Определение слова «ФРИДМАН»

Большой энциклопедический словарь:

ФРИДМАН (Friedman) Джером Айзек (р. 1912) — американский физик. Труды по физике элементарных частиц и теории поля. Фридману принадлежат основополагающие исследования кварковой структуры элементарных частиц. Нобелевская премия (1990, совместно с Г. Кендаллом и Р. Э. Тэйлором).
ФРИДМАН (Friedman) Йона (р.1923) — французский архитектор венгерского происхождения, теоретик искусств. В 1958 организовал "Группу по изучению мобильной архитектуры" (GEAM) — исследовавшую возможности внесения изменений в архитектурное пространство, не разрушая конструктивной основы здания. Первые проекты группы опубликованы в 1960 в Японии при участии К. Танге. Автор книги "К научной архитектуре" (1971).
ФРИДМАН (Friedman) Херберт (р. 1916) — американский астроном, один из основоположников внеатмосферной астрономии. Впервые измерил излучение звезд в далекой ультрафиолетовой области. Провел многочисленные исследования космических излучений: рентгеновского и гамма-, зарегистрированных с помощью ракет и спутников.

Новейший философский словарь:

ФРИДМАН Александр Александрович (1888-1925) — российский физик, механик и математик, оказавший существенное влияние на развитие современной космогонии (теория нестационарной Вселенной). Профессор (1918). В 1914-1917 осуществлял работы по организации аэронавигационной и аэрологической службы в русской армии. В 1918-1920 профессор механики Пермского университета. С 1920 был профессором Петроградского университета и др. высших учебных заведений Петрограда. В 1920-1925 работал в Главной физической обсерватории и незадолго до смерти был назначен ее директором. В июле 1925 с научно-исследовательскими целями совместно со стратонавтом П.Ф. Федосеенко поднялся на аэростате на рекордную высоту (7,4 км). В гимназические годы (совместно с Я.Д. Тумаркиным) опубликовал две статьи по теории чисел, которые были одобрены Г. Гильбертом. Во время учебы на 1 курсе Петербургского университета был удостоен золотой медали за работу по теории чисел (совместно с Тумаркиным). В 1916-1917 опубликовал результаты исследований атмосферных вихрей. В последующие годы работал в основном в области механики сжимаемой жидкости, теории турбулентности, физики атмосферы, динамической метеорологии, релятивистской космологии. В 1922 вывел общее уравнение для определения вихря скорости, которое имеет фундаментальное значение в теории прогноза погоды. Заложил основы теоретической метеорологии. Получил принципиально важные результаты в решении проблемы турбулентности. В 1924-1925 (совместно с Л.В. Келлером) указал систему характеристик структуры турбулентного потока, построил замкнутую систему уравнений и др., что составило основу современной статистической теории турбулентности. Первым (совместно с В.К. Фредерик-сом) познакомил русских физиков с общей теорией относительности А. Эйнштейна. В 1922-1923 в статьях «О кривизне пространства» и «О возможности мира с постоянной отрицательной кривизной пространства» предложил нестационарные решения гравитационного уравнения А. Эйнштейна, которые стали одним из выдающихся достижений мировой науки в познании и понимании Вселенной. Показал, что геометрические свойства Вселенной должны изменяться со временем и доказал возможность существования нестационарной Вселенной. Создал теорию и математическую модель нестационарной (расширяющейся) Вселенной, согласно которой расстояние между отдаленными астрономическими объектами возрастает со временем со скоростью приближенно пропорциональной расстоянию между ними. В 1929 Э. Хаббл, исследуя световое излучение космических объектов обнаружил его смещение к концу спектра (»красное смещение»), которое объяснил «доплеровским эффектом» (эффектом Доплера). Это открытие явления разбегания галактик явилось экспериментальным подтверждением расширения Вселенной. Теория Ф. о нестационарной (расширяющейся) Вселенной легла в основу современной космологии и нового философского понимания мира.

Новая философская энциклопедия:

ФРИДМАН (Friedmann) Жорж (13 мая 1902, Париж – 15 ноября 1977, там же) – французский социолог и философ; ведущий представитель французской школы социологии труда. Окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицее в Бурже. В 1930-х гг. неоднократно посещал СССР; наблюдения над индустриализацией в России подытожены в ряде трудов. С января 1941 – участник Сопротивления. С 1949 – профессор Национальной консерватории искусств и ремесел и Института политических исследований. Президент Международной социологической ассоциации (1956–59). Председатель Совета латиноамериканского факультета социальных наук при ЮНЕСКО (1958–63). Основатель Центра массовых коммуникаций (1960).
Главные направления исследований – социология труда и досуга, проблемы технической цивилизации. Современный раздробленный индустриальный труд – переходная, патологическая (если сопоставить ее с требованиями человеческой природы) форма труда. Автоматизация не может существенно изменить дегуманизированный характер индустриального труда, связанный с его «обездуховлением» и механизацией, с утратой «поливалентным индивидом» прошлого – ремесленником – мастерства, разносторонней сноровки. Автоматизация несет с собой рост интенсивности труда, новые формы нервного переутомления, усугубление отчуждения, она не достигает главной цели: заставить технику служить достоинству и культуре индивида. Ошибочность научной организации труда в том, что она исключает обращение к наиболее глубоким потребностям и способностям индивида. Труду должна быть возвращена ценность троякого рода – интеллектуальная, моральная, социальная. Для душевного равновесия человека и его укорененности в социальной среде труд имеет основополагающее значение (досуг не может выполнять эту роль).
Согласно Фридману, техническая цивилизация«великая авантюра» 20 в., недуг, принимающий все новые формы. Техническая среда воздействует хаотически, все больше угрожая ценностям индивида и культуры. В порочном круге «производствопотребление» человек воспринимает мир как Bestand (по Хайдеггеру), становится «концессионером планеты», переходит от «жизненного» к «рациональному». Фридман выступает против новых технократических мифов: культа технических инноваций, эффективности, производительности, постоянного экономического роста. Но возможны, по Фридману, и блистательные перспективы: государство должно признать себя ответственным за формирование индивида с детства не только через образование, но и через техническую среду, и особенно через массовые коммуникации. Задачаустановить равновесие, с одной стороны, между индивидом, которому нужна полная свобода в познании, жизни, любви, и необходимым «просвещенным деспотизмом», дирижизмом, умеряемым децентрализацией и прогрессивным участием граждан, с другой стороны.
Сочинения:
1. Problemes du machinisme en U. R. S. S. et dans les pays capitalistes. P., 1934;
2. Leibniz et Spinoza. P., 1946;
3. Ou va le travail humain? P., 1950;
4. Le travail en miettes: Specialisation et loisirs. P., 1956;
5. Cept tudes sur lhommes et la technique (Le pourquoi et le pour quoi de notre civilisation technicienne). P., 1966.
Г.M.Тавризян

Социологический словарь:

Фридман (Friedmann) Жорж (13.05.1902. Париж-15.11.1977, там же) — франц. социолог. Проф. Института политических исследований при Парижском университете (1949-1962), директор отдела социологических исследований при Национальном центре научных исследований (1949-1951), президент Международной социологической ассоциации (1956- 1959), президент Латиноамериканского факультета социальных наук при ЮНЕСКО (1958-1964), основатель Центра исследований массовых коммуникаций, редактор журнала "Sociologie du travail", один из издателей ежегодника "Annales, economies, societes, civilisations".
Сфера интересов Фридмана — социологические проблемы "индустриального общества" и его культуры, взаимоотношения сельской и городской культур. Фридман был одним из ведущих представителей французской школы социологии труда, для которой характерно рассмотрение труда не только с точки зрения его функционирования в промышленной организации, но с более широких социально-философских позиций. Анализируя труд в связи с социальной структурой, эволюцией техники и различными социальными процессами (рабочее движение, увеличение досуга и проч.), Фридман остро критиковал современные ему формы труда. Разделение труда, расчленение его на частичные функции приводит, по Фридману, к дегуманизации труда и вызывает у рабочего психологическую напряженность и неудовлетворенность трудом. Человек уже не может в процессе труда полностью реализовать свою личность.
По мн. Фридмана, ни прогресс техники, ни изменение формы собственности не решают острых социальных и социально-психологических проблем дегуманизированного труда. Вместе с тем Фридман не отрицал, что социальная структура оказывает существенное влияние на взаимоотношение техники и человека. Смысл социологии труда Фридман видел в том, чтобы в современных условиях найти формы повышения ценности труда в направлении интеллектуального, морального и социального совершенствования и способы реализации личности вне трудовой деятельности.
Соч.: 1) De la Sainte Russie a l`URSS. P. 1938. 2) Villes et campagnes, civilisation urbain et civilisation rurale en France. P., 1953. 3) La puissance et la sagesse. P., 1970.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru