Определение слова «ШЕФТСБЕРИ»

Большой энциклопедический словарь:

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (1671-1713) — граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Развил учение о гармонии, царящей в мире и человеке, источник которой — Бог. В своих диалогах утверждал идею достоинства и внутренней свободы человека ("Моралисты", 1709).

Советская историческая энциклопедия:

(Shaftesbury), Антони Эшли Купер (Cooper) (26.II.1671 — 15.II.1713), граф, — англ. философ-моралист и политич. деятель. Происходил из аристократич. семьи. Получил блестящее домашнее образование, к-рым руководил Дж. Локк. Учился в Винчестер-колледже, а также в уч. заведениях Франции, Италии, Германии. В 1695-98 — чл. палаты общин. С 1699 — в палате лордов. По политич. идеалам был близок к вигам. В основе этич. концепции Ш., несущей на себе печать деизма, лежит идея о врожденном "нравственном чувстве" человека, не зависящем ни от религ. откровения, ни от социальных и естеств. условий. Учение Ш., представлявшее собой реакцию на этич. принципы пуританизма, рассматривает добродетель как состояние наивысшего блаженства: добрым и ценным, по Ш., является лишь то, что способно доставить высшее разумное наслаждение. Предлагая эстетич. обоснование понятия нравственности и сближая категории добродетели и прекрасного (все, что доставляет наслаждение, прекрасно), Ш. тем самым отвергает догму протестантизма о красоте, отвращающей от добродетели. Представление Ш. об античности как целостной системе, отличной от нового времени, оказало определ. влияние на развитие ист. мышления 18-19 вв.
=====
Соч. в рус. пер.: Эстетические опыты, М., 1975.
=====
Лит.: Meinecke Г., Shaftesbury und die Wurzeln des Historismus, В., 1934; Brett R. L., The third earl of Shaftesbury, L., 1951.

Новая философская энциклопедия:

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Энтони Эшли Купер (Cooper), граф (26 февраля 1671, Лондон – 15 февраля 1713, Неаполь) – английский эстетик, моралист, философ. Член парламента (1699–1702). Шефтсбери соединял эллинистический космоцентризм с деизмом [ДЕИЗМ]. Его оптимистический взгляд на устройство мира и человека противостоит как теологической доктрине грехопадения человека, так и идее Гоббсао войне всех против всех. Для него характерен своего рода холизм: нельзя познать и оценить смысл и значение любого элемента универсума, в т.ч. природы человека, абстрагируясь от Целого. Человек образует систему способностей, которые должны гармонировать друг с другом и с космосом, согласно замыслу Творца. Преобладание стремлений к общему благу – путь к добродетели и счастью человека. Приоритет своекорыстных желаний – путь к злу и несчастью. Шефтсбери в самых общих чертах наметил доктрину морального чувства, которое доставляет эстетическое наслаждение от созерцания добродетельных действий и добродетельного характера. Этика Шефтсбери вызвала противоречивые отклики. Ее высмеивал Б.Мандевиль в комментариях к «Басне о пчелах». Беркли усматривал в его философии иррелигиозные мотивы. Напротив, Ф.Хатчесон поддержал идею морального чувства и развил ее в целостную систему моральной философии. Д.Юм причисляет Шефтсбери к тем английским философам, которые стали развивать науку о человеке на новом фундаменте.
Основные произведения Шефтсбери собраны в книге «Характеристики людей, обычаев, мнений и времен» (Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1–2), изданной в Лондоне в 1711. Второе, расширенное и исправленное издание вышло в 1714, уже после смерти автора.
1-е издание содержало «Исследование добродетели, или достоинства», «Письмо об энтузиазме», «Sensus Communis, или Опыт о свободе острого ума и доброго расположения духа», диалог «Моралисты (Философская рапсодия)», «Солилоквия, или Совет автору». Во 2-м издании в 3-м томе добавлен трактат «Мысли о разном». В этом же издании добавился 7-й трактат – «Замечания об историческом сюжете или табулатуре выбора Геркулеса». В издании 1733 появилось «Письмо об искусстве, или науке рисунка, написанное в Италии по случаю выбора Геркулеса». Книга Шефтсбери, написанная непринужденным, живым языком, иногда возвышенным стилем, пользовалась значительным успехом и у соотечественников, и у просветителей на континенте, а позднее – у романтиков. В течение 18 в. сочинения Шефтсбери издавались в основных европейских странах.
Сочинения:
1. Эстетические опыты, пер. А.В.Михайлова. М., 1975.
М.А.Абрамов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru