Определение слова «ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822) — российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772-76); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты ("М. А. Дьякова-Львова", 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма ("Екатерина II", 1783).
ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (май 1735 — Киев (?) — 4 (16) апреля 1822, Петербург)российский художник. По происхождению украинец. Наряду с Ф. С. Рокотовым и В. Л. Боровиковским — один из крупнейших российских живописцев-портретистов 19 в. Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос (изменивший фамилию на "Левицкий")священник села Маячка (Полтавская область Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко (известны его иллюстрации к "Апостолу" и "Евангелию" (оба издания — 1737) и другие религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты) — был и первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкий-младший учился у А. П. Антропова. В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II. Первые портреты Первая достоверная из сохранившихся его работ — портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, за который Левицкому было присвоено звание академика (1769-70, Русский музей); стандарты парадного портрета века Просвещения, с плодами трудов (в данном случае — чертеж здания Академии художеств) — на которые гордо указывает герой образа, освоены тут уверенно и мастеровито. Та же схема использована в портретах А. М. Голицына (1772) и П. А. Демидова (1773; оба — в Третьяковской галерее); последний привлекает не только своей "домашней" непринужденностью, но и совершенством колорита, виртуозной передачей шелков и атласа костюма в излюбленной Левицким гамме серебристых и красноватых тонов. Выразительный образ делового человека из низов создан в портрете Н. А. Сеземова, богатого откупщика из крепостных (1770, там же). Лучшие работы художника В 1771-87 мастер руководил портретным классом Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института, "смолянок", — Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской, А. П. Левшиной, Н. С. Борщовой, Е. И. Молчановой, Г. И. Алимовой (1772-76, все — Русский музей). В характерной для эпохи манере классицистическая риторика поз, жестов, атрибутов сочетается тут с чувствительностью рококо, с зыбкой стихией душевной жизни. Смолянки, представленные в рост — в одиночку, реже попарно — музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. Успеху "представления" способствует изысканная гармония оливковых, розовых, палевых, серебристых и черных тонов. К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерные, погрудные, еще более непринужденные портреты Д. Дидро (1773-74, Музей искусства и истории, Женева) — М. А. Дьяковой-Львовой (1778) — У. Мнишек (1782; оба — в Третьяковской галерее). Напротив, портрет Екатерины II как законодательницы, представленной в античном храме богини Правосудия (1783, Русский музей и др. варианты) — торжественен и аллегоричен, выражая тот же идеал просвещенной монархии, который воспевал Г. Р. Державин (описывая волшебное явление "Фелицы", "богини или жрицы", которая подобна "мечте стоящей"; писатель в своем "Видении мурзы" (1783-84) вдохновляется картиной Левицкого). Камерный портрет Н. И. Новикова, герой которого как бы обращается к зрителю с философской проповедью (1797 (?) — Третьяковская галерея) — несомненно, связан с масонскими убеждениями художника (к концу 1790-х он стал членом ложи "Умирающий сфинкс"). Последняя датированная работа мастера — портрет брата, священника Петра Левицкого (1812, там же). Спад мастерства в позднем творчестве художника был обусловлен прогрессирующей слепотой.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Лучший из портретистов времен имп. Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по всей вероятности в Киеве. Начальные познания в рисовании получил от своего отца, занимавшегося гравированием картинок к духовным книгам, отдельных религиозных эстампов и академических тезисов, а потом учился в СПб. у Антропова и в новоучрежденной акд. худож., где его наставниками в живописи были Дж. Валериани и Лагрене. Уже в 1762 г. пользовался некоторой известностью. В 1769 г., за портреты адъюнкт -профессора Г. Козлова и его жены, признан назначенным в академики, а на следующий затем год, за портрет А. Ф. Кокоринова, возведен в академики. С 1779 г. был преподавателем в портретном классе акд. худ. и, в этом качестве, имел влияние на развитие многих русских живописцев, между прочим П. И. Соколова, В. Боровиковского и Г. Угрюмова. В 1780 г. стал заседать в академическом совете. В 1788 г., по расстроенному здоровью, вышел в отставку, но в 1807 г. снова занял место в совете. Огромный талант Л. высоко ценили его современники, как ценят и до сей поры любители искусства; он пользовался уважением Екатерины II, Павла I, Александра I, их приближенных и всего образованного общества, и постоянно был завален заказами; временем наибольшей его славы была Екатерининская эпоха, дух которой как нельзя лучше выражали его красивые, нередко парадные и всегда схожие портреты. Кисть Л. необыкновенно сочна, нежна и тщательна, колорит жив и приятен, постановка фигур и подбор аксессуаров в его портретах живописны, особенно искусно воспроизводил он кружева, шелк, бархат и другие ткани. Из его произведений, рассеянных по имп. дворцам, музеям и аристократическим домам, более других известны: портрет Екатерины II, во весь рост, в виде законодательницы, приносящей свой покой в жертву для общего покоя (в Имп. публичной библиотеке, в СПб.), шесть портретов воспитанниц 1-го выпуска Смольного института (в большом петергофск. дворце), портреты Александра I в детстве, играющего с вел. кн. Константином Павловичем (в гатчинск. дворце), вел. княжны Александры Павловны (в Романовск. галерее Зимн. дворца), отца художника (в моск. публичн. муз.), купца Сезамова (там же), архитектора А. Ф. Кокоринова (в муз. акд. худ.), А. П. Протасовой (там же) и гр. П. А. Зубова (там же). Третьяковская галерея в Москве владеет 24-мя произведениями Л.
А. С — в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru