Определение слова «ТАГОР»

Большой энциклопедический словарь:

ТАГОР (Тхакур) Рабиндранат (1861-194.. 1) — индийский писатель и общественный деятель; писал на бенгальском языке. Лирические стихи, отмеченные пантеистическими мотивами ("Вечерние песни", 1882) — философскими раздумьями ("Маноши", 1890; "Золотая ладья", 1893) — патриотизмом, романтической гражданственностью; книга стихов "Жертвенные песни" (или "Гитанджали", 1912, авторский перевод на английском язык). Сформировал гуманистическую концепцию "джибандебота" ("божество жизни"). Романы ("Гора", 1907-10, "Дом и мир", 1915-16) — повести, рассказы, пьесы, публицистика направлены против расовой дискриминации, религиозной нетерпимости, кастовой системы и бесправия женщины, проникнуты национально-освободительными идеями, размышлениями о правомерности насильственных и ненасильственных средств социальной борьбы. Книги по проблемам языка, литературы, философии, религии. Текст Национального гимна Республики Индия; песня "Моя Золотая Бенгалия" стала гимном Народной Республики Бангладеш. Нобелевская премия (1913).

Советская историческая энциклопедия:

Рабиндранат (7.V.1861 — 7.VIII.1941) — инд. писатель-гуманист. Писал на бенгальском яз. Многогранность деятельности Т. необычайна: он был также композитором, музыкантом, режиссером, актером, графиком, живописцем, философом, филологом, педагогом, обществ. деятелем. Т. родился в Калькутте в семье, давшей Индии многих деятелей культуры. Его дед Дварканатх Т. и отец Дебендронатх Т. — лидеры Брахмо самадж. Т. получил домашнее образование, затем обучался в уч. заведениях Индии и Великобритании. Т. много путешествовал; находясь за границей, читал лекции об Индии, выступал против колониализма. В 1930 посетил СССР. "Письма о России" Т. полны искреннего восхищения достижениями сов. народа.
=====
Перу Т. принадлежат св. 50 сб. стихов, 12 романов и повестей, св. 100 рассказов, пьесы, книги по вопросам языка и литературы, философии, религии, публицистич. статьи, учебники и пр.
=====
Начало лит. деятельности Т. относится к 1880-м гг, (поэтические сб-ки "Вечерние песни", "Утренние песни" и др.). Уже в 90-е гг. Т. получил всеобщее признание. Лучшие его произв. проникнуты бескорыстной любовью к людям. В 90-е гг. Т. создал большую часть своих реалистич. рассказов. Направленные против власти тьмы, ср.-век. предрассудков, бесправия женщины, кастовой системы, расовой дискриминации и иноземного господства, рассказы Т. полны сочувствия к тяжелой доле крестьянина и "маленького" человека города. Т. глубоко чувствовал, безоговорочно и смело осуждал зло в любых его проявлениях. Однако Т. не видел иных средств преодоления зла, кроме совершенствования личности и всеобщего просвещения.
=====
В самых значит. романах Т. "Гора" (1910) и "Дом и мир" (1916) наиболее полно раскрыта одна из ведущих тем Т. — тема национального освобождения. Гл. герой "Горы" беззаветно любит родину, горячо сочувствует ее молодым силам, поднимающимся на борьбу с колониальным режимом.
=====
В период подъема нац.-освободит. движения 1905-08 Т. примкнул к движению свадеши, но, разочаровавшись в методах "крайних" и осуждая насильственные формы борьбы, Т. вскоре отошел от него. В "Доме и мире", так же как и в публицистике 1907-08, Т. противопоставил политич. борьбе идею самосовершенствования человеческой личности.
=====
За цикл стихов "Гитанджали" (1910), проникнутых любовью к человеку, Т. в 1913 была присуждена Нобелевская премия. В 30-е гг. гуманизм Т. обретает конкретно-политич. выражение в гражданской лирике ("Конечное", 1937, "Вечерний свет", 1938, и пр.) и в публицистике (выступления против фашизма, против империалистич. агрессии). Вершиной публицистики Т. является статья "Кризис цивилизации" (1941), обличающая бурж. цивилизацию и империализм.
=====
Наследие Т., величайшего писателя совр. Индии, — часть ее ценнейшего нац. достояния. Песня Т. "Джанаганамана" ("Душа народа") стала гимном Республики Индия, а песня "Амар шонар Бангла" ("Моя золотая Бенгалия") — гимном Народной Республики Бангладеш. Произведения Т. переведены на многие языки мира. В СССР они издавались неоднократно.
=====
Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1-12, М., 1961-65.
=====
Лит.: Гнатюк-Данильчук А. П., Рабиндранат Тагор, М., 1961; Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения, М., 1961; Рабиндранат Тагор. Биобиблиографич. указатель, М., 1961.
=====
Е. В. Паевская. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ТАГОР (hkur) Рабиндранат (7 мая 1861, Калькутта – 7 августа 1941, там же) – индийский поэт, писатель, философ, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии (1913). Мировоззрение Тагора складывалось под влиянием представлений Упанишад, веданты [ВЕДАНТА]и вишнуитского мистицизма. Разделял основоположение веданты о Брахмане [БРАХМАН]как Высшей Реальности и единственном основании бытия, понимая его пантеистически. Способность к творчеству, активному созиданию считал сущностными характеристиками Бога и человека, сближающими их друг с другом. Видел наилучший путь к Богу во всепоглощающей любви к нему. В гносеологии стремился утвердить примат эмоционально-эстетического восприятия мира, в связи с чем людей искусства считал ведущими фигурами в процессе мистического познания истинной сущности Божественной Реальности.
Сочинения:
1. Соч., т. 1–12. М., 1962–65.
Литература:
1.  Литман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985.
О.В.Мезенцева

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru