Большой энциклопедический словарь:
МОСКА (Mosca) Гаэтано (1858-1941) — итальянский юрист и социолог. Концепция Моски о "политическом или правящем классе" — разновидность теории элиты. Демократию считал расширенной аристократией. Критиковал фашизм.
Новая философская энциклопедия:
MOCKA (Mosca) Гаэтано (1 апреля 1858, Палермо – 8 ноября 1941, Рим) – итальянский юрист, политолог и социолог. Получил юридическое образование в Турине. Доктор права с 1881. Испытал влияние И.Тэна [ТЭН]. Разделял его пессимистический взгляд на историю человечества, убеждение в благотворной роли аристократии, в значении «моральной температуры» общества, а также позитивистский метод, требовавший отказа от метафизических спекуляций ради поиска научной истины. С 1885 преподавал конституционное право, а в 1887 получил должность издателя протоколов палаты депутатов, которую исполнял в течение десяти лет. В 1896 вышло в свет его основное произведение «Правящий класс», ознаменовавшее, как считается, рождение в Италии политической науки. В том же году Моска возглавил кафедру конституционного права в Туринском университете, которую занимал до 1923. Активный публичный политик, член либеральной партии, он был в 1908 избран в палату депутатов, а в 1919 стал сенатором. Его отношение к фашизму [ФАШИЗМ]менялось от свойственного тогдашней интеллигенции благосклонного выражения надежд на позитивные изменения к открытой оппозиции, когда эти надежды не оправдались. Со своей стороны фашисты никогда не провозглашали его своим предтечей, подобно В.Парето. Однако в начале 30-х гг. некоторые фашистские теоретики утверждали, что критицизм Моски по отношению к принципу большинства и его антипарламентаризм обеспечивают ему видное место среди идейных предшественников фашистской доктрины. В 1923 Моска был приглашен в Римский университет, где с 1925 по 1933 (год выхода на пенсию) руководил первой в Италии кафедрой истории политических институтов и доктрин.
Согласно Моске, власть всегда находится в руках организованного меньшинства – «правящего класса», осуществляющего руководство управляемым большинством или «управляемым классом». Это происходит вследствие особых способностей «правящего класса», варьируемых в соответствии с изменяющимися особенностями исторических эпох и ситуаций, а также форм организации власти. «Правящий класс» всегда пытается оправдать свое господство [ГОСПОДСТВО]при помощи моральных и юридических принципов – «юридической формулы», которая, будучи абстрактной, должна согласовываться с реальными формами жизни, принятыми в том обществе, которым управляют. Концепция «политической формулы» делает теорию Моски не только средством интерпретации исторической политической реальности, но также заключает в себе требование установления консенсуса в организации государственной власти. По его мнению, в обществе существуют две противоположные тенденции – аристократическая, выражающая стремление сохранить власть в руках потомков тех, кто правит в настоящее время, и демократическая, выражающая стремление к обновлению властных структур выходцами из «управляемого класса». Параллельно этим тенденциям, отражающим процесс циркуляции элит в обществе, Моска сформулировал два принципа, внешне противоположных – «автократический», согласно которому власть передается сверху вниз, от «правящего» в «класс управляемых», и «либеральный», согласно которому власть делегируется снизу вверх. В «правящем классе» Моска различал два уровня – верхний (правительство) и нижний уровень (все существующие в данное время политические силы).
Концепцию завершает идея «юридической защиты», возможной только при условии «баланса социальных сил» и осуществляемой правительством посредством исполнения относительно справедливых правовых норм. Юридическая защита может быть реализована только при условии плюрализма сил, которые независимы, проверяют друг друга и разделяют власть в правительстве.
Либеральная по своей сути теория «юридической защиты», т.е. деятельности правительства под юрисдикцией справедливых законов и норм, вводила ценностный элемент в политическую теорию. Следуя этой концепции, лучшей признается та политическая система, которая максимально гарантирует уважение к «моральному чувству» с помощью социальных механизмов, способствующих его удовлетворению. Эти механизмы могут существовать только в условиях политической свободы. Исходя из этого, Моска отдавал предпочтение «открытому» «правящему классу» в противовес «закрытому». Около 1923 Моска несколько изменил свою позицию, ввел в свою концепцию идею «репрезентативного правительства», которое резко противопоставлял парламентским системам, называя их дегенеративными формами такого правительства. По его убеждению, репрезентативная система представляет собой высший уровень юридической защиты, когда-либо существовавшей в истории. Смысл понятия «репрезентативной системы» в том, что она достойно выражает интересы и чаяния населения, а лидеры и официальные лица, ее представляющие, отвечают ожиданиям электората.
Несмотря на либеральные установки Моски, его резкая критика парламентаризма подрывала тот институт, который представлял собой реализацию либеральных политических идеалов.
Концепция правящего и управляемого класса Моски вошла в обиход социально-политической мысли благодаря трудам Парето. Она рассматривалась как антитеза марксистской теории классов и оказала влияние на сочинения Р.Михельса [МИХЕЛЬС], посвященные олигархической структуре политических партий и других организаций. В США она нашла сторонников в лице Дж.Бернхейма, Дж.Майзеля и др. В настоящее время центральная идея Моски о правящем классе рассматривается на Западе как базовое понятие политической науки и считается общим интеллектуальным достоянием.
Сочинения:
1. Elementi di scienza. Rome. 1896;
2. The Ruling Class. N. Y. – L., 1939;
3. Storia delle dottrine politiche. Bari, 1932.
.В.Осипова
Социологический словарь:
Моска (Mosca) Гаэтано (01.04. 1858, Палермо-08.11.1941, Рим)- итальянский исследователь, один из основоположников политологии. Наряду с Парето является создателем современной теорий элиты. С позиций консервативного либерализма развивал идею вечности разделения общества — независимо от социально-политических систем, разнообразия общественных групп и идеологий — на два класса: господствующий "политический класс", который берет на себя все государственные функции и пользуется связанными с этим привилегиями, и управляемый класс, неорганизованное большинство. Реальная власть, по Mоске, всегда в руках "политического класса", несмотря на многовековые иллюзии на этот счет; мифы о народном представительстве и суверенитете, эгалитаризме и т. п. на деле маскируют существование и деятельность "политического класса". Понятие "политический класс" у Mоски весьма неопределенно: неясны критерии его выделения, генезис, состав, объем и др. характеристики.
Mоска пытался со временем дифференцировать свою схему, стал говорить о более многочисленном классе, который является опорой и подножием правящего. Однако и в отношении этого, "среднего", класса у Mоски отсутствует какая-либо конкретность и ясность. Народовластие, реальная демократия и социализм, по Mоске,- утопии, не совместимые с законами общества и с человеческой природой. Mоска считал, что власть может быть от народа, для народа, но не может быть властью самого народа. Одну из основных задач созданной им "политической науки" Mоска видел в освобождении правителей от этих необходимых для масс мифов, а также в выработке "научной политики", которая станет основным инструментом в руках правящей элиты. Имея в руках такой инструмент, господствующий класс со временем будет формироваться не на имущественной или какой-либо другой основах, а на основе ума, способностей, образования и заслуг своих представителей. Осуществление этой меритократической утопии (Меритократия) Mоска относит в неопределенно далекое будущее. Подобно Парето, Mоска считает, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность, которая является основой общества. Всякая элита имеет тенденцию (если не де-юре, то де-факто) к превращению в "закрытую", наследственную, что ведет ее к вырождению. Предотвратить это может только наличие свободных дискуссий, которые вынуждают "политический класс" в необходимой степени обновляться, позволяют держать его в определенных рамках и устранять его в тех случаях, когда он более не отвечает интересам страны.
По Моске, в обществе всегда существуют силы, готовые заменить старое правящее меньшинство. Постепенный обмен между ними и как результат нормальное состояние и функционирование правящего класса — залог "здоровья" общественного организма при условии преобладания стабилизационной, консервативной тенденции. Возможны три варианта динамики "политического класса": "увековечение" без обновления, "увековечение" с обновлением (оптимальный, по мнению Моски, вариант) и чистое обновление. Сочетание этих вариантов с двумя формами государственного правления — автократической и либеральной — дает четыре типа государства: аристократическо-автократическое, аристократическо-либеральное, демократическо-автократическое и демократическо-либеральное. В наибольшей степени к упадку "политического класса", с точки зрения Моски, ведет предоставление политических прав народу. Он с подозрением относился к всеобщему избирательному праву и парламентаризму, подвергал критике демократические институты.
Этимологический словарь Макса Фасмера:
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025