Определение слова «садомазохизм»

Толковый словарь Кузнецова:

садомазохизм
САДОМАЗОХИЗМ -а; м.
1. Половое извращение, проявляющееся в удовлетворении чувственной страсти путём причинения физической боли партнеру и себе. Образовано сочетанием понятий "садизм" и "мазохизм", описанных в романах французским писателем де Садом и австрийским писателем Л.Захер-Мазохом.
2. Разг. Наслаждение своими и чужими страданиями; страсть, влечение к жестокости, Идеологический, политический с. Заниматься садомазохизмом.
Садомазохистский (см.).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
садомазохизм, -а

Новая философская энциклопедия:

САДОМАЗОХИЗМ (в психоанализе) – взаимодополнительность двух форм проявления сексуального влечения. Так, садизм предполагает причинение другому человеку боли, унижения. Имя термину дал французский писатель маркиз де Сад (1740–1814) – «опальный вельможа», который на собственном опыте насильника и жертвы прорабатывал парадоксы человеческого желания; детальное описание садизма как перверсии мы находим у X.Эллиса и Р. фон Крафт-Эбинга. Напротив, мазохизм предполагает сознательный и бессознательный поиск физической боли или морального страдания. Имя термину дал Леопольд фон Захер-Мазох (1836–95), австрийский писатель, многообразно описывавший мужское подчинение женщине, сопряженное с болью и унижением. Традиционно садомазохизм не был темой философии, однако современная философия начинает им интересоваться в связи с проблемами межличностных взаимодействий, тела и телесности, власти и подчинения.
У основателя психоанализа З.Фрейда картина соотношений садизма и мазохизма никогда не была однозначной. Генезис садизма и мазохизма уходит в детство; в дальнейшем их проявления вытесняются и затем обнаруживаются в повторяющихся фантазиях, связанных с насилием и подчинением (таковы, напр., разнообразные сцены из серии «ребенка бьют», описанной Фрейдом). Иногда утверждается, что к мазохизму более склонны женщины, а к садизму – мужчины; по-видимому, правильнее предположить, что и то и другое может быть присуще обоим полам, обладающим как женскими, так и мужскими психическими признаками (Э.Дейч утверждает, напр., что фантазм родов встречается и у мужчин).
Для Фрейда размышление о судьбе садизма и мазохизма связано с трактовкой влечений. До 1920-х гг. он вообще не придавал значения человеческой агрессивности, чему потом сам же удивлялся («Недовольство культурой», 1930). В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (случай маленького Ганса) он размышляет о том, как агрессивное влечение может совмещаться и сосуществовать с инстинктом самосохранения. Во «Влечениях и судьбах влечений» (1915) Фрейд все еще колеблется, видя в разрушении то компонент сексуальности, то силу, от нее независимую. И лишь в «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), пересматривая свою теорию влечений, Фрейд утверждает наряду с Эросом и влечение к смерти (оно выражается, в частности, в навязчиво повторяющихся снах о жестоких сценах); эта двойственность влечений закрепляется в последующих работах («Я и Оно», 1923). Взаимодействие и взаимодополнительность садизма и мазохизма проявляется не только в явных извращениях, но также и в обычной жизни – в поведении, в фантазиях. Фрейд, а вслед за ним и другие психоаналитики видели в садомазохизме стержень межсубъектных взаимодействий. Различные подходы к садомазохизму разрабатываются, напр., в современном фрейдизме, в неофрейдизме, в экзистенциальной философии и в ряде теорий авангардистской литературы. Типические примеры конкретной разработки этой темы следующие:
1) трактовка садомазохизма в современном фрейдизме может быть представлена Ж.Лапланшем, французским психоаналитиком, который был близок к Лакану, но во многом сохранил независимую позицию. Лапланш подчеркивает экзистенциальное и концептуальное противоречие феномена и понятия садомазохизма: удовольствие в неудовольствии (см. его статью «Своеобразное положение мазохизма в поле сексуальных влечений»). Вслед за Фрейдом, для которого удовольствие от собственного страдания более понятно, чем удовольствие от причинения страдания другому человеку, Лапланш видит в мазохизме сексуальнологически) первичную позицию. Чтобы разрешить сам парадокс «удовольствия в неудовольствии», он уточняет понятие удовольствия (различая удовлетворение от ослабления напряжения и функциональное удовольствие в данном конкретном органе), намечает возможности сближений, размежеваний, смещений между членами таких парных понятий, как «удовольствиенеудовольствие» и «наслаждение – боль», прорабатывает тонкие градации между такими состояниями, как представление о страдающем объекте, представление о себе как страдающем объекте, принуждение объекта к страданию внутри самого себя и др. При этом, вопреки Фрейду, утверждается, что мазохизм (поиск увеличения напряжения и в этом смысле – неудовольствия) не может быть напрямую не связан с влечением к смерти (уменьшение напряжения);
2) неофрейдистский подход к садомазохизму развивает Эрих Фромм, который отказывается от мысли о первичности мазохизма в садомазохизме и о сексуальной основе садомазохизма. Если для Фрейда, рационалиста и гуманиста, представить себе сексуальный садизм и вообще садизм было труднее, чем мазохизм, то неофрейдисты иначе расставляют акценты в трактовке этой проблемы. Стремление причинить другим людям (пленным, старикам, детям, больным, представителям других рас) физическую боль типично для человека вообще, о чем одинаково свидетельствуют и римский Колизей, и современные полицейские застенки. Т.о., вопреки классическому психоанализу, для которого в основе любого насилия лежит сексуальное насилие, Фромм видит ядро садизма в желании абсолютной и полной власти над любым более слабым живым существом. При этом в цивилизованном обществе психический садизм встречается чаще, чем физический, о чем говорит власть родителей над детьми, начальников над подчиненными, учителей над учениками (если учитель беззащитен, садизм проявляют ученики). Садизм – это один из способов ответа на антропологическую проблему человеческой конечности; обычно он свойствен людям, которые чувствуют себя ущемленными. Иногда элементы садизма в характере сдерживаются и не получают развития; но при определенных условиях (биологических, социальных, психологических) формируется т.н. «салический характер» (Сталин, Гиммлер), парадоксальным образом включающий элемент трусливости и готовности к подчинению (вождю, Судьбе, Революции и др.);
3) пример экзистенциалистской версии садомазохизма мы находим у Сартра – в главе «Конкретные отношения с другими» из кн. «Бытие и ничто» (1943). В сартровской трактовке садомазохизма отобразились многие аспекты недописанной им экзистенциалистской этики, и в частности различные перипетии интерсубъективной диалектики с ее тщетными попытками избавиться от отчуждения. В разных обстоятельствах человек оказывается тем, что существует «в-себе», «для-себя», «для-других». И Я, и Другой равно стремятся к самоосвобождению и к порабощению другого. Взгляд Другого раздевает меня, властвует надо мной, крадет у меня мое бытие. Под тяжестью этого взгляда Я стремится раствориться в Другом, отказавшись тем самым от своей собственной субъективности. Эта первичная мазохистская установка приносит одновременно и радость (мнимого слияния с Другим), и чувство вины (перед собой и перед Другим). Однако отождествиться с Другим нам все равно до конца не удается, и это подталкивает к проработке противоположной – салической позиции. Я встречает взглядом взгляд Другого и не отводит глаз: и тогда Другой признает мою свободу и подчиняется мне. И в этой позиции Я отказывается от отождествления с Другим, стремясь к безграничной свободе, но средство для этого – ненависть или в лучшем случае безразличие к Другому. Но и эта (салическая) ненависть обречена на поражение. Даже если бы Я отменил Другого, всех других, Я не упразднил бы ни прежнего существования Другого, ни своего собственного «бытия-для-других»: ключи от моего отчуждения Другой забирает с собою в могилу. Т.о., диалектика садомазохизма прочерчивает порочный круг противостояний в интерсубъективных взаимодействиях;
4) тема садомазохизма специально рассматривалась писателями – экзистенциалистами, неоавангардистами, постмодернистами (в частности, на примерах прототипов обеих позиций – Захер-Мазоха и де Сада). Так, П.Клоссовски видит в садомазохизме темную сторону философии Просвещения; М.Бланшо напоминает о правиле абсолютного эгоизма: поступая с другим по логике моего собственного удовольствия, я сохраняю за ним право так же поступить и со мной; Ж.Батай отмечает, что хотя обычно божественное и порочное кажутся нам отклонениями от нормы, самим средоточием человека выступает именно порок; С. де Бовуар приветствует у де Сада уход от иллюзорных отчуждающих абстракций и честный выбор жесткости перед безразличием; для А.Камю садизм и мазохизм – истоки трагедии современного общества, где свобода нравов выступает как закономерное следствие самой возможности узаконенного убийства. Свое слово в этих обсуждениях сказал и Ж.Лакан (ср. «Кант и де Сад»), подчеркнувший психоаналитические и философские парадоксы соотношений между обеими формами желания и законом: выдвижение де Садом универсальных требований (пусть к телу, а не к душе) предполагает следование кантовскому категорическому императиву – ведь недаром «Философия в будуаре» появилась почти одновременно с «Критикой чистого разума». Современные дискуссии о садомазохизме вводят эту тему в контекст социально-властных отношений.
Сочинения:
1. Фрейд З. Недовольство культурой. – В кн.: Он же. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992;
2. Он же. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992;
3. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996;
4. Захер-Мазох Л. фон. Венера в мехах. M., 1992;
5. Маркиз де Сад и XX век. М., 1992;
6. Laplanche J. Agressivit et sadomasochisme. – La vie et la mort en psychanalyse. P., 1970;
7. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness. N. Y. – L., 1974;
8. Sartre J.-P. L’tre et le nant. P., 1943;
9. Lacan J. Kant avec Sade. – Lacan J. Ecrits. P., 1966;
10. Chemama. R. (dir.). Dictionnaire de la psychanalyse. P., 1993;
11. Kaufman P. (dir.). L’Apport freudien. Elments pour une encyclopedi de la psychanalyse. P., 1993.
H.С.Автономова

Большой психологический словарь:

(англ. sado-masochism) — собирательный термин для обозначения садизма и мазохизма, как дополняющих друг друга способов сексуального удовлетворения, включая наличие обеих девиаций у одного индивида. Для обозначения этого сложного комплекса на рубеже XIX-XX вв. нем. врач Альберт Эйленбург предложил не ставший общеупотребительным термин «алголагния», или альголагния (от греч. algos — боль + lagneia — соитие, похоть), подразделив ее на активную (садизм) и пассивную (мазохизм) формы. Необходимость обобщающего понятия для, казалось бы, противоположных девиаций обосновывается существованием между ними глубокой связи. Садист и мазохист часто составляют в некотором смысле гармоничную сексуальную пару. Более того, в одном человеке могут сосуществовать садистские и мазохистские тенденции, что определяет чередование сексуальных сценариев (напр., активные и пассивные флагеллянты нередко меняются ролями и бичуют друг друга) и позволяет говорить о единой — садомазохистской наклонности.
Отношение к С. неоднозначно. Успешность партнерства садиста и мазохиста зависит не только от характера девиации, но и от степени ее выраженности. Если формы сексуального поведения одного партнера укладываются в диапазон приемлемости др., то они, служа лишь средством сексуального возбуждения и удовлетворения, усиливают сексуальные и эмоциональные связи в паре. В таком случае принято считать, что, являясь анормальностью (по сравнению с общепризнанной нормой), С. имеет право на существование. Однако психосексуальная стабильность пары нарушается, если садистская направленность одного усиливается и причиняемые им страдания превышают тот оптимум, который связан с их оргастическим переживанием партнером. В таком случае С. вступает в противоречие с естественными правами сексуального партнера и должен считаться недопустимым. Это справедливо и для нестабильных пар.
По мнению некоторых авторов, элементы С. присутствуют в сексуальной жизни большинства людей. Именно они создают возможность хотя бы частично компенсировать, с одной стороны, обычно подавляемое желание властвовать и, с др. — стремление к покорности, вверению себя более сильному и могущественному партнеру, отказу от психологической защиты. Польский сексолог К. Имелинский высказывает предположение о связи С. и эротической любви, проявляющейся в том, что страдания, связанные с любимым человеком, усиливают чувство и наслаждение. Кроме того, он квалифицирует публичные казни, бои быков, гладиаторские игры и т. п. как массовое проявление С. (И. А. М.)

Сексологическая энциклопедия:

(садизм + мазохизм), девиация сексуальная в виде сочетания садизма и мазохизма. Определённые садомазохистские элементы, видимо, присутствуют в сексуальных проявлениях многих людей, укрепляя нередко супружеский союз, когда один из партнёров получает при этом хоть какую-то компенсацию в подавляемом обществом его стремлении к власти, а другой испытывает наслаждение от собственной покорности и полного доверия, беззащитности в своей физической и психической наготе. Польский сексолог К. Имелинский считает, что существуют определённые, пока не выясненные связи между садомазохизмом и эмоциональным процессом, определяемым как эротическая любовь. Возможно, что психические страдания в некоторой степени способствуют повышению интенсивности эротической любви, страсти и наслаждения, связанных с любимым человеком. В этом плане страдание становится атрибутом эротической любви, контрастом по отношению к наслаждению, усиливающим его. Он же считает, что к массовым проявлениям садомазохизма можно отнести бои гладиаторов, публичные казни, бои быков, массовые жертвоприношения и т. д. Имелинский считает, что садизм и мазохизм представляют собой девиации, дополняющие друг друга. Они являются выражением биполярности человека, соотносятся друг с другом как негатив и позитив одной и той же фотографии. Обе эти наклонности могут проявляться в разной степени у одного и того же человека в зависимости от периода жизни, внешних обстоятельств и особенностей личности партнёра, с которым девиант состоит в партнёрском союзе. В обеих этих тенденциях, выраженных в различной мере у разных людей, наиболее важную роль играет стремление к взаимному сосуществованию, обусловленное затруднением или невозможностью существования одного без другого. В этом смысле садистские и мазохистские наклонности не только не исключают партнёрства, но и способствуют укреплению взаимной связи в случае удачного подбора партнёрской пары, в которой у одного партнёра преобладают садистские наклонности, а у другого — мазохистские. Функционирование партнёрства зависит также от степени выраженности девиантных наклонностей. До тех пор, пока эти наклонности являются обоюдно приемлемыми и усиливают сексуальное возбуждение и наслаждение, они укрепляют партнёрские связи. Однако если выраженность садистических наклонностей усиливается и уровень причинения при этом физической боли или унижения превышает возможность оргастического переживания их мазохистом, это может стать фактором, резко нарушающим эмоциональную стабильность партнёрского союза. Сексологическая практика свидетельствует, что в случае благоприятного партнёрского подбора садомазохизм может приводить к гармонизации, несмотря на аномальный характер в сравнении с общепринятой нормой.

Социологический словарь:

САДОМАЗОХИЗМ (от имени фр. писателя маркиза де Сад и имени австрийск. писателя Л. Захер-Мазоха) — англ. sadomasochism; нем. Sadomasochismus. 1. Сексуальная перверзия, при к-рой удовлетворение достигается как при условии причинения, так и переживании боли и страдания. 2. По Э. Фромму — черта авторитарной личности, характеризующаяся стремлением к унижению и мучению слабых и в то же время самому быть жертвой и подчиняться сильным. см. МАЗОХИЗМ.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru