Большой энциклопедический словарь:
ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео (1873-1938) — немецкий этнограф, исследователь народов Африки. Автор теории культуры как особого социального организма.
Словарь по культурологии:
Лео Фробниус (Frobenius) (1873-1938)
нем. этнограф, африканист. Работая научно-техн. работником Бремен. музея, заинтересовался культурами народов Африки, неск. лет изучал их по музейным коллекциям и лит-ре; издал кн. “Происхождение афр. культур” (1898), сразу поставившую его в ряд крупнейших африканистов. В 1904 ему удалось, собрав средства, совершить свою первую экспедицию в Африку (в бассейн р. Касаи и Нижнего Конго). За ней последовало 11 экспедиций большого масштаба, в ходе к-рых был собран огромный материал по археологии, культуре и истории народов Африки. С 1925 Ф. обосновался во Франкфурте-на-Майне; создал там Исследоват. ин-т по морфологии культуры (в 1946 переименован в Ин-т Фробениуса). Ф. — талантливый организатор науки, поднявший африканистику на новую, более высокую ступень развития.
Уже в “Происхождении афр. культур” Ф. впервые в этногр. практике ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к книге, до сих пор представляет несомненную научную ценность. Ф. в этой работе предпринял попытку выявить в пределах Африки культурные провинции (“круги”), каждая из к-рых характеризовалась наличием ряда признаков, гл. обр. из сферы материальной культуры. Наряду с Ратцелем (см. Ратцель) Ф. был основоположником концепции культурных кругов (см. Культурных кругов теория), к-рая в дальнейшем была подхвачена Ф. Гребнером, Б. Анкерманом и получила широкое распространение. Но в отличие от последних Ф. понимал культурный круг не как простой набор явлений культуры, а как целостный комплекс. Выделив “зап.-афр. культурный круг”, Ф. обратил внимание на поразит. сходство многих его черт с культурой Новой Гвинеи и др. областей Меланезии. Приписывая этой культуре происхождение из Юго-Вост. Азии, он назвал ее “малайско-нигритской”. По Ф., в Африке было еще две “азиат.” культуры: более ранняя “индийская”, оказавшая большое влияние на Сев. и Сев.-Вост. Африку, и более поздняя “семитическая”, в какой-то степени сказавшаяся на Сев. Африке. Под всеми этими “чужеземными” культурами скрывалась сохранившаяся лишь в обломках древнейшая “нигритская” культура, общая с культурой Австралии и самыми древними слоями океанийских культур. Из смешения этой культуры с “малайско-нигритской” и “азиатской” родилась принципиально новая, специфичная только для данного континента “афр. культура”.
Т. о., Ф. создал новый, противостоящий Эволюционизму, подход к этногр. материалу, к-рый получил название Диффузионизма. Согласно этому взгляду, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культуры возникают в рез-те соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции.
Развивая идею целостности культур, Ф. пришел к выводу, что каждая из них представляет собой особое органич. существо. “Я утверждаю, — писал он, — что каждая культура развивается как живые организмы, она, следовательно, переживает рождение, детство, зрелый возраст и старость и, наконец, умирает”. Понятие об-ва в концепции Ф. отсутствует. Поэтому культура никак не может выступать у него как продукт об-ва, она не создается ни людьми, ни народами. Не культура — продукт людей, а, скорее, наоборот, люди суть продукты культуры. “Весь процесс развития культуры проявляется в своей истинной независимости от человека... Культура растет сама по себе, без человека, без народа”. Люди — всего лишь носители, точнее, носильщики культур, не более. У Ф. нет какой-либо опр. концепции всемирной истории, базирующейся на понятии локальной культуры. Но несомненно влияние изложенных выше взглядов Ф. на истор. построения Шпенглера.
Развивая свою “морфологию культуры”, Ф. выделяет в ней “анатомию культуры” и “физиологию культуры”, наделяет культуры полом, а затем и особого рода душой, к-рую он именует “пайдеума”. Применение этих новых концептуальных построений к анализу конкр. культур, прежде всего Африки, ведет к тому, что его схемы все больше расходятся с действительностью. В Африке он выделяет “теллурич.” и “хтонич.” культуры: первая как бы стремится вверх, а второй присуще стремление зарыться в землю и т. п.
Работам Ф. присущи явные противоречия. Хотя его концепция исключала признание стадий развития, единых для всего человечества, он то и дело пытается создать общую периодизацию мировой истории. Согласно одной из них, в истории человечества выделяются четыре стадии: детство, для к-рого характерны демонология и мифол. культуры; юность — эпоха возникновения великих религий (зороастризма, буддизма и т. п.); зрелость — время возникновения философии, разрушившей гармонию между человеком и миром; старость — эпоха науки и техники, время материализма индустриальных об-в.
В кн. “Власть судьбы” Ф. развивает идеи, созвучные с нацистскими. Во втором издании книги (1938) он приветствует “нем. революцию” (т. е. гитлеровский переворот), положившую начало “обновлению” Германии.
Соч.: Der Ursprung der Kultur. Bd. 1; Der Ursprung der afrikanischen Kulturen. В., 1898; Das Zeitalterdes Sonnengottes. B. 1904; Und Afrika spracht. Bd. 1-3. В.,1912-13; Paideuma. Munch., 1921; Das unbekannte Afrika. Munch., 1923; Das sterbende Afrika. Munch., 1923; Eriebte Erdteile.Bd. 1-7. Fr./M., 1925-29; Kultuigeschichte Afrikas. Z., 1933: Schicksalskunde. Weimar, 1938.
Лит.: Leo Frobenius. Lpz., 1933; Jahn J. Leo Frobenius: the Demonic Child. Auctin, 1973; Хаберланд Э. Лео Фробениус, постигший дух Африки // Курьер ЮНЕСКО. 1973. № 10; Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Бюттнер Т. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения // Изучение истории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.
Ю. И. Семенов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Советская историческая энциклопедия:
(Frobenius), Лео (29.VI.1873 — 9.VIII.1938) — нем. этнограф-африканист. Начиная с 1904 в своих 12 экспедициях Ф. исследовал почти всю Африку и собрал огромный материал по археологии, этнографии и истории афр. народов. Однако интерпретируется этот материал в трудах Ф. весьма субъективно и с идеалистич. позиций. Согласно его теории морфологии культуры, каждая культура является самостоятельно живущим организмом, содержащим мистич. начало — "душу". Народы рассматриваются не как создатели, а лишь как носители культуры. Ф. правильно возражал против изображения африканцев доколон. периода как варваров, он одним из первых выявил богатства их древней самобытной цивилизации. Но Ф. ограничивал культуру африканцев анахронич. традициями, считая, что общение с мировой цивилизацией, совр. наукой и техникой им не нужно; отказывал афр. народам в способности к самостоятельному дальнейшему развитию как в области общественно- политической, так и в сфере просвещения и науки. Ф. видел для народов Африки лишь перспективу колон, подчинения. Исследования Ф. объективно помогали герм. империализму эксплуатировать колонии на Афр. континенте, а после 1-й мировой войны — сохранить влияние Германии в Африке.
=====
Соч.: Und Afrika sprach, Bd 1-3, В., 1912-13; Erlebte Erdteile, Bd 1-7, Fr./M., 1925-29; Kulturgeschichte Afrikas, Z., 1954.
=====
Лит.: Толстов С. П., Расизм и теория культурных кругов, в кн.: Наука о расах и расизм, М.-Л., 1938.
=====
Б. И. Шаревская. Москва.
Социологический словарь:
Фробениус (Frobenius) Лео (29.06.1873, Берлин-09.07.1938, Би-ганцоло Селаска) — нем. филолог, этнограф, историк-африканист и культуролог, основатель культурно-морфологической школы. Первоначально Фробениус стоял на позициях диффузионизма, затем перешел на позиции биологизма.
В соответствии с его культурно-морфологическими воззрениями, каждая культура создается природой в опред. географических условиях под влиянием тех или иных видов хозяйственной деятельности, но независимо от воли человека, являющегося только носителем, но не создателем культуры. Культура подобна живому организму, наделенному мистической "душой", которая самостоятельно, по своим внутренним законам родится, живет и умирает.
Фробениус конструировал культурные круги, подобно сторонникам культурно-исторической школы, пользовался методом послойного углубления, предлагая послойно освобождать современную культуру от привнесений извне, что позволит вычленить древнейшую культуру в чистом виде. Участвуя в многочисленных экспедициях, Фробениус собрал богатейший материал по истории, археологии, этнографии и фольклору многих африканских, народов, показал богатство и своеобразие африканской культуры, ее влияние на мировую культуру.
Соч.: 1) Детство человечества. СПб., 1910.2) Und Afrika sprach. Bd. 1-3. В., 1912-1913. 3) Atlantis: Volksmarchen und Volksdichtungen Afrikas. Bd. 1-4. Jena, 1920-1923. 4) Eriebte Erdteile. Bd. 1-7. Fr./M., 1925-1929. 5) Kultur-geschichte Afrikas: Prolegomena su einer histo-rischen Gestaltlehre. Z., 1933.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025