Определение слова «Плутарх»

Большой энциклопедический словарь:

ПЛУТАРХ (ок. 45- ок. 127) — древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение — "Сравнительные жизнеописания" выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием "Моралии".

Большая биографическая энциклопедия:

Плутарх
(около 45 — около 127), древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение — «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием «Моралии».

Большая советская энциклопедия:

Плутарх
(Pltarchos)
(около 46, Херонея, Беотия, — около 127), древнегреческий писатель, историк и философ-моралист. Получил энциклопедическое образование в Афинах, где впоследствии был удостоен почётного гражданства. Объездил Грецию, бывал в Риме и Александрии, однако большую часть жизни провёл в захолустном родном городке, занимаясь там общественной и просветительской деятельностью и сознательно демонстрируя почти безнадёжную верность отжившему идеалу местного полисного патриотизма. По не вполне ясным сведениям, в конце жизни П. получил от императора Траяна и Адриана какие-то особые полномочия, позволявшие ему ограничивать произвол римских наместников в Греции.
Как философ П. примыкал к традиции Платонизма, отдавая дань стоическим, перипатетическим и особенно пифагорейским влияниям в духе позднеантичного эклектизма. Он видел в философии не столько систематическую дисциплину, сколько орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит его с современным ему морализмом; но если для моралистов эпикурейского и особенно стоико-кинического типа характерно резкое противопоставление бессмысленной житейской практики и спасительной доктрины, то П. часто берёт под защиту исторически сложившуюся данность человеческих отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, узости взглядов (например, в полемике против стоиков), отсюда же его обывательское почтение ко всему общепринятому. Этическая норма для П. — не абстрактная теория, а скорее идеализированная жизнь старой полисной Греции с её гражданским духом, с её открытостью, общительностью, тактом в житейских мелочах. Поэтому его рассуждения обильно оснащены анекдотами, историческими примерами, литературными цитатами, автобиографическими признаниями. Поэтому же, наряду с трактатами и диалогами, он создал цикл биографий, в которых дан тот же этический идеал. Небиографические сочинения П. принято по традиции объединять условным названием «Моралии» («Моralia»); это название не точно, но отражает преобладающий интерес П. к моральной проблематике. Биографический цикл П. объединён названием «Параллельные жизнеописания», отражающим его структуру: в «параллель» каждому знаменитому греку подобран знаменитый римлянин (например, Александру Македонскому — Юлий Цезарь, Демосфену — Цицерон), и пара биографий завершается «синкрисисом» (сопоставлением), в котором их характеры и судьбы соотносятся с единой этикопсихологической схемой. В целом сборник рисует монументальную картину греко-римского прошлого; в противоположность моральному безразличию, характерному для тематики биографических сборников эллинистической эпохи, подбор героев П. основан на морально-оценочных критериях. Перечень персонажей «Параллельных жизнеописаний» имеет характер некоего канона образцовых героев старины. Разработанный П. идеал эллинской гуманности и гражданственности широко усваивался в эпохи Возрождения и Просвещения. М. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринерству, Ж. Ж. Руссовнимание П. к «естественным» чёрточкам человеческой психологии; гражданственность П. создаёт ему огромную популярность среди передовых мыслителей 18—19 вв. от деятелей Великой французской революции до русских дворянских революционеров — декабристов.
Соч.: Moralia, rec. С. Hubert, М. Pohlenz, К. Ziegler [е. a.], v. 1—7, Lipsiae, 1925—67; Vitae parallelae, v. 1—4, rec. Cl. Lindskog et K. Ziegler, Lipsiae, 1914—39; в рус. пер.— Сравнительные жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64.
Лит.: Аверинцев С. С., Плутарх и античная биография, К вопросу о месте классика жанра в истории жанра, М., 1973; Ziegler К., Plutarchos von Chaironeia, в кн.: Paulys Real-Encyclopdie der Classischen Alterturnswissenschatt, Hbd, 41, Stuttg., 1951, col..636-962; Dihle A., Studien zur griechischen Biographic, Gttingen, 1956.
С. С. Аверинцев.

Плутарх.

Словарь по культурологии:

(из Херонёи (ок. 45 — ок. 127), греческий писатель и философ-моралист. Принадлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим, перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоическим натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному Богу. Посредники между миром и Богом — демоны (гении). Философия для П. — не систематическая дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с современной ему античной вульгарной философией; однако если для моралистов стоического, кинического и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой действительности и спасительной проповеди, то П. постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеческих отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время обывательское почтение ко всему общепринятому. Этическая норма для П. — не утопическая теория, а идеализированная практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным трактатам и диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и римлян прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историческом материале. Историческое повествование в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали П. стояли понятия Jiai5eia («образования», «просвещения», т. е. эллинской духовной культуры) и ф1^аУ0рштйа («человеколюбия», т. е. эллинской гуманности).
Разработанный П. идеал античной гуманности и гражданственности широко использовался в Новое время. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринерству, Руссо — его внимание к «естественным» черточкам человеческой психологии и свободолюбие; гражданственность создала П. огромную популярность у идеологов Великой французской революции. Морализм П. пытался реставрировать Эмерсон.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Советская историческая энциклопедия:

(Ploutarxos) (ок. 45 — ок. 127) — др.-греч. писатель и философ. Учился в Афинах, б. ч. жизни провел в г. Херонее (обл. Беотия), избирался архонтом. С 95 был верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. Неск. раз бывал в Риме. По нек-рым сообщениям, при Адриане был прокуратором пров. Ахайя. Как философ П. ближе всего к школе Платона, хотя скорее его следует считать эклектиком, чем платоником. Гл. соч. П. — созданные в старости "Сравнительные жизнеописания" — вершина античного биографич. жанра и плод громадной эрудиции. П. считал, что цель этого соч. — не описание событий, а обрисовка характеров к-рые часто проявляются в незначащих поступках, случайно оброненном слове и т. п. Характеры же он предлагает читателю как образцы для подражания, чтобы, "глядя в историю, словно в зеркало", каждый старался "изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказывает автор" ("Эмилий Павел", I). Однако биографии П. не имеют ничего общего с сухим морализированием, характер вырастает из искусно сплетенной сети фактов, а потому "Сравнительные жизнеописания" имеют большое значение и как ист. источник, и как лит. памятник. Труд П. важен также для изучения истории обществ. мысли Греции, находившейся под властью Рима. Отбор биографий у П. свидетельствует о том, что образцы для подражания он находит в полисной Греции и Римской республике. Из 50 сохранившихся биографий 4 не принадлежат к циклу "сравнительных", а около 20 биографий до нас не дошло. Излагаются биографии греков и римлян, и каждая пара обычно завершается сопоставлением (часть сопоставлений не сохранилась). Прочие дошедшие до нас соч. объединяются под условным назв. "Этических сочинений" ("Moralia"). Кроме этич. исследований и очерков в собств. смысле слова (напр., "О нравственной доблести"), сюда относятся риторич. декламации, соч. по философии, по естеств. наукам, педагогике, по религ. вопросам, вопросам политики, соч., касающиеся истории, археологии, истории лит-ры ("О злокозненности Геродота", "Жизнеописания десяти ораторов", "Рим. разыскания" и др.). Все "Этич. сочинения" П. — неисчерпаемый источник сведений о древнем мире в самых разных его аспектах.
=====
Соч.: Vitae parallelae, rec. U. Lindskog et K. Ziegler, v. 1-4, Lipsiae, 1914-34; Moralia, with an English transi, by F. G. Babbitt, v. 1-14, L.-N. Y., 1927-57; в рус. пер. — Сравнительные жизнеописания (изд. подготовили М. Е. Грабарь-Пассек, С. П. Маркиш и С. И. Соболевский), т. 1-3, М., 1961-64.
=====
Лит.: Аверинцев С. С., Подбор героев в "Параллельных жизнеописаниях", П., "ВДИ", 1965, No 2; Ziegler К., Plutarchos von Chaironeia, Stuttg.-Waldsee, 1949.
=====
С. П. Маркиш. Москва.

Музыкальная энциклопедия:

(Ploutarxos) из Херонеи (ок. 40 — ок. 120) — греч. историк, писатель и философ. Последователь идей Платона. Мн. трактаты П. содержат сведения о муз. практике и теории Др. Греции (особенно по пифагорейско-платоновской концепции). П. приписывается трактат "О музыке" (Peri moysikns), к-рый имеет форму диалога и представляет собой гл. обр. заимствования и пересказы разл. трактатов античных муз. теоретиков (пифагорейцев, Платона, Аристотеля, Гераклида Понтийского, Аристоксена и др.). Этот труд содержит обширный историко-фактологич. материал и включает цитаты из утраченных позднее работ, что даёт возможность уточнить нек-рые положения др.-греч. науки о музыке; трактат служит также источником информации об античном исполнит. иск-ве.
Издания: Plutarch ьber die Musik, hrsg. von R. Westphal, Breslau, 1866 Plutarque de la musique. Ed. critique et explicative par H. Weil et Th. Reinach, P., 1900; О происхождении мировой души по "Тимею" Платона, в кн.: Браш М., Классики философии, т. 1. — Греческая философия, СПБ, 1911, с. 377-402; Плутарх. О музыке, пер. Н. Томасова, прим. и коммент. E. M. Браудо, П., 1922; то же, в кн.: Античная музыкальная эстетика, вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева, (предисл. и общ. ред. И. П. Шестакова), М., 1960, с. 255-93; De la musique, ed. par F. Lasserre, Lausane, 1954.
E. В. Герцман.

Словарь личных имен:

А, муж. Стар. редк.
Отч.: Плутархович, Плутарховна.
Производные: Таря; Аря.
Происхождение: (Греч. личное имя Plutarchos. От plutos — богатство и arche — власть.)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru