Определение слова «Кабир»

Большой энциклопедический словарь:

КАБИР (ок. 1440 — ок. 1518) — индийский поэт. Писал на хинди. По профессии ткач. Один из проповедников учения бхакти. Выступал против кастового строя.

Большая советская энциклопедия:

Кабир
(р. около 1440 — умер около 1518)
индийский поэт. Слагал стихи на хинди. К. приписывается около 80 соч.; произведений, включенные в священную книгу сикхов «Изначальная книга» составляют наиболее достоверную часть его наследия. Поэтическая деятельность К., связанная с религиозно-реформаторским движением Бхакти, открывала новый этап в истории литературы хинди. В его поэзии слились воедино оппозиционные религиозно-мистические течения индуизма и ислама, художественные традиции индийской и таджикско-персидской классики.
Соч. в рус. пер.: Поэмы, в кн.: Тагор Р., Собр. соч., кн. 6, П.,1916; Лирика, М., 1965.
Лит.: Серебряков И., Кабир, в сборнике: Восточный альманах, в. 2, М., 1958; История индийских литератур, пер. с англ., М., 1964; Хазарипрасад Двиведи, Кабир, 5 изд., Бомбей, 1955,

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(XV в.) — выдающийся поэт-проповедник ниргунбхакти, ткач из Варанаси. Согласно традиции, рожден индуской и воспитан мусульманами. Стихотворное наследие Кабира — религ.-филос. лирика малых форм — известно как в устной традиции, так и в письменной: наиболее ранней версией последней считают гимны, вошедшие в свящ. книгу сикхов "Ади Грантх" (1604), помимо нее популярны более поздние по фиксации версии "Грантхавали" (или западная) и "Биджак" (или восточная), а также стихи, вошедшие в различные ср.-век. антологии. Ученик и последователь Рамананды, Кабир проповедовал веру в единого бога, известного людям под разл. именами, обличал алчность и стяжательство, резко критиковал лицемерие профессиональных священнослужителей. Поэт был непримиримым противником релит, фанатизма и конфессиональной вражды, выступал против кастового неравенства и связанных с ним представлений о ритуальной чистоте, святости и знатности. В совр. Индии насчитывается ок. миллиона последователей Кабира, объединенных в секту "Кабирпантх" ("пантх" — путь).
Е. Ванина

Советская историческая энциклопедия:

(1399-1518) — философ, поэт, реформатор индуизма, руководитель движения бхакти в Бихаре, первым призвавший к объединению индусов и мусульман. Его учение было изложено в гимнах на разговорном яз. хинди, исполнявшихся на мотивы нар. песен. Он ядовито высмеивал священнослужителей и обрядность как индуизма, так и ислама, призывая к конечному слиянию с божеством путем праведной жизни и внутр. чистоты в итоге многочисл. переселений души в разл. существа. По сути, его проповедь равенства всех людей перед лицом бога была протестом против феод. и кастового гнета. К. оказал огромное влияние на последующее движение бхакти и его гимны включены в Адигрантх, священную книгу сикхов.
=====
Лит.: Kabir-Granthavali (collected works of Kabir), 1928; One hundred poems of Kabir, L., 1915; Kabir: Sahitya aur Siddhanta (In Hindi), by Yajnadatta, Sharma, 1953.
=====
К. А. Антонова. Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Знаменитый индусский религиозный реформатор, вероятно начала XV в. О жизни его известно немного, так что даже существование его подвергалось сомнению. Вероятно, что он родился в Бенаресе в касте ткачей (одна из презренных, низших каст), был одним из проповедников секты Рамананда (см.), по преданию даже его непосредственным учеником (легенда дает ему 300 лет жизни, от 1149 до 1449 г.). К. не оставил письменных памятников своей деятельности, но его последователи имеют все-таки довольно много сборников (на языке хинди), составленных будто бы его непосредственными учениками. В них сохранены собственные изречения и учения К., заключающиеся в довольно иногда объемистых стихотворных отрывках, а также в диалогах, в которых он является главным собеседником. В диалогах К. оспаривает все индусские суеверия и традиции. Он отвергает и осмеивает Шастры и Пураны обличает надменность и лицемерие брахманов, отрицает все различия каст, религий и сект. Все любящие Бога и делающие добро — индусы или мусульмане, безразлично, — братья. Идолопоклонство и все отзывающееся им строго осуждается К.: храм должен быть только местом молитвы. К. не дозволяет своим ученикам ни бросающихся в глаза обрядов, ни таких же особенностей в костюме, которые, по его мнению, только отчуждают людей друг от друга и разделяют их. Чтобы не вызывать соблазна и излишней вражды в окружающих, К. предписывает своим последователям согласоваться с ними в неважных и безразличных вещах. Он советует самоотречение и созерцательную жизнь, но выше всего ставить нравственную чистоту, не связывая ее с тем или другим специальным образом жизни. Авторитет в вопросах веры и нравственности принадлежит учителям секты — гуру, но послушание им не должно быть слепо, и совесть верующего сохраняет свою свободу. Общий характер учения К. напоминает мусульманский квиетизм. Это сходство замечено было и в Индии, так что магометане считают К. одним из своих учителей, а индусы, в свою очередь, сложили предание, что К. был мусульманином, обратившимся в индуизм. Очевидной целью К. было создать индусско-мусульманскую унию, и потому он с одинаковой силой нападает как на нетерпимость Корана и фанатизм мусульманского духовенства, так и на суеверия и предрассудки своих земляков. Монотеизм ислама, чуждый всякой чувственности строгий культ его, широкое братство (в пределах мусульманской церкви) и практическая мораль произвели на К. сильное впечатление, но только в общих чертах. Он не знает хорошо мусульманского богословия: его Бог взят из Веданты, а не из Корана; в формуле посвящения новичков в его секту упоминается Рама, а монотеизм уживается с признанием большинства олицетворений индуизма. Последователи К. — Кабир-Пантхи (идущие по пути К.) — образуют теперь 12 главных подразделений, которые поддерживают взаимную связь, несмотря на некоторые различия в учении и культе. Центр их — Бенарес, но они встречаются и в Бенгалии, Гуджерате, центральной Индии и даже в Декане. Число их должно быть довольно значительно, хотя и не поддается точному определению, ввиду их стараний не отличаться по обычаям от среды, в которой они находятся. В конце прошлого века на одном из религиозных сборищ в Бенаресе их присутствовало 35000. К. почитается за святого большинством вишнуитов; многие другие реформаторские секты индусов прямо признают его авторитет, а влияние его заметно на всех. В связи с учением К. находится и самая замечательная из новых индусских сектсикхи, или сейки (см.).
Ср. H. Wilson, "Select Works" (т. I, стр. 69,153).
С. Булич.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru