Определение слова «Лубок»

Толковый словарь Ефремовой:

лубок
I м.
1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры; лыко, луб 2.
2. разг. Изделие из такого слоя древесной коры; лубочное изделие.
II м. разг.
Несгибающаяся накладка из слоя древесной коры на место костного перелома.
III м.
1. Липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания.
2. Картинки, печатавшиеся с таких досок и отличавшиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщенностью образов, как род графического искусства; лубочная живопись (получившего широкое распространение в Российском государстве с XVII в.).
3. Литература, издававшаяся для простого народа и отличавшаяся примитивностью содержания и оформления; лубочная литература.

Толковый словарь Ушакова:

ЛУБО́К, лубка, ·муж.
1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. «Из лубка кедра был сделан небольшой ящик.» Пришвин.
2. То же — в качестве шины для скрепления и сращения костного перелома (мед.). Наложить лубок. Рука в лубках.
3. Липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания (·ист. ).
4. Коробка, лукошко из этого материала (·обл. ).
5. Лубочная картинка (см. лубочный во 2 ·знач. ).
| перен. Лубочная литература (см. лубочный в 3 ·знач. ).

Большой энциклопедический словарь:

ЛУБОК (народная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Большая советская энциклопедия:

Лубок
Народная картинка, произведение графики (См. Графика) (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Л. свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развёрнутому повествованию (серии Л., лубочные книжки-картинки), нередковзаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Л., исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом народного творчества (См. Народное творчество), но к Л. обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приёмы. Древнейшие Л. появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. — в гравюре на дереве. Европейский Л., в котором основными техниками являются ксилография, гравюра на меди (с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его становление связано с такими видами позднесредневековой массовой изобразительной продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничеств. Религиозные образы в Л., теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. В годы социально-революционных движений Л. использовался как публицистическое оружие (таковы «летучие листки» времён Крестьянской войны и Реформации в Германии, Л. эпохи Великой французской революции и др.); повествуя об исторических событиях, баталиях, диковинных явлениях природы, Л. выполнял функции средств массовой информации. Своеобразен русский Л. 18 в., отличающийся декоративным единством композиции (порою рождающей впечатление подлинной монументальности) и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной графики. В 19 в. к образам Л. всё чаще обращались мастера профессионального искусства, или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов — авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812), или вдохновлявшиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается восточный Л. (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магический смысл. В современном искусстве приёмы Л. были творчески использованы В. В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.
Лит.: Ровинский Д. А., Русские народные картинки, т. 1—5 (текст) и 1—3 (атлас), СПБ, 1881; Алексеев В. А., Китайская народная картинка, М., 1966; Лубок. [Альбом], М., 1968; Duchartre P. L. et Saulnier R., L’imagerie populaire, P., 1926.

И. С. Куликов. Лубок на тему ликвидации неграмотности. Гуашь. 1920-е гг.

«Джунг-хой, разрубающий беса». Китай. 19 в. Раскрашенная ксилография.

«Московские сбитенщик и ходебщик». Раскрашенная литография. Россия. 19 в.

«Богоматерь с младенцем». Италия. 19 в. Ксилография.

«Охотник медведя колет, а собаки грызут». Россия. 1-я пол. 18 в. Раскрашенная ксилография.

«Битва у пирамид». Раскрашенная литография. Франция. 1-я четв. 19 в.

«Крысиная свадьба». Вьетнам. 20 в. Раскрашенная ксилография.

«Гренадёр». Россия. 2-я четв. 18 в. Ксилография.

«Кот казанский». Россия. 1-я четв. 18 в. Ксилография.

«Филин». Раскрашенная гравюра на меди. Россия. Нач. 19 в.

«Христос — добрый пастырь». Германия. 2-я пол. 15 в. Раскрашенная ксилография.

«Мартин Лютер на молитве». Германия. 1-я пол. 16 в. Раскрашенная ксилография.

«Св. Антоний». Польша. 17 в. Ксилография.

Словарь по культурологии:

(народная картинка) – вид графики, изображение с подписью, отличавшееся простотой и доступностью образов. Первоначально – вид народного творчества. Откликался на политические события; выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Толковый словарь Даля:

лубок
См. луб

Толковый словарь Кузнецова:

лубок
ЛУБОК -бка; м.
1. = Луб (2 зн.). Делать корзину из лубка. Липовый л.
2. Мед. Твёрдая накладка в повязке на место костного перелома. Наложить л. Нога в лубках.
3. Спец. Липовая доска, на которой гравируется картинка для печатания.
4. собир. Род графического искусства — картинки, печатаемые с таких досок, отличающиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщённостью образов. Русский л. Китайский л. // Картинка, напечатанная на отдельном листе таким способом, с пояснительным текстом (получили широкое распространение в России в 17 — 19 вв.). Купить л. Украсить стены лубками.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
лубок, лубка

Толковый словарь Ожегова:

ЛУБОК, бка, м.
1. Кусок луба (во 2 знач.).
2. Твёрдая лечебная повязка [первонач. из луба], шина (во 2 знач.). Наложить л. Рука в лубках.
3. Липовая доска, на к-рой гравировалась картинка для печатания, а также простая и доходчивая, обычно с поясняющей надписью картинка такого изготовления. Русский л.
4. То же, что лубочная литература.
| прил. лубковый, ая, ое (к 1, 2 и 3 знач.) и лубочный, ая, ое (к 1, 2 и 3 знач.).

Грамматический словарь Зализняка:

Лубок, лубки, лубка, лубков, лубку, лубкам, лубок, лубки, лубком, лубками, лубке, лубках

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Содранная с дерева кора липы. Л. употребляется или для получения мочала (см. Мочальное производство), или в виде сухого лубка идет на покрышку крыш деревенских строений. Для этой цели предназначают лубки, почему-либо непригодные для сдирки мочала. Их сушат после сдирки все лето в лесу, очищают зимой топором от толстой, растреснувшейся корки, распластывают, для чего приходится распаривать их на огне, сушат после распаривания снова под гнетом и, наконец, обделанными и распрямленными вывозят по зимнему пути из лесу. Толщина лубков колеблется от 1/2 до 31/2 линий, длина от 11/2 до 3 арш., ширина бывает около аршина.
В. Д.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru