Определение слова «сковорода»

Толковый словарь Ушакова:

СКОВОРОДА́, сковороды, мн. сковороды, сковород, сковородам, ·жен.
1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями.
2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.).
3. Ящик, в котором смывают набор (·тип. ).
4. только мн. Род цимбал, медные тарелки в духовом оркестре (муз.).

Этимологический словарь Крылова:

У этого слова нет общепринятой этимологии. Возможно, оно восходит к звукоподражательной основе сквар (напоминает звук масла на раскаленной сковороде) и родственно слову шкварки.

Толковый словарь Кузнецова:

сковорода
СКОВОРОДА -ы, вин. сковороду; мн. сковороды, сковород, -ам; ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Чугунная, алюминиевая с. С. для цыплят табака. Жарить, тушить на сковороде. Смазать сковороду жиром. // чего. Количество жареного, тушёного. Съесть сковороду картошки. Приготовить сковороду котлет.
Сковородка, -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. Уменьш. Отведайте картошечки, только со сковородки (горячая, только что поджаренная). Блины со сковородку (такого размера). Сковородный, -ая, -ое. С-ая ручка.

Малый академический словарь:

сковорода
-ы, вин. сковороду и сковороду, мн. сковороды, сковород, -ам, ж.
Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
сковорода, -ы, вин. сковороду, мн.

Новейший философский словарь:

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет — преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 70-х — странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что «замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси». Сформулировал открытый им закон «элиминации трудности» — свеобычное «лезвие С.» — «нужность не трудна, трудность не нужна». Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. и распространявшиеся в рукописных списках: «Басня Эзопова» (1760), «Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни» (1772), «Дружеский разговор о душевном мире» (1775), «Потоп змиин» (1791) и др. Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал). Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия «Природа» и «Бог» (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная «форма», за-коноорганизующая «материю», а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С, «истинный человек и Бог есть то же». Создатель концепции всеобъемлющих «трех миров»: «макрокосм» (природа), «микрокосм» (человек) и «мир символов», связывающий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипостасей — «внутренней» (духовной, невидимой, божественной) и «внешней» (тварной, сотворенной, материальной). Согласно С, человеческое познание бесконечно, ибо осуществляется в пафосе самопознания (»познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека — все сие одно значит»), в обнаружении «единого, сердечного» человека, но должно основываться на постоянном самоанализе и созвучии «миру символов». Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии «добродетели и любви». По С, счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную «сродность», т.е. предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Социальная гармония, согласно С, достижима лишь для общества таких счастливых людей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею «неравного всем равенства»: «Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный». На могиле С. помещена его собственная эпитафия: «Мир ловил меня, но не поймал».

Новая философская энциклопедия:

СКОВОРОДА Григорий Саввич [22 ноября (3 декабря) 1722, с. Чернухи Полтавской губ. – 29 октября (9 ноября) 1794, с. Пан-Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.] – украинский философ, поэт, педагог. В 1734–53 учился в Киево-Могилянской академии, где слушал лекции М.Козачинского, Г.Конисского, С.Тодорского. В 1751, 1759–69 преподавал в коллегиумах Переяславля и Харькова. С 1769 вел жизнь странствующего философа («старчика»). Сочинения Сковороды распространялись в рукописных копиях. В отличие от схоластизированного аристотелизма киевских профессоров, философия Сковороды – персоналистически истолкованный платонизм. В центре ее – учение о трех «мирах» («макрокосм»Вселенная; «микрокосм» – человек и социум; «мир символов» – Библия, мифология, фольклор, философские сентенции) и двух вечных «натурах». Задача человека – сквозь видимую «натуру» (материя, плоть, буква) прозреть «натуру» невидимую – «безначальное единоначало», софийную основу каждого из трех «миров»: иерархию форм-эйдосов-архетипов; парадигму общественного устроения (совокупность «сродностей»); духовный смысл сакрального текста. Путьсамопознание, постижение и реализация своего «внутреннего человека», «сродности» (софийная предрасположенность к определенной форме общественно значимого труда, мастерству). Результатом является счастье, понимаемое как самодостаточность (автаркия), душевный покой и бесстрастие. Специфика «сродного труда» философа – свободное размышление о первоначалах, аллегорическая (в духе Филона, Климента Александрийского и Оригена) интерпретация мира символов, исполнение заповедей и педагогической («сократической») функции воспитания людей в добродетели. Идеи и образы Сковороды получили разработку у П.Д.Юркевича, Н.В.Гоголя, В.Ф.Эрна, П.А.Флоренского, А.Белого и др.
Сочинения:
1. Повне зiбрання творiв, т. 1–2. К., 1973;
2. Соч., т. 1–2. М., 1973.
Литература:
1.  Эрн В.Ф. Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912 («Волшебная гора», 1998, № 7, с. 26–157);
2. Чижевський Д.I. Фiлософiя Г.С.Сковороды. Варшава, 1934;
3. Лощиц Ю.М. Сковорода. М., 1972;
4. Ушкалов Л.В., Марченко О.В. Нариси з фiлософii Григорiя Сковороди. Харькiв, 1993.
О.В.Марченко

Словарь русских фамилий:

В старину были известны имена образованные от названий посуды, кухонной утвари. Сковорода, Сковородник — имена из этой группы. (Э) Но имеют различное значение сковородакроме того что, кухонная принадлежность, еще и амбала, плоский камень, часть русской печи; сковородник — длинный шест с приспособление для удержания сковороды, им работают около печи. Получается, что люди с похожими фамилиями, могли быть потомками совершенно противоположных по внешнему облику (если имя давалось по внешнему виду) людей. Фамилии без специальных суффиксов — Сковорода, Сковородникмогут быть и русскими но чаще они встречаются в украинском языке.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

сковорода
укр. сковорода, др.-русск. сковорода, ст.-слав. сковрада , (Супр.), др.-чеш. skravada, skrovada (*skovrada), польск. skowroda, в.-луж. korodej, н.-луж. krodej, krodwej, род. п. krodwe.
Праслав. *skovorda, *skovordy, -ъvе. Дальнейшее родство неясно (Мi. ЕW 305; Торбьёрнссон 2, 80 и сл.). Сравнивают с д.-в.-н. scart-san "котелок, сковорода", ср.-в.-н. scharte ж., schart м., ср. р. (Клюге-Гётце 509; Торп 456; Брандт, РФВ 24, 176). Согласный -в- объясняют из ст.-слав. сквара и близких (см. сквара) по Бернару (RЕS 27, 39), Ильинскому (ИОРЯС 24, 1, 119 и сл.). Не более удачно сравнение с черен (Остен–Сакен, IF 22, 320) и предположение о приставке *sko- + к. *ver-, ср. лит. vrdu, vrti "варить" (Маценауэр, LF 20, 17).
••
[Семереньи (ВЯ, 1967, No 4, стр. 14–15) производит слав. слово из формы, близкой арм. skavaak < *skavaridak "миска", ир. происхождения. – Т.]

Грамматический словарь Зализняка:

1. сковорода, сковороды, сковороды, сковород, сковороде, сковородам, сковороду, сковороды, сковородой, сковородою, сковородами, сковороде, сковородах 2. сковорода, сковороды, сковороды, сковород, сковороде, сковородам, сковороду, сковороды, сковородой, сковородою, сковородами, сковороде, сковородах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru