Определение слова «радуница»

Толковый словарь Ефремовой:

Радуница, Радуница ж. разг.
см. радоница

Толковый словарь Ушакова:

РА́ДУНИЦА и (·обл.) радоница, радуницы, мн. нет, ·жен. (·этнол. ). Религиозный обычай поминания умерших на могилах на послепасхальной неделе, сохранявшийся как пережиток древнего культа мертвых.

Большой энциклопедический словарь:

РАДУНИЦА — весенний языческий праздник у восточных славян, связанный с поминовением предков.

Большая советская энциклопедия:

Радуница
Радоница (вероятно, родственно слову «радость»), весенний (на послепасхальной неделе) языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков.

Толковый словарь Даля:

радуница
См. радость

Советская историческая энциклопедия:

Языч. весенний праздник у вост. славян. После крещения Руси его стали отмечать на Фоминой неделе — в первое воскресенье после Пасхи, либо в следующие за ним понедельник или вторник (последнее особенно распространено). Р. — одно из проявлений культа предков. В этот день на их могилы приносились вино и еда (гл. обр. блины как символ солнца), устраивались оклички (причитания) и игрища (игры скоморохов, песни и пляски).
=====
Лит.: История культуры Др. Руси, т. 2, М.-Л., 1951.

Толковый словарь Кузнецова:

радуница
РАДУНИЦА -ы; ж. Религиозный обычай поминания умерших на могилах на послепасхальной неделе, сохранившийся у православных как пережиток древнего культа мёртвых.

Малый академический словарь:

радуница
-ы, ж.
Религиозный обычай поминания умерших на могилах на послепасхальной неделе, сохранявшийся у православных как пережиток древнего культа мертвых.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Радуница, -ы, тв. -ей и Радоница, -ы, тв. -ей

Этимологический словарь Макса Фасмера:

радуница
радунец, радовница, радошница "поминки, поминальный день в понедельник или вторник Фоминой недели", с.-в.-р., зап. (Даль), радуница "Фомина неделя", костром., нижегор. (Даль), блр. радунiца, радонiца, раданiца, радынiца, смол. радаўнiца (Мурко), др.-русск. радуница "поминки" (Новгор. 4 летоп., Псковск. I летоп., Стоглав; см. Срезн. III, 14; также у Гагары (1634 г.) 77). Наиболее приемлемо толкование из первонач. "праздник радостного пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа" и сближение с рад; см. Зеленин, ЖСт., 1901, вып. 1, 93; Арх. Леонид, Чтения, 1871, No1, стр. 77; Желтов, ФЗ, 1876, вып. 4, 31 и сл.; Срезн., там же. Ср. также описание радуницы у Зеленина (там же) и Мельникова (4, 205), а также Христов день в знач. "радуница". Менее вероятно сближение с род, которое основывается на диал. выражении родителки мн. "день поминовения мертвых", родитель в знач. умершего родственника вообще, а не только "отец, родитель", смол. (Добровольский), родительский день (Мансикка), родительская суббота (Даль). Эту этимологию представляют Потебня (РФВ 1, 84, со ссылкой на лит. rdyti "показывать"), Калима–Мансикка (Мl. Мikkola 141), Фасмер (RS 5, 123), Мансикка (RS 12, 229). Абсолютно не доказано заимствование из греч. (Суидас), вопреки Мурко (WuS 2, 95, 101, 142 и сл., 151). Подобное название поминок не засвидетельствовано в ср.-греч. нигде, вопреки Брюкнеру (KZ 45, 109), где сближение характеризуется как "безукоризненное"; ср. Фасмер, RS 5, 123.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(С. М. Соловьев — т. 1, стр. 78 — производит это слово от литовского Rauda — погребальная песнь)один из весенних праздников древнего русского язычества, праздник света, солнца, для умерших. Он непосредственно следовал за праздником "Красной Горки" или, по Далю, был то же самое, что и Красная Горка. По мнению русских язычников, в дни этих праздников души умерших вставали из своих темниц могильных и во время поминальной трапезы живых на могилах принимали в ней участие. В христианское время слово Р. изменилось в Радоницу; это название (от "радость") указывает на радостную весть о воскресении Христовом, с какой приходят живые на могилы умерших. В Белоруссии в радоницу на могиле, политой медом и водой, раскладывают пасхальные кушанья и обращаются к умершим со словами: "святые радзители, хадзице к нам хлеба-соли кушать". Еще в древней церкви, во времена Златоуста (слово 62) и Амвросия (слово 77), этот праздник совершался на христианских кладбищах, главным образом во вторник Фоминой недели. Ныне в иных губерниях, напр. Нижегородской и Костромской, он начинается с понедельника и продолжается во всю неделю. Приходя на могилы, родственники приносят с собой красные яйца, которые полагают на могилу или зарывают на ней в ямках, как бы "христосуясь" с умершими. См. И. Снегирев, "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" (М., 1837—39), M. Никифоровский, "Русское язычество" (СПб., 1875); Афанасьев, "Поэтич. воззрения славян"; О. Мидлер, "Обз. рус. словесности".
Н. Б—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru