Определение слова «паук»

Толковый словарь Ефремовой:

паук
I м.
1. Членистоногое животное с ядовитыми железами, обычно плетущее паутину, в которую ловит мелких животных, служащих ему пищей.
2. перен. разг. Жестокий человек, эксплуатирующий чужой труд, вымогающий у другого последнее достояние.
II м.
Разновидность рыболовной снасти.

Толковый словарь Ушакова:

ПАУ́К, паука, ·муж.
1. Членистоногое животное с ядовитыми железами, обычно плетущее паутину, в которую ловит мелких животных, служащих ему пищей (зоол.).
2. перен. Символ жестокой и ненасытной жадности, эксплоатации. Пауки-мироеды. «- Пососал ты из меня крови, высосал и вон... Ах ты... паук!» М.Горький.

Толковый словарь Даля:

паук
ПАУК м. павук, павок, павко, павел, мизгирь, муховор, сетник, кошель, тенетник, повсюду известное насекомое. Пауковы, паучьи яйца. Пауковое, паучное и паукообразное насекомое. Лови паук мух — пока ноги не ощипаны! Паутина, паучина ж. павчина, волокна паутинника, нити паутинной сети или ткани. Паутинный, паучинный, к паутине относящ. Обмети паутинник. Вот паучек, паученок, паучишка; эка паучища! Паучище ср. паучье гнездо. Паучник растен. Anthericum.

Словарь литературных эпитетов:

• Длинноногий (Никитин).
• Долгоногий (Холодовский).
• Жадный (Тарутин).
Кровожадный (Нем.-Данченко).
• Ненасытно-жадный (Блок).
Серый (Сологуб).
Трудолюбивый (Некрасов).

Этимологический словарь Крылова:

Это животное получило свое название по изогнутым лапкам: слово паук образовано приставочным способом от существительного окь, родственного латинскому ancus – "имеющий кривые руки".

Толковый словарь Кузнецова:

паук
ПАУК -а; м.
1. Членистоногое животное с ядовитыми железами, плетущее паутину для ловли насекомых и убивающее их. П. поймал муху. П. плетёт паутину. Морской п. Паук-крестовик.
2. Разг. О том, кто жестоко эксплуатирует кого-л. Ты настоящий п., сосёшь из меня все силы.
Паучок, -чка; м. Уменьш. (1 зн.). Паучки-водомеры. Паучий (см.).

Мифологическая энциклопедия:

. В мифопоэтических традициях с образом П. связываются творческая деятельность, профессионально-ремесленные навыки, трудолюбие, благоприятные предзнаменования (ср. в связи с этим запрет убивать П.), мудрость, а также холодная жестокость (ср. высасывание крови, дьяво-личность как реализацию символических значений П. в христианстве), жадность, злобность, колдовские способности. Известно использование П. в магической медицине как для предохранения человека от болезней, так и для насылания их на него (в черной магии). С магическими целями П. изображается на талисманах (североамериканские индейцы чип-пева подвешивали над колыбелью младенца паутинку, чтобы предохранить его от какого-либо вреда). Известны рассказы о том, как П. спас младенца Христа от жестокости Ирода (ср. аналогичные мотивы о спасении от врагов Давида, Мухаммада с помощью П. и сотканной ими паутины). Превращенный в П. за некий проступок мифологический персонаж человеческой природы (ср. греческий миф об Арахне) сохраняет способность к ремеслу. В других случаях обладающий искусством тканья П.обучает людей перворемеслу (у южноамериканских индейцев тоба П. был первым ткачом); оно нередко является первым из ремесел, благодаря которому был создан мир или важнейшие его части. Так, в древнеиндийской традиции Брахма, подобно П., ткет из самого себя паутину мировых законов и явления (здесь паутинаобраз космической ткани, первовещества вселенной); у народов акан (Западная Африка) паук Ананси — старейшее из живых существ, у науранцев — божественный П.-творец Ареоп-Энап создает из раковины улитки землю, из пота — первородное море и из камней — людей; божество-творец у индейцев сиу — паук Сусистинако, изобразив в нижнем мире крест, определил четыре основные стороны света. Мотиву превращения человека в П. в наказание близок мотив оборотничества П. (ср., например, китайское предание о П.-оборотне, который принимает вид буддийского монаха, играющего на цитре; подаренная герою цитра превращается в паутину и опутывает его). В дунганской мифологической сказке красивый юноша-П. по ночам приходит к девушке, которая с каждым днем тает; он был обнаружен с помощью иголки с ниткой, воткнутой в его одежду, но люди не смели его убить, так как огненная рука с неба ( молния) похитила П.-оборотня. В целом ряде фольклорных текстов паутина служит путеводной и/или спасительной нитью, соединяющей при этом небо и землю либо какие-нибудь точки горизонтальной плоскости (в амхарской сказке умный П. сумел перебраться через ручей на легкой паутинке, подхваченной ветром). Способность к передвижению во всех направлениях объясняет постоянно отмечаемый в сказках мотив хитрости П., нередко выступающего как трикстер (ср.: «Я был хитер, я придумал хитрость» в одной из сказок хауса), хотя обманывают и П. Мотив хитрости П. иногда сочетается с мотивами жадности и жестокости (ср. сказки о П. и мухах, комарах и других мелких насекомых; русскую сказку о мизгире — Афанасьев №№ 85-86, ср. «Запутался, что мизгирь в тенетах»). Одна из очень популярных персонификаций П. — распространенный у американских индейцев образ П.-мужчины и П.-женщины, выступающих в качестве творцов, культурных героев, трикстеров.Лит.: Сказки народов Африки, М., 1976;Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, v. 2, N. Y., 1950, p. 1074; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 1482- 1483; Eberhard W., Typen Chinesiecher Volksmrchen [FFC № 120], Hels., 1937. В. Н. Топоров.
ПАУПАУ НАНЧАУНГ И ЧАНГКО, в мифологии качинов Бирмы (тибето-бирманская группа) брат и сестра, спасшиеся от потопа в большой лодке. На девятый день их плавания они пристали к скале. Там в пещере они нашли двух духов-натов, которые заставили П. Н. и Ч. служить себе. Через некоторое время Чангко родила от Паупау Нанчаунг ребенка. Духи погубили его, а тело дали съесть матери. Чангко молила великого духа вернуть дитя, и великий дух послал ей девять сыновей, ставших предками народов. В одном из вариантов ничего не говорится о брате, а только о женщине, которая стала первопредком всех людей. Аналогичные мифы о потопе представлены и у других тибето-бирманских народов (лису, ака и др.).
я. ч.
ПАХАПАН ХРЕШТАК, в армянской мифологии ангел-хранитель. Согласно мифологическим представлениям, два П. х. сопровождают человека с момента его рождения; один охраняет душу, другой — тело человека. По другим поверьям, человеку сопутствует один П. х. — добрый ангел, сидящий на его правом плече, записывающий его хорошие поступки и побуждающий его на добрые дела. Антипод П. х. — располагающийся на левом плече злой ангел, регистрирующий дурные поступки человека, толкающий его на зло. Иногда П. х. отождествляется с ангелом смерти (хогеар), он ведет в потустороннем мире душу умершего на судилище.
С. в. А.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
паук, -а

Толковый словарь Ожегова:

ПАУК, а, м. Хищное членистоногое, плетущее паутину.
Пауки в банке о хищных, злых людях, борющихся друг с другом.
| уменьш. паучок, чка, м.
| прил. паучий, ья, ье. Паучьи сети.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

паук
род. п. -а, диал. павок, павка, арханг. (Подв.), откуда также павел "паук" (см.), укр. павук, род. п. -а, блр. павук, др.-русск. паукъ, цслав. пакъ, болг. паяк (Младенов 416), сербохорв. паук, словен. раjоk, раjk, раvоk, чеш. раvоuk, слвц. pavk, польск. pajk, в.-луж., н.-луж. раwk, полаб. pjk.
Из *раkъ с приставкой ра- от *kъ, которое (ввиду наличия у паука кривых ног) родственно греч. м. "крючок", лат. uncus "кривой", м. "крюк", аnсus "криворукий", др.-инд. aks м. "изгиб, крюк", kas ср. р. (то же), cati, саti "гнет"; подробнее см. укоть; ср. Брандт, РФВ 23, 289; Коштиал, Idg. Jb. 10, 228; Булаховский, ZfslPh 8, 109; Махек, LF 63, 132; Уленбек, Aind. Wb. 3 и сл.; Петерссон, AfslPh 36, 150. Менее вероятно сравнение с гот. whs "превратный, кривой", un-whs "безукоризненный", др.-исл. vangr "ложный", др.-инд. vcati "колеблется", вопреки Петерссону (там же).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru