Определение слова «мышь»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
мышь
I ж.
Небольшой грызун — обычно серого цвета — с острой мордочкой и длинным хвостом.
II ж.
Небольшое подвижное, используемое как дополнение к клавиатуре устройство, перемещением которого по плоскости стола контролируется положение курсора на мониторе при вводе информации в компьютер.
2.
Мышь ж.
1. Название года в восточном двенадцатилетнем календаре, предполагающем соответствие каждому году тотемического животного.
2. перен. Тот, кто рождён в такой год (1900, 1912, 1924, 1936, 1948, 1960, 1972, 1984, 1996 гг.).

Толковый словарь Ушакова:

МЫШЬ, мыши, мн. мыши, мышей, ·жен. (мыш, мыша, ·муж. ·неправ. ). Небольшой грызун из семейства мышиных, с острой мордочкой, черными глазами, усиками и длинным, почти голым хвостом, домашняя мышь. Белая мышь. Полевая мышь. Юркий, как мышь. Мыши завелись. Мыши скребутся. Мышь изъела переплет.
• Фараонова мышь (зоол.) — то же, что ихневмон. Летучая мышь — небольшое животное, похожее на мышь, с крыльями (перепонкой, соединяющей длинные пальцы).

Большой энциклопедический словарь:

МЫШЬ (англ. mouse — мышь) — техническое устройство для ввода графической информации и ее представления на экране дисплея ЭВМ.

Словарь литературных эпитетов:

• Проворная (А. Толстой).
Серая (Горький).
Трусливая (Арцыбашев).

Толковый словарь Кузнецова:

МЫШЬ -и; мн. род. -ей; ж.
1. Небольшое млекопитающее отряда грызунов, с острой мордочкой и длинным голым хвостом. Домовая, полевая м. В доме появились мыши. М. скребётся под полом. Серый как м. Мокрый как м. (очень, сильно мокрый).
2. Устройство, позволяющее вводить команды в компьютер помимо клавиатуры.
Летучая мышь (см. Летучий). Как мышь на крупу надулся кто. О человеке, имеющем обиженный, надутый вид. Перестать ловить мышей. Перестать заниматься делом.
Мышка (см. 1.М.). Мышиный (см.). Мыший, -ья, -ье. Разг. М-ья нора.

Малый академический словарь:

-и, род. мн. -ей, ж.
Небольшой грызун, обычно серого цвета, с острой мордочкой и длинным голым хвостом, приносящий вред в хозяйстве.
Домовая мышь. Полевая мышь.

- летучая мышь
как мышь на крупу надулся {кто}
о человеке, имеющем обиженный, надутый вид.
Миша скривил губы и уткнулся в тарелку. — Чего надулся, как мышь на крупу? — сказала бабушка. Рыбаков, Кортик.

Мифологическая энциклопедия:

. Роль М. в мифопоэтических представлениях в значительной степени объясняется ее особенностями, в частности малыми (в сравнении с другими млекопитающими) размерами. Широко распространены представления о М. как хтоническом животном и о ее связи с грозой (громом). В мифах различных народов М. нередко выступают как дети неба (обычно громовержца) и земли. У народов древнего Средиземноморья (Египет, Палестина, Греция) общеприняты и представления о происхождении М. из земли. Страбон называет мышей из земли рожденными (), по его же свидетельству, тевкры называли их сыновьями земли. Известны также мотивы падения М. с неба на землю во время грозы и поражения М. молнией. В средние века бытовали представления о зарождении М. от грозы. Античные авторы (Теофраст, Элиан) отмечали способность М. своим поведением предсказывать погоду, особенно грозовую. Оживленное движение мышей перед грозой («танцы») и их «пение», соотносимое со звуковым эффектом деятельности громовержца (гром), могли трактоваться как своеобразный земной пролог, в котором излагалось (с соответствующим снижением) содержание небесной драмы. В этом контексте свист, звон, барабанный бой, которыми изгоняли крыс и мышей, можно сопоставить со звоном колоколов, битьем по железу и стрельбой в воздух с целью разогнать ведьм перед грозой. К этому же кругу тем примыкают многочисленные указания на профетические функции М. в греческой, римской мифологии, мифологии народов Древней Месопотамии. Согласно Плинию, персидские маги считали М. наиболее относящимися к религии животными. В Средиземноморье (особенно восточном) долгое время сохранялось немало мышиных гаданий и примет. У малоазийских греков существовало убеждение, что при нарушении супружеской верности М. производят страшное опустошение в доме. Часто с М. связываются предзнаменования смерти, разрушения, войны, мора, голода, болезни, бедности; греки изготовляли монеты с изображением М., использовавшиеся в качестве амулетов против всего недоброго, в Египте боялись увидеть М. в определенный день (напротив, белая М. часто рассматривалась как благое предзнаменование). Использование М. в гаданиях и ворожбе — постоянная тема средневековых ведовских процессов. «Киприанов кодекс» указывает особый вид предсказаний — «мышеписк» (наряду с «громовником»). По украинской примете, «як мишаволот [верхнюю часть снопа], так буде хлiб дорог».В Греции начиная с гомеровской эпохи был распространен культ Аполлона Сминфейского (от ; «мышь»), атрибутом, символом и священным животным которого была М. Иногда Аполлон Сминфейский изображался стоящим на М. Аполлон был не только истребителем М. и охранителем от них, но и их покровителем. Возможно, он и сам первоначально представлялся в виде М. С М. связаны и такие женские персонажи, как баба-яга, Холле, Мокошь, Параскева Пятница (у болгар со святой Петкой соотносился мышиный праздник«мишин день»).Многие мифологические представления о М. обнаруживают сходство с представлениями о музах в греческой мифологии и генетически связанных с ними персонажах. Родителями М. являются громовержец (или небо) и мать-земля (жена громовержца), родителями муз — Зевс-громовержец или Уран (небо) и Мнемосина или Гея (земля). Место рождения или обитания М. и муз — гора (ср. буквальный смысл пословицы «Гора родила мышь»). Мыши соотносятся с огнем, водой, мировым деревом, музы — с каменным столпом. Предводитель М. — мышиный царь или Аполлон Сминфейский, предводитель муз — Аполлон или Дионис. Форма организации М. и муз — хоровод, атрибут — стрела (через гонителей у М., через Аполлона у муз), функции (деятельность) — болезнь — здоровье (нанесение ущерба — исцеление), ослепление, пение, танцы, прорицание (ворожба), памятьзабвение (вкусивший пищу, к которой прикасалась М., забывает прошлое; ср. роль мертвой воды, Леты, противостоящей Мнемосине, а также образ М. как олицетворения смерти в разных традициях), «неистовство», дрожь, хаотическое оживление (у М. перед грозой, у муз в связи с вдохновением, творчеством) и др. Мифологический мотив превращения женщин в М. определенно реконструируется на основе фольклорных данных, в частности на основе сказочного мотива превращения ведьмы (женщины, девицы) в М. (ср. также мотив превращения дьявола или человека в М. и, наоборот, превращения М. в человека; в мотиве «М., прогрызшая дыру в ковчеге» М. выступает как превращенный дьявол или даже женщина). Имеется и ряд других фольклорных сюжетов, основанных на взаимопревращении или тождестве девиц и М.: русские сказки типа «Морской Царь и Василиса Премудрая», Афанасьев, № 219-226; «Ночные пляски», Афанасьев, № 288-298; в этом же ряду стоит сказка, записанная в 1-й половине 19 в. на острове Рюген: мать проклинает семь дочерей за нарушение ими запрета в великую пятницу, дочери оборачиваются М. и бросаются в воду, мать с горя превращается в камень, вокруг которого ночью танцуют и поют дочери-М.Ядро «мышиной» мифологии в разных традициях обрастало и более специфическими локальными мотивами. В Древней Индии М. связывались с Ганешей — сыном Рудры, который типологически сопоставим с Аполлоном и Асклепием. В некоторых традициях М. участвует в космогонических мифах или даже выступает в функции культурного героя. Обилие сказочных мотивов с участием М. [малость М. в сочетании с большим эффектом ее деятельности: М. спасает льва, пугает до смерти человека, разбивает золотое яйцо (ср. ЯЙЦО МИРОВОЕ), помогает сделать то, что непосильно многим (русская сказка о репке), и др.; борьба (в частности, М. и кошки); М. — превращенная невеста (заколдованная невеста или невеста дьявола) и т. п.].Мифологические значения образа М. согласуются с ролью мыши в народной медицине, ритуалах, магии. Согласно ветхозаветной традиции, филистимляне приносили в жертву фигурки золотых М. для сохранения страны от чумы (1 Царств 6, 45). В некоторых рукописях египетской «Книги мертвых» появляется богиня с мышиной головой, олицетворяющая преисподнюю и смерть. Терракотовые фигурки М. найдены в раскопках акрополя Аргоса в Ларисе (восточный Пелопоннес). В одном из основных центров неолитической культуры в Ча-тал-Хююке (Малая Азия) в могиле жрицы (ок. 6-го тыс. до н. э.) среди предметов, символизирующих подземный мир и смерть, найдены обильные захоронения М.Лит.: Потебня А. А.. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. II. Баба-Яга, в кн.: Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, кн. 3, М., 1865; Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, т. 3, М., 1869, с. 505-06; Сумцов Н. Ф., Мышь в народной словесности, «Этнографическое обозрение», 1891, № 1; Волошин М., Аполлон и мышь, в сб.: Северные цветы, альманах 5, М., 1911, с. 85-115; Топоров В. Н., Музы: соображения об имени и предыстории образа, в сб.: Славянское и балканское языкознание, в. 3, М., 1977; Grohmann J. V., Apollo Smintheue und die Bedeutung der Muse in der Mythologie der Indogermanien, Prag, 1862; Gregore Н., Goossens R., Mathieu М., Asklepios, Apollon Smintheus et Rudra, Brux., 1949. В. Н. Топоров. В европейском средневековом искусстве М. выступает как олицетворение сатаны (св. Иосиф, мастерящий мышеловку «против козней лукавого», на триптихе работавшего в Нидерландах в 15 в. т. н. Флемальского мастера), смерти (М. в изображениях эпидемий в 15-17 вв.), бренности и мирской суеты (образы «мира-обманщика» в графике 16-17 вв.). Популярны темы М. (и мышеловки) в эмблематической литературе (ср. обработку этой темы в шекспировском «Гамлете»), в фольклорных композициях с мотивами сказочного «мира наизнанку» (русский лубок «Как мыши кота хоронили»), в «черных гротесках» романтиков (Э. Т. А. Гофмана), а также в литературе 20 в. (Ф. Кафка).
М. Н. Соколов.

Толковый словарь Ожегова:

МЫШЬ, и, мн. и, ей, ж. Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. Домашняя м. Полевая м. Белая м. Как м. на крупу надулся кто-н. (недоволен, обижен; разг. шутл.). Под каждой крышей свои мыши (посл.). Как церковная м. беден кто-н. (совсем ничего не имеет; устар.).
Мышей не ловит кто (разг. шутл.) совсем обленился, ничего не хочет делать.
| уменьш. мышка, и, ж. Как м. сидит кто-н. (очень тихо ведёт себя; разг.).
| прил. мыший, ья, ье (устар.) и мышиный, ая, ое. Мышья (мышиная) норка. Мышиная возня (также перен.: о мелких тайных интригах; неодобр.). Мышиный цвет (серый). Семейство мышиных (сущ).
Мышиный жеребчик (устар. ирон.) молодящийся старик, любящий ухаживать за женщинами.
Мышиный горошек травянистое растение сем. бобовых.

Научно-технический словарь:

МЫШЬ, в вычислительной технике — устройство ввода, которым можно оперировать одной рукой. Мышь имеет форму, соответствующую ладони руки. У нее также есть две или три кнопки, которые можно нажимать пальцами той же руки. Когда мышь двигают по плоской поверхности, она управляет движениями курсора или указателя на экране КОМПЬЮТЕРА. Кнопки можно «щелкнуть» на иконках или других реагирующих на это участках дисплея. см. также ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

Грамматический словарь Зализняка:

Мышь, мыши, мыши, мышей, мыши, мышам, мышь, мышей, мышью, мышами, мыши, мышах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(в поверьях и сказках)
В разных сказках и повестях, древних и новых, разработан мотив о вражде М. и кошек. Индийские авиданы, басни Эзопа и Федра заключают в себе этот мотив в чистом виде или с заменой кота хорьком. Сюда примыкают лубочные картинки и детские игры. Встречаются индийские сказки о том, как М. кота судили, западно-европейские и рус. — о войне М. с котами, русские — о том, как М. кота хоронили. К этому разряду сказок примыкает древняя батрахомиомахия — война М. с лягушками. Во многих сказках М., не вступая в битву с другими животными из-за собственных интересов, принимают участие в сражениях людей и помогают слабейшему. Этот мотив вошел в религиозно-мифические предания древних народов и встречается, между прочим, у Геродота (II, § 141) и Страбона (XII, 1, 48), в китайских летописях, в русских былинах о Вольге, в монгольских сказках. В основе этого мотива, по-видимому, лежит тотемизм. Далее, известно много сказок, повестей и басен (в Панчатантре, у Эзопа и др.), где М. является в роли благодарного и благодетельного животного, спасает человека от смерти, указывает средство от болезни, помогает и слонам, и львам. Сказки на мотив о благодарной М. распространялись литературным путем, переходя из сборника в сборник, проникая затем и в народную среду, в устной передаче. Особенно широкое распространение получил литературный мотив о белой и черной М. — символах дня и ночи, взятый из популярной индийской повести о Варлааме и Иоасафе. Существует множество поверий и сказок, где М. служит зооморфическим образом души. Душа оставляет сонного человека и в виде М. странствует по свету — таково обычное содержание сказок этого рода. М. вошла также в обширный круг демонологических сказаний, причем общее в древности зооморфическое представление души в виде М. было специализировано и ограничено ведьмами, колдунами и чертями. Так, по белорусскому поверью М., замеченная в могиле при погребении покойника, означает, что черт, в виде М., идет за душой злого человека. В малорусских сказках обычно превращение ведьмы в М. По сближению с демонами М. вошла в ворожбу; в судебных процессах о колдовстве встречаются указания, что засушенных М. держали в трубе, подкуривали ими и т. д. На сближении души и М. построены сказания о том, как М. съели могущественного, но жестокого человека, губившего людей (напр. известные сказания об епископе Гаттоне, о Попеле). Сказания эти были популярны в средние века и вошли в хронику Кадлубка. В древних повестях и в народных сказках поздней записи изредка встречается мифический мотив о М., как символе ночи: это — сказки о гонимой царевне, которая скрывается от врагов, надев мышиное платье. Все отмеченные здесь представления М. и некоторые другие подробно разобраны Сумцовым в статье: "М. в народной словесности" (VIII кн. "Этнографич. Обозрения", 1891).
Н. Сумцов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru