Определение слова «Грюнбаум»

Большой энциклопедический словарь:

ГРЮНБАУМ (Grunbaum) Адольф (р. 1923) — американский философ науки. Опираясь на реалистическую философскую позицию, дал систематическое изложение эмпирико-реалистической концепции пространства и времени. Сторонник научного статуса психоаналитической теории и практики.

Новейший философский словарь:

ГРЮНБАУМ (Grunbaum) Адольф (р. 1923) — американский философ науки немецкого происхождения. С 1938 — в США. Профессор университета г. Бентелем (с 1956). Преподавал проблемы релятивистской теории в Питтсбургском университете (с 1960, основатель и руководитель Центра по философии науки этого учебного заведения). Основные сочинения: «Геометрия, хронометрия и эмпиризм» (1962), «Философские проблемы пространства и времени» (1963), «Современная наука и парадоксы Зенона» (1968), «Основания психоанализа. Философская критика» (1984) и др. С точки зрения Г., философская теория пространства-времени должна основываться на гносеологической по сути проблеме статуса отношений пространственной и временной конгруэнтности. Разделяя позицию «геохронометрического конвенционализма» — тезиса о конвенциональном статусе отношений конгруэнтности и одновременности, Г. полагал (в противовес схеме Ньютона), что физическому пространству и времени не присуща внутренняя метрика. Г. предложил оригинальное теоретико-множественное решение апории Зенона о метрической протяженности для случая континуума пространства-времени. Неоднократно полемизировал с концепцией научного знания Поппера (статьи «Является ли фальсифицируемость краеугольным камнем научной рациональности? Карл Поппер против индуктивизма»; «Способна ли одна теория ответить на большее число вопросов, чем другая, соперничающая с ней?»; «Является ли законным метод ниспровергающих построений в науке?»; «Вспомогательные гипотезы ad hoc и фальсификационизм»). По мнению Г., воинствующий анти-индуктивизм Поппера неоправдан и малообъясним. Точку зрения, согласно которой преимущество более новой теории определимо по тому параметру, что она оказывается в состоянии ответить на большее число вопросов по сравнению с предыдущей, Г. считал ошибочной. По Г., заказ на всеобъемлющее и всестороннее объяснение реальности (либо ее фрагмента) неисполним ни для какой научной теории. Некоторые проблемы, принципиально непостижимые, например, в модели мирообъяснения Эйнштейна, находят свое разрешение в концепции Ньютона. (Вопрос «почему орбита планеты с ничтожно малой массой, находясь в солнечном гравитационном поле, имеет форму совершенно замкнутого вокруг Солнца эллипса», по мнению Г., имеет однозначный ответ у Ньютона и выглядит «основанным на ошибочной предпосылке» у Эйнштейна). Не соглашаясь с мнением Поппера о ненаучности психоанализа вследствие его принципиальной нефальси-фицируемости, Г. акцентировал свое внимание на политических, социальных и нравственных измерениях учения Фрейда. Г. полагал, что герменевтическая интерпретация психоанализа Хабермаса — Рикера — избыточно простой и далеко не лучший экзегетический миф. Трансляция в контекст оценок человековедческих дисциплин как подходов и методик естественных наук, с одной стороны, так и избыточных версий значимости интенциональности в действиях людей, с другой, — согласно Г., одинаково недопустимы. Контент-анализ учения Фрейда, осуществленный Г., продемонстрировал принципиальную фальсифицируемость психоанализа даже в стилистике требований Поппера. По Г., подтверждением этому могут выступать: наименования ряда «культовых» исследований Фрейда (статья «Сообщение о случае паранойи, несогласующемся с психоаналитической теорией» и лекция «Ревизия теории сна»); реконструкция документальной базы психоанализа — наличие в ее массиве набора достаточно «рискованных прогнозов»; присутствие в практике сторонников Фрейда самых разнообразных, но при этом эффективных психоаналитических техник; методологическая ипостась творчества Фрейда (работы «По поводу критики невроза страха» и «Конструкции в анализе») и т.д. Психоанализ, по мнению Г., безусловно, — наука, хотя «плохая» и даже «худшая». Подвергнув реконструкции и установив теоретическое ядро учения Фрейда, Г. пришел к выводу о том, что необходимым компонентом и посредником для достаточно адекватного видения пациентом неосознаваемых причин его невроза выступает применение психоаналитического метода вкупе с его соответствующей интерпретацией. Такое же видение каузально необходимо на протяжении всего течения психоанализа с целью излечения невроза. (»Упреждающие представления должны кореллировать внутренней душевной реальности» — в этом и Фрейд, и Г. были солидарны). Одновременно ошибочные праксисы и оговорки пациента, с точки зрения Г., как правило, увязываются с тематикой его вытесненных желаний лишь вследствие явных или неявных установок психоаналитика. Цепочки же «свободных ассоциаций» раньше или позже встречают такие фрагменты психики, которые однозначно принадлежат сфере сознания (мысли пациента о жизни и смерти, например). Сама же клиническая практика и ее реальные результаты, по мнению Г., отнюдь не убеждают в том, что психоанализ занимает какое-либо исключительное положение в иерархии психотерапевтических методик.

Новая философская энциклопедия:

ГРЮНБАУМ (Gruenbaum) Адольф (род. 15 мая 1923, Кельн) – американский философ науки, ученик К.Гемпеля [ГЕМПЕЛЬ]. С 1956 – профессор университета в Бентелеме, с 1960 – профессор Питтсбургского университета и руководитель Центра по философии науки в этом университете. Грюнбаум внес вклад во многие разделы современной философии науки, прежде всего в философию физики. Одна из его основных работ – «Философские проблемы пространства и времени» (рус. пер. 1969) – представляет собой систематическое изложение эмпирико-реалистической концепции пространства и времени. Опираясь на идеи Рейхенбаха, Грюнбаум считает, что в основе философской теории пространства и времени лежит вопрос о гносеологическом статусе отношений пространственной и временной конгруэнтности. При решении этого вопроса вслед за Б.Риманом и X.Рейхенбахом он выступает в защиту реляционного подхода, утверждающего, что физическое пространство и время не имеют внутренне присущей им метрики. Выдвинутый Грюнбаумом тезис о геохронометрическом конвенционализме, т.е. о конвенциональном характере отношений конгруэнтности и одновременности, хорошо согласуется с его общей реалистической философской позицией. Опираясь на обобщения понятия времени, он принимает в качестве основного временного отношения отношение «между» (а не «раньше» и «позже»), нейтральное к конструкциям замкнутого и открытого времени.
Грюнбауму принадлежит ряд важных результатов в философии науки: он предложил теоретико-множественное решение апории Зенона о метрической протяженности для случая континуума пространства и времени; сформулировал критические аргументы против тезиса Дюэма – Куайна; выдвинул ряд возражений против концепции К.Поппера, утверждая, в частности, что метод смелых предположений и решительных опровержений является подлинным методом науки и т.п. В последние годы активно занимается философским исследованием психоаналитической теории З.Фрейда.
Сочинения:
1. Geometry, Chronometry and Empiricism. – Scientific Explanation, Space and Time. Minneapolis, 1962, p. 405–526;
2. Modern Science and Zenos Paradoxes. L., 1968;
3. Geometry and Chronometry in Philosophical Perspective. Minneapolis, 1968;
4. Can We Ascertain the Falsity of a Scientific Hypothesis? – M.Mandelbaum (ed.). Observation and Theory in Science. Baltimore – L., 1971, p. 69–129;
5. Philosophical Problemsof Space and Times, 2 enlarged ed. – Boston Studies in the Philosophy of Science, v. 12. Dordrecht – Boston, 1973;
6. Is Falsifiability the Touchstone of Scientific Rationality? Karl Popper Versus Inductivism. – Essay in Memory of 1. Lakatos. Dordrecht – Boston, 1976, p. 213–52;
7. The Foundations of Psychoanalysis: a Philosophical Critique, Berkeley, 1984;
8. Теория Фрейда и философия науки. – «ВФ», 1991, № 4, с. 90–106.
Литература:
1. Feyerabend Р.К. Comments on Grunbaums «Law and Convention in Physical Theory». – Current Issues in the Philosophy of Science. N. Y., 1961;
2. Putnam H. An Examination of Gruenbaums Philosophy of Science. – The Delaware Seminar, v. 2. N. Y. – L., 1963, p. 205–55.
В.Н.Садовский

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Therese Grnbaum) — нем. певица (1791-1876), дочь композитора Мюллера, пользовавшегося в свое время известностью; была прекрасной драматической колоратурной певицей, благодаря чему ее прозвали нем. Каталани. В особенности пользовалась выдающимся успехом в опере "Эврианта", написанной для нее Вебером. Была замужем за органистом и проф. пения Г.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru