Определение слова «модуляция»

Толковый словарь Ушакова:

МОДУЛЯ́ЦИЯ, модуляци, ·жен. (·лат. modulatio — соблюдение меры).
1. Переход из одной тональности в другую (муз.).
| Переливы, изменения звука в высоте (муз.). Модуляции в голосе.
2. Изменения в электрическом токе, применяемом для радиопередачи, под влиянием звуков, производимых перед микрофоном (тех. радио).
3. Преобразование электрических колебаний, производимых звуком, в световой пучок, записывающий звуки на звуковой кинопленке (кино).

Большой энциклопедический словарь:

МОДУЛЯЦИЯ — в физике — изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой-либо регулярный физический процесс. Практическое значение имеет модуляция колебаний.
МОДУЛЯЦИЯ — в музыке — переход в новую тональность. Модуляция в тональности ближайших степеней родства осуществляется через общий для старой и новой тональностей аккорд, модуляции в более далекие тональности — через общие аккорды промежуточных тональностей; особый вид составляет модуляция с энгармоническим переосмыслением посредствующего аккорда (см. Энгармонизм).
МОДУЛЯЦИЯ (от лат. modulatio — мерность, размеренность) — размеренное, закономерное изменение, перемена состояния.

Большая советская энциклопедия:

I
Модуляция (от лат. modulatio — мерность, размеренность)
в физике и технике, изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой-либо регулярный процесс. М. вызывают внешним воздействием. Наибольшее практическое значение имеет М. электромагнитных колебаний радио- и оптических диапазонов (см. Модуляция колебаний, Модуляция света). Работа всех электронных приборов основана на М. электронного потока. Так, в электронных лампах (См. Электронная лампа) применяется М. плотности электронного потока, в Кинескопах — М. интенсивности электронного пучка, бомбардирующего экран. В Клистронах и др. электронных приборах СВЧ используют М. скорости электронов. М. широко применяется в измерительной технике; предварительная М. измеряемой величины позволяет повысить чувствительность аппаратуры и точность измерений.
II
Модуляция
в музыке, смена тональности со смещением тоники (тональная М.). В обычной функциональной М. связь тональностей устанавливает общий для них посредствующий аккорд, меняющий свою функцию при появлении гармонического оборота, характерного для новой тональности. Решающее значение приобретает модулирующий аккорд с соответствующей альтерацией.
Особый вид функциональной М. — энгармоническая М. (см. Энгармонизм), в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его структуры. Такая М. легко связывает отдалённые тональности и часто производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.
Большое значение в М. имеют мелодические связи аккордов, естественное Голосоведение. Они могут играть ведущую роль в М., отстраняя на задний план функциональные связи аккордов и даже совсем их заменяя. Такая мелодико-гармоническая М. без общего аккорда наиболее характерна при непосредственном переходе в отдалённую тональность, в котором связующим звеном служит только модулирующий мелодически-подводящий аккорд. В одноголосном (или октавном) движении встречается мелодическая М. (как таковая, без гармонии), которая может идти и в далёкую тональность.
М. без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники, называется сопоставлением тональностей. Она обычно применяется при переходе к новому разделу формы, однако изредка встречается и внутри построения.
От тональной М. отличается ладовая М., в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноимённой тональности (см. Наклонение в музыке).
Лит.: Риман Г., Систематическое учение о модуляции..., пер. с нем., М., 1929; Римский-Корсаков Н. А., Учебник гармонии, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1960; Тюлин Ю., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959.
Ю. Н. Тюлин.

Толковый словарь Даля:

модуляция
См. модерато

Большой словарь иностранных слов:

Модуляции, ж. [латин. modulatio – соблюдение меры]. 1. Переход из одной тональности в другую (муз.). || Переливы, изменения звука в высоте (муз.). Модуляции в голосе. 2. Изменения в электрическом токе, применяемом для радиопередачи, под влиянием звуков, производимых перед микрофоном (тех. радио). 3. Преобразование электрических колебаний, производимых звуком, в световой пучок, записывающий звуки на звуковой кинопленке (кино).

Малый академический словарь:

модуляция
-и, ж.
1. муз.
Переход из одной тональности в другую.
||
Изменение высоты звука.
Конечно, теперь, через много лет, я не могу с достоверностью восстановить всех движений Андрея Белого, необычных модуляций его голоса. В. Андреев, Возвращение в жизнь.
2. физ.
Изменение характера колебаний высокой частоты, происходящее в соответствии с другими колебаниями более низкой частоты.
3. Кино.
Преобразование звуковых колебаний в колебания светового пучка, записывающего звуки на кинопленке в виде «звуковой дорожки» (фонограммы).
[От лат. modulatio — размеренность, мерность]

Музыкальная энциклопедия:

(от лат. modulatio — размеренность)смена тональности со смещением тонального центра (тоники). В муз. наследии наиболее распространена функциональная М., основанная на гармонич. родстве тональностей: общие для тональностей аккорды служат посредствующими; при восприятии этих аккордов происходит переоценка их функций. Переоценка вызывается появлением гармонич. оборота, характерного для новой тональности, причём решающее значение приобретает модулирующий аккорд с соответствующей альтерацией:

Модуляция через общее трезвучие возможна, если новая тональность находится в 1-й или 2-й степени родства к исходной (см. Родство тональностей). М. в отдалённые тональности, не имеющие общих трезвучий, производится через гармонически родственные тональности (по тому или иному модуляционному плану):

М. наз. совершенной при окончательном или относительном закреплении новой тоники (М. — переход). К несовершенным М. относятся отклонение (с возвращением в осн. тональность) и проходящая М. (с дальнейшим модуляционным движением).
Особый вид функциональной М. — энгармоническая М. (см. Энгармонизм), в к-рой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармонич. переосмыслению его ладовой структуры. Такая М. легко может связывать самые отдалённые тональности, образуя неожиданный модуляционный поворот, особенно при энгармонич. превращении доминантсептаккорда в альтерированную субдоминанту:

Ф. Шуберт. Струнный квинтет ор. 163, часть II.
От функциональной М. следует отличать мелодико-гармоническую М., к-рая связывает тональности самим голосоведением без общего посредствующего аккорда. При М. в близкую тональность образуется хроматизм, функциональная же связь отстраняется на второй план:

Наиболее характерна мелодико-гармонич. М. в далёкие тональности без всякой функциональной связи. При этом иногда образуется мнимый энгармонизм, применяемый в нотной записи во избежание большого количества знаков в энгармонически равной тональности:

В одноголосном (или октавном) движении иногда встречается мелодическая М. (без гармонии), к-рая может идти в любую тональность:

Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 7, часть II
М. без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники, наз. сопоставлением тональностей. Оно обычно применяется при переходе к новому разделу формы, но иногда встречается и внутри построения:


M. И. Глинка. Романсздесь, Инезилья". Модуляция-сопоставление (переход из G-dur в H-dur).
От рассмотренной выше тональной М. следует отличать ладовую М., в к-рой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноимённой тональности.
Смена минора на мажор особенно характерна для кадансов И. С. Баха:

И. C. Бах. "Хорошо темперированный клавир", т. I, прелюдия d-moll
Обратная смена обычно применяется как сопоставление тонических трезвучий, подчёркивающее минорную ладовую окраску последнего:

Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 27 No 2, часть I.
М. имеют весьма важное выразит. значение в музыке. Они обогащают мелодию и гармонию, вносят красочное разнообразие, расширяют функциональные связи аккордов, способствуют динамике муз. развития, широкому обобщению художеств. содержания. В модуляционном развитии организуется функциональное соотношение тональностей. Весьма значительна роль М. в композиции муз. произведения в целом и в соотношении его частей.
Многообразные приёмы М. выработались в процессе историч. развития гармонии. Однако уже старинным одноголосным нар. песням свойственна мелодич. модуляционность, выражающаяся в смене опорных тонов лада (см. Переменный лад). Приёмами модулирования в значительной мере характеризуется тот или иной муз. стиль.
Литература: Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, 1886, 1889 (в Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960); Практический курс гармонии, т. 1-2, М., 1934-35 (Авт.: Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В.); Тюлин Ю. Н., Учебник гармонии, М., 1959, 1964; Золочевський В. H., Про модуляцiю, Кипв, 1972; Riеmann H., Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (в рус. пер. — Систематическое учение о модуляции, как основе учения о музыкальных формах, М., 1898, нов. изд., М., 1929).
Ю. Н. Тюлин.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
модуляция, -и

Физический энциклопедический словарь:

(от лат. modulatio — мерность, размеренность), изменение по заданному закону во времени параметров, характеризующих к.-л. стационарный физ. процесс. Примеры М.: изменение по определ. закону амплитуды, частоты или фазы гармонич. колебания для внесения в колебат. процесс требуемой информации (см. МОДУЛЯЦИЯ КОЛЕБАНИЙ); изменение во времени интенсивности электронного потока в электронно-лучевом осциллографе, осуществляемое с помощью спец. электрода (модулятора) и приводящее к соответствующему изменению яркости свечения экрана трубки; управление яркостью света с помощью поляризующих устройств и Керра ячейки; изменение скорости эл-нов в электронном потоке в клистроне и др. В этих случаях один или неск. параметров, характеризующих стационарный процесс (напр., интенсивность, амплитуда, скорость, частота) изменяются во времени в соответствии с модулирующим воздействием. Иногда говорят о пространств. М.— изменении параметров стационарного процесса в пр-ве. В нелинейных колебат. и волн. системах возможно спонтанное возникновение М. (автомодуляция).

Научно-технический словарь:

МОДУЛЯЦИЯ, в физике — процесс изменения параметров одной волновой системы в соответствии с параметрами другой. Модуляция является основой радиовещания. При АМПЛИТУДНОЙ МОДУЛЯЦИИ (AM) амплитуда высокочастотной НЕСУЩЕЙ радиоволны изменяется в соответствии с амплитудой электрического тока, вырабатываемого звуковой волной. Для устранения помех в коротком радиовещательном диапазоне используется ЧАСТОТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ (ЧМ), при которой модулируется частота несущей.

Грамматический словарь Зализняка:

Модуляция, модуляции, модуляции, модуляций, модуляции, модуляциям, модуляцию, модуляции, модуляцией, модуляциею, модуляциями, модуляции, модуляциях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru