Определение слова «Петражицкий»

Большая советская энциклопедия:

Петражицкий
Лев Иосифович (13.4.1867, Коллонтаево Витебской губернии,— 15.5.1931, Варшава), теоретик права. По национальности поляк. Закончил юридический факультет Киевского университета, затем учился в Берлине. В 1898—1918 возглавлял кафедру энциклопедии и философии права Петербургского университета. Член Польской академии с 1912. Депутат 1-й Государственной думы, кадет. В 1918 эмигрировал из России, руководил кафедрой социологии права юридического факультета Варшавского университета. Первые крупные научные труды П. посвящены проблемам гражданского права. Преподавая в Польше, в основном занимался социологией. П. исходил из идеалистических положений о том, что основу права и движущий источник его развития составляет психология человека. Он различал «официальное», или позитивное, право (т. е. действующую систему общеизвестных норм) и «подлинное» право как свойство и продукт психологии личности. Основу других норм социального поведения (например, морали) П. также видел в психологии. Важнейшей целью юридической науки он считал разработку политики права как совокупности мер, призванных направленно способствовать упрочению «правового» в психике, а соответственно, и в поведении человека. В социальном плане концепция П. подчёркивала с умеренных буржуазно-либеральных позиций устарелость несовершенного официального права царской России, его несоответствие развивающимся капиталистическим отношениям. Классовая трактовка права в учении П. отсутствовала. Его учение оказало существенное влияние на последующее развитие буржуазной правовой мысли (см. Психологическая школа права).
Соч.: Очерки философии права, в. 1, СПБ, 1900; О мотивах человеческих поступков..., СПБ, 1904; Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология, 3 изд., СПБ, 1908.
Лит.: Резунов М. Д., Марксизм и психологическая школа права, М., 1931; Сайдлер Г. Л., Юридические доктрины империализма, пер. с польск., М., 1959, с. 47—74.

Новейший философский словарь:

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867-1931) — русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. В 1898-1918 возглавлял кафедру в Петербургском университете. Депутат I Государственной Думы. Был в составе ЦК партии кадетов. Основатель психологической школы права. С его именем связано возникновение социологии права. После 1917 — в эмиграции. Занимал кафедру в Варшавском университете. Покончил жизнь самоубийством. Рукописи П. погибли в период Второй мировой войны при разгроме Варшавского восстания. Основные работы: «Очерки философии права» (вып. 1., 1900); «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология» (1905); «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (тт. 1-2, 1909-1910) и др. Среди его учеников — Гурвич и Сорокин, которые много сделали для распространения идей П. в Западной Европе и США. В Советском Союзе идеи П. были использованы М.И. Рейснером при изучении «революционного подсознания». П. исходил из задачи возрождения естественного права как науки о правовом регулировании человеческого поведения. В этом он видел духовно-практический способ совершенствования общественных отношений. Право оказывает влияние на социокультурную среду, само выступая как ее продукт. Среда трактуется П. в терминах социальной психологии, способных объяснить провления человеческой активности. Человеческая деятельность, по П., суть функция психики. Существуют только психические процессы, остальные социальные образования являются лишь их внешними проекциями. Стимулами и цензорами поведения выступают эмоции этически-морального и правового характера, выражаемые через императивные нормы, закрепленные в культуре и подразумевающие воздаяние за поступок со стороны общества и (или) государства. В отличие от пассивных познания и чувства и активной воли, эмоции носят активно-пассивный характер (индивидуально-социальны). Основная регуляция поведения задается в сфере индивидуально-психического самосознания, так как представления человека о государстве и нормах права существуют независимо от самого государства. Для обозначения его институционализации П. вводит понятие интуитивного права. Последнее исходит не из внешнего авторитета государства (как позитивное право), а основывается на проекции психологически обосновываемых прав, свобод и обязанностей граждан. Тем самым, психологические эмоции не только удостоверяют власть, но и создают само явление власти, делая возможным возникновение права позитивного. Для нормального протекания общественной жизни необходимо проведение активной правовой политики, основывающейся на специальной психолого-социологической науке — эмоциональной социологии. Последняя должна изучать механизм правового управления мотивами (их стимулирование и подавление), т.е. мотивационное действие права, а также вырабатывать способы воспитательного воздействия на народную психологию, т.е. педагогическое действие права. Отсюда задачи политики права: 1) регуляция индивидуального и коллективного поведения через правовое воздействие; 2) совершенствование человеческой психики, ее очищение от антисоциальных склонностей. Культивирование человеческого в человеке, рационализация его деятельности и мышления, стандартизация его поведения и их институциональное закрепление характеризуют, согласно П., прогресс общества. В целом, философская позиция П. может быть охарактеризована как психологизированная версия неокантианства со значительными вкраплениями установок позитивизма. Неокантианские основы теории П. наиболее отчетливо проявляются в его исследовательно критической позиции ревизии понятийно-категориального аппарата социального знания, обосновании правил теоретической работы. С этих позиций им подвергнуты критике крайности натуралистического редукционизма (»хромые» теории) и формальный логицизм (»прыгающие» теории), превращающие социологию, по мнению П., в «музей научной патологии». В конечном итоге П. предлагает свою версию правового нормативизма, характерную в целом для русских социологов-неокантианцев.

Новая философская энциклопедия:

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович [13(25) апреля 1867, Коллонтаево Витебской губ. – 15 мая 1931, Варшава]русский философ, правовед, основатель психологической школы права. Окончил юридический факультет Киевского университета. С 1898 по 1917 преподавал на юридическом факультете Петербургского университета. Избирался депутатом I Государственной Думы, входил в ЦК партии кадетов. После Октябрьской революции эмигрировал в Польшу, где вплоть до своей кончины (покончил жизнь самоубийством) занимал кафедру социологии Варшавского университета. Методологической основой теории Петражицкого было соединение отдельных положений кантианства и имманентной философии, а также многих психолого-правовых идей Л.Кнаппа, Р.Бирлинга, Э.Цительмана, В.Вундта, Н.М.Коркунова. Введя ключевую для его теории категорию «эмоция», Петражицкий определяет право как эмоциональное императивно-атрибутивное переживание отдельного лица. Право делится на официальное и неофициальное, позитивное и интуитивное. Неофициальное и интуитивное право, будучи непосредственным эпифеноменом психики и возникающее помимо государства внутри различных социальных групп, первично и подлинно, способно быстро и точно улавливать потребности жизни и поэтому должно стать основой права официального и позитивного. Разрыв между позитивным и интуитивным правом грозит социальными потрясениями. Петражицкий попытался создать универсальную психолого-социологическую науку (эмоциональную социологию), согласно которой общество должно перейти от бессознательного к осознанному самосовершенствованию при помощи политики правовой мотивации. Психологическая теория права Петражицкого оказала заметное влияние на философско-правовую и социологическую мысль России, Польши, Западной Европы и США.
Сочинения:
1. Очерки философии права, вып. 1. СПб., 1900;
2. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905;
3. Теория права и государства в связи с теорией нравственности, т. 1–2. СПб., 1909–10.
Литература:
1. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978;
2. Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети 19 – нач. 20 в. Л., 1978;
3. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1980;
4. Dabord G. L’oevre juridique et philosophie de Leon Petradzychi. P., 1962;
5. Baum К. Leon Petrazychi und seine Schler. В., 1967;
6. Sociology and Jurisprudence of Leon Petraycki. Illinois, 1975.
В.Н.Жуков

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Лев Иосифович — современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права для России; приват-доцент Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Первая самостоятельная работа его, "Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten" (Б., 1892; часть ее переведена по-русски под заглавием "Распределение дотальных плодов" в "Киевских универ. известиях" за 1895 г. и составила магистерскую диссертацию автора), обратила на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права, относящихся к учению о плодах (см.). Позже П. выступил горячим проводником мысли о необходимости изучения гражданского права с точки зрения задач политики, руководящей реформами в этой области. "Цивильная политика" ("Civilpolitik"), как ее понимает П., существенно отличается от изучения гражданского права с точки зрения целей, им преследуемых, от "гражданско-правовой политики" (выражение Муромцева), как прикладной части науки гражданского правоведения. Выставляя неопределенное начало "любви" как общего руководящего принципа права, П. не формулирует точнее свое отношение к существующим направлениям в области изучения права и экономии и строит свою политику лишь на почве обыденной житейской этики и психологии, теоретическая система которых, по его мнению, может дать законодателю средства воздействовать на поведение граждан путем норм, затрагивающих те или иные психические струны. Подробности теории и даже многие ее исходные пункты остаются неясными. Другие труды П.: "Die Lehre vom Einkommen" (Б., 1893—95), "Введение в политику права" ("Киевские университетские известия" за 1896—97 гг.), предисловие к ст. "Предстоящая реформа акц. законодательства в России", (в "Русском экономическом обозрении", 1896, май — декабрь). Во время печатания последней статьи, по словам автора, произошел кризис в его воззрениях на природу акционерного дела, вследствие чего "получилось несоответствие между началом статьи и ее продолжением". П. принадлежит еще сочинение "Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права" (СПб., 1897), написанное в защиту его воззрений против возражений немецкой критики, а также перевод "Пандект" Барона, под заглавием "Система римского права" (1888—1889).
В. Нечаев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru