Определение слова «ФИЕСТ»

Большой энциклопедический словарь:

ФИЕСТ (Тиест) — в греческой мифологии сын Пелопса, брат Атрея.

Энциклопедия литературных героев:

ФИЕСТ — — герой трагедии Л.Аннея Сенеки «Фиест» (о датировке см. статью «МЕДЕЯ»). Древность знала пятнадцать трагедий, посвященных судьбе несчастного сына Пелопса, но до нас дошла только трагедия Сенеки; от остальных остались настолько незначительные фрагменты, что определить отношение образа Ф. у Сенеки к прототипам достаточно сложно. Очевидно, однако, что характер главного героя полностью самостоятелен и независим от предшественников: Сенека делает его проповедником истин стоической философии, мало смущаясь противоречиями, которые возникают при столкновении сюжета с этими истинами. Ф. обманно призван своим братом Атреем, чтобы разделить с ним царскую власть (а у последнего были причины для ненависти к Ф.: тот похитил у Атрея золо-торунную овцу, обладатель которой имел право на царскую власть в Микенах, соблазнив его жену Аэрону и заставив сомневаться в том, действительно ли Агамемнон и Менелай -его дети). Атрей изображен как циничный и жестокий тиран, некоторые его реплики напоминают Тиберия («Пусть убивает мягкий владыка; в моем царстве смертьпредмет желания»; преемник Августа сказал о Карвилии, покончившем с собой в тюрьме: «Он ускользнул от меня»). Ф. чувствует, что его ждут несчастья, и не желает идти на призыв брата; при этом он настолько привык к нищете и несчастьям, что уже и не желает царской власти: «Преступления не входят в хижины; безопасную чашу берут со скудного стола, а яд пьют из золота». Сын Ф. Тантал, радующийся перемене жребия отца, уговаривает его спешить и не отказываться от милостей брата. Ф. боится за детей, предчувствует нечто ужасное. Он ласково и благодарно приветствует Атрея, желая победить его великодушием, и вручает ему детей как залог верности. Атрей убивает детей брата, как жрец — жертву, у алтаря, невзирая на жуткие предзнаменования, исполнив все положенные обряды, и готовит страшную трапезу для брата. Описания пира (как пристрастное — Атрея, так и незаинтересованное — вестника) обнажают гнусное зрелище, несовместимое с той высокой мудростью, которую Ф. высказывал при своем появлении: «Отец разрывает сыновей, жует гибельным ртом свое собственное тело». После трапезы Ф. вновь во власти своих мрачных предчувствий. Атрей раскрывает ему истину, и он, окончательно сломленный, молит о смерти — или для обоих, или хоть для себя. Конец трагедии плохо согласуется с остальным ее содержанием: Атрей объявляет Ф., что тот сам готовил ему подобную участь и лишь был опережен (на что вовсе нет намеков в прочих частях и что выглядит явным противоречием: микенский царь не мог упустить это обстоятельство, рассуждая с наперсником о своей мести). Возможно, это влияние одного из прототипов: известно, что у Акция Ф. возвращался со злобными замыслами по отношению к брату. Противоречия образа Ф. в трагедии никак не мотивированы, и с точки зрения драматической техники они могли бы оправдать самую жесткую критику в адрес Сенеки.
Лит.: Г.Буассье. Оппозиция светских людей
//Г.Буассье. Оппозиция при Цезарях. СПб., 1993; Ranke L. Tragodien Senecas
//Abhandlungen und Versuche. Leipzig, 1888.
А.И.Любжш

Мифологическая энциклопедия:

Тиест (), в греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии, брат Атрея. Чтобы доказать свое право на царский престол в Мике-нах, Ф. соблазнил жену Атрея Аэропу и при ее помощи выкрал из стада Атрея златорунную овечку, обладатель которой должен был получить царскую власть. Однако обман был разоблачен богами, а Атрей отомстил Ф., подав ему в качестве угощения мясо его собственных детей (Eur. El. 699-725; Orest. 995-1000; Apollod. epit. II 10- 12). Ф. проклял род Атрея и обратился к дельфийскому оракулу с просьбой указать ему средство отмщения. Оракул велел ему вступить в сношение с собственной дочерью Пелопией, от которой родится будущий мститель — Эгисф. Эта черта в мифе, отражающая древнейшую стадию половых отношений и представлений о кровной мести внутри рода, в более поздней мифологической традиции была заменена версией о невольном насилии Ф. над неузнанной им Пелопией, которая после изгнания Ф. из Аргоса воспитывалась у царя Феспрота в Сикионе и считалась его дочерью (о ее истинном происхождении никто не знал). Зачав от Ф., Пелопия вскоре была выдана замуж за овдовевшего Атрея; рожденного ею сына она велела подбросить, но воспитанный пастухами юноша Эгисф привлек внимание Атрея; он усыновил его и вскоре затем велел ему убить захваченного Ф., для чего вооружил Эгисфа мечом; этот меч Пелопия в ночь совершенного над ней насилия вырвала из ножен у Ф. По этому мечу Ф. узнал в Эгисфе своего сына и раскрыл перед ним преступление Атрея, который и погиб от руки Эгисфа (Hyg. Fab. 87, 88, 258; Apollod. epit. II 13-14). Ф. стал царем Микен, но впоследствии был изгнан царем Спарты Тиндареем, возвратившим царский трон в Микенах сыну Атрея Агамемнону (Tzetz. Chil. I 456-465). Могилу Ф. еще во 2 в. показывали по дороге из Микен в Аргос (Paus. II 18, 1).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru