Определение слова «пан»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
пан м.
1. Польский помещик.
2. Употребляется как обращение или форма вежливого упоминания по отношению к лицам мужского пола, обычно присоединяемое к фамилии или имени (в Польше, Чехии, Словакии).
2.
Пан м.
Бог плодородия, покровитель скотоводства, полей, гор и лесов (в древнегреческой мифологии).

Толковый словарь Ушакова:

ПАН, пана, мн. паны (паны ·устар.), ·муж. (·польск. pan).
1. Польский помещик. Война с панами. «Король и паны за него.» Пушкин (о самозванце). «Помнят польские паны конармейские наши клинки.» ·песня.
2. То же, что господин в 1 ·знач. — по отношению к поляку (·дорев. ). Пан Тадеуш.
3. Барин, господин (·обл. ·устар. ). «Старый пан встретил молодых за версту от имения.» Шолохов.
4. перен. Независимый человек, полный хозяин (·устар. ·разг. ·шутл. или ирон.). «В воскресенье Савка пан — целый день, как стелька, пьян.» Некрасов. «Либо пан, либо пропал.» погов.

Большая советская энциклопедия:

В древнегреческой мифологии бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников. Согласно мифам П.— весёлый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, плясавший, игравший на свирели. Представлялся древним грекам внешне безобразным, покрытым волосами, с рогами, козлиными копытами, бородой и хвостом; вызывал ужас (отсюда выражение «панический страх»).

Толковый словарь Кузнецова:

ПАН -а; мн. паны и паны; м. [польск. pan]
1. В старой Польше, Литве, на Украине и в Белоруссии: помещик, дворянин.
2. На Украине и в Белоруссии до 1917 г.: хозяин, господин по отношению к прислуге, к подчинённым
3. В Польше и некоторых других странах: вежливое обращение к мужчине.
Пан или пропал; либо пан, либо пропал. Разг. Добиться всего желаемого, всё получить или всё потерять.
Пани (см.). Панский, -ая, -ое (1-2 зн.). П. особняк. П-ое имение.

Словарь мер и весов:

Вавилонская единица мер = 50,5 л.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии божество стад, лесов и полей. П. наделен ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении П., так и в его облике. П.- сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса; Apollod. epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца П. (т. е. «понравившийся всем», греч. , «все». Hymn. Horn. XIX). В действительности имя П. происходит от индоевропейского корня pus-, paus-, «делать плодородным», что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. Как истинный спутник Диониса, П.- миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью (Hymn. Horn. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед П. превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689-712), из которого П. сделал свирель (греч. , «свирель»). Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса — судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI 153-179). П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, т. н. панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П.- помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась легенда о явлении П. грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при Саламине (Aeschyl. Pers. 447-455). П. особенно почитался в Аркадии, где была священная гора П. (Paus. VIII 36, 8). Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя (Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами (Menandri Dyscolos 2, 12, 401). П. входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном (Aeschyl. Agam. 56). В античной философии П. представлялся как божество, все объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого П. он показан как символ уходящего античного мира (De def. or. 27). Раннее христианство причисляло П. к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии П. соответствует Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).Лит.: Вготmer F., Satyrol, Wflrzburg, 1937 (Dies.); Jnger F. G., Griechische Gotter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Herbig R., Pan, der griechische Bocksgott. Vereuch ebner Monographie, Fr./M., 1949. А. Ф. Лосев.
Первоначально П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т. н. заячий посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н. э. в греческой вазописи встречаются изображения бородатых П. с козьими мордами. С сер. 5 в. до н. э. П. изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца. В живописи нового времени сюжеты: «П. и Сиринга» — у Рафаэля, Ф. Приматиччо, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенса, Я. Иорданса, Н. Пуссена и др.; «П. обучает молодого Дафниса игре на флейте» — у Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.; «триумф П.» — у Н. Пуссена; «суд Мидаса» — у Я. Иорданса и др. Образ П. часто встречается у П. Пикассо. В русской живописи П.- у М. А. Врубеля.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пан, -а, мн. паны, панов

Толковый словарь Ожегова:

ПАН, а, мн. ы, ов и (устар.) ы, ов, м. В старой Польше, Литве, а также в Белоруссии и на Украине до революции: помещик, барин [сейчас употр. как обращение к взрослому мужчине в Чехословакии и Польше].
• Пан или пропал (разг.) в речи того, кто рискует: или всё получу, или всё потеряю.
| ж. пани, нескл.
| прил. панский, ая, ое.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

барин
бог
вымышленное существо
господин
дворянин
крутой
лес
лях
обращение
особа
панок
персона
поляк
помещик
пшек
спутник
фавн
фон-барон

Теософский словарь:

(Греч.) Бог природы, — отсюда Пантеизм; бог пастухов, охотников, крестьян и жителей деревни. Гомер считает его сыном Гермеса и Дриопы. Его имя означает Все. Он был изобретателем свирелей Пана, и ни одна нимфа, слышавшая их звук, не могла противостоять очарование великого Пана, несмотря на его гротескный облик. Пан связан с козлом Мендеса лишь постольку, поскольку последний, как талисман великой оккультной силы, представляет творящую мощь природы. Вся Герметическая философия основана на скрытых тайнах природы, и как Бафомет неоспоримо являлся каббалистическим талисманом, так и имя Пана обладало великим магическим воздействием в том, что Элифас Леви назвал бы "Заклинанием Элементалов". Существует известная религиозная легенда, распространенная в христианском мире еще начиная с времен Тиберия, сводящаяся к тому, что "великий Пан мертв". Но в этом люди очень ошибаются; ни природа, ни какая-либо из ее Сил никогда не могут умереть. Некоторые из них могут оставаться непримененными и, забытые, дремать в течение многих столетий. Но как только созданы надлежащие условия, они пробуждаются, чтобы снова действовать с десятикратной силой.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

I
I, род. п. -а, "господин, помещик (в отношении к полякам)" (Аввакум 182 и сл.), укр., блр. пан, др.-русск. панъ, в зап. грам. ХIV в. (см. Срезн. II, 875), др.-чеш. hpn "господин" (оdе раnа из *оtъ gъраnа), чеш., слвц. pn, польск. раn, в.-луж. раn, н.-луж. раn. Зап.-слав. слово, занесенное благодаря староверам далеко на север России. Происходит из *gъраnъ, связанного чередованием с жупан; ср. др.-инд. gрs м. "пастух, страж", gpyti, gрауаti "оберегает, охраняет", gраnаm "защита", греч. , нов.-в.-н. Kоbеn "свинарник"; см. Гуйер, LF 31, 105 и сл.; 36, 60; 40, 304; Младенов 410. Коми раn "господин" заимств. из русск. (Калима, RLS 99); из панской происходит морд. э. banskoj; см. Паасонен, Мordw. Chrest. 105. Соболевский (РФВ 71, 443) пытается неубедительно разграничить *раnъ и *gъраnъ и объяснить пан как реликт дакского. Нельзя также др.-чеш. hpn рассматривать как сокращение из uраnъ, вопреки Брюкнеру (IF 23, 217; KZ 48, 226; Sown. 393), который видит здесь аварский элемент; см. жупан.
••
["gор-, как известно каждому начинающему санскритологу, не содержит к. *gор-, но является сложением gо- "бык, корова" и р- – имя деятеля от р "охранять"!" (Пизани, "Раidеiа", 10, No 4, 1955, стр. 262). Махек, а вслед за ним Голуб–Копечный (263) объясняют раnъ, раnьji из *роtn – образования ж. рода от *роt- "госнодин"; см. также Трубачев, Терм. родства, стр. 184 и сл., с литер. Новое объяснение зап.-слав. *gъраnъ как др.-иранск. заимствования см.: Трубачев, "Этимология. 1965", М., 1967, стр. 73 и сл. – Т.]
II
II "вид семги", арханг. (Подв.). Возм., связано с предыдущим?

Грамматический словарь Зализняка:

Пан, паны, пана, панов, пану, панам, пана, панов, паном, панами, пане, панах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru