],а тактика «прямых действий», мгновенный взрыв угнетенной массы. Насилие, коль оно не связано с государством, политикой, является положительным явлением, ибо ведет к разрушению старого. Переход к социализму – катастрофа, в которой обнаруживается волевой порыв масс, высвобождение их творческой энергии. Люди должны объединиться, ибо борьба против жизни, представляющей собой одни страдания, в одиночку бессмысленна. Силой, способствующей объединению людей, направляющей их в сторону действия, является миф. Насилие у Сореля – тоже миф, мобилизующий массы к действиям. В противовес теоретикам 2-го Интернационала Сорель провозглашал этику неприспособления. Социализм предстает как моральная проблема, в основе которой лежит пафос отрицания. Главное – революционизировать сознание рабочих. По мере развития социалистической этики в сознании масс происходит каждодневное осуществление социализма. В конце жизни Сорель увлекся ненадолго идеями национализма [НАЦИОНАЛИЗМ],от которых потом отказался. Его воспевание насилия, социальной катастрофы, презрение к демократии были впоследствии использованы идеологами крайнего радикализма [РАДИКАЛИЗМ],как правого, так и левого толка.
Сочинения:
1. Социальные очерки современной экономики. М., 1908;
2. La ruine du monde antique. P., 1902;
3. La dcomposition du Marxisme. P., 1908;
4. Les illusions du progrs. P., 1908;
5. D’Aristote Marx (L’ancienne et la nouvelle mtaphysique). P., 1935.
M.A.Хевеши

Социологический словарь:

Сорель (Sorel) Жорж (02.11.1847, Шербур — 30.08.1922, Булонь) — французский социальный мыслитель, теоретик анархо-синдикализма, автор работ по политическим и экономическим проблемам, истории, этике, философии науки и др. Большое влияние на Сореля оказали идеи П. Ж. Прудона, Ф. Ницше, А. Бергсона.
К анархо-синдикализму Сорель пришел от первоначальных либеральных воззрений и последующего увлечения марксистскими идеями. В последний период деятельности обратился, хотя и не без колебаний, к некоторым правонационалистским и монархистским течениям. Вместе с тем выступил в поддержку Октябрьской революции в России. Социально-политические концепции Сореля органично вытекают из разделяемых им интуитивистско-волюнтаристских посылок. Он отвергал рационалистическую интерпретацию общества и истории, идею социального прогресса; стихийное, иррациональное движение масс противопоставлял организованной политической борьбе, насилие (как высшее творческое начало истории) — силе (как выражению авторитарной государственности).
Фундаментальным компонентом сознания класса и социальной группы, согласно Сорелю, является миф. Это понятие, играющее важнейшую роль в его концепциях, Сорель трактует весьма широко и неопределенно как объединяющий и побуждающий к действию эмоционально-психологический императив, близкий к религиозному, поскольку он основан не на знании, не на детерминистских схемах, а на вере. В этом, согласно Сорелю, отличие мифа от утопии, которая может быть подвергнута рациональному анализу, критике, опровержению, разложена на составные элементы. Миф же представляет собой неразлвжимую социально-психологическую целостность, в которой выражаются стремления, чувства, интересы, интуитивная убежденность социальной группы. К числу таким образом понимаемых мифов Сорель относил идеи революции и всеобщей забастовки, занимающие центральное место в его воззрениях. Единственной приемлемой формой организации пролетариата Сорель считал профсоюзы, которые рассматривал как прообраз будущих негосударственных общественных форм. Любые формы лидерства, партийной и государственной организации им отвергались. Идеи Сореля — один из источников фашистской идеологии и современного левацкого и неофашистского экстремизма.
Соч.: 1) Размышления о насилии. М., 1907. 2) Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru