Определение слова «ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ»

Большой энциклопедический словарь:

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (?-сер. 16 в.) — русский мыслитель, писатель, протопоп одной из кремлевских церквей в Москве, член кружка книжников митрополита Макария. Обличал стяжательство, предлагал реформу финансового обложения и землеустройства для улучшения положения крестьян.

Большая советская энциклопедия:

Ермолай-Еразм
(р. в 10-х гг. 16 в. — умер около середины 16 в.)
русский писатель, публицист, церковный деятель. Протопоп дворцового собора в Москве, Е. входил в кружок образованных книжников, группировавшихся возле митрополита Макария (См. Макарий). Разделяя взгляды Иосифа Волоцкого о сильной и воинствующей церкви (см. Иосифляне), Е. выступал против ересей, развивая в своих сочинениях антибоярские мотивы, обличая корыстолюбие и стяжательство вельмож. В 1549 написал для молодого царя Ивана IV Васильевича важнейшее своё сочинениетрактат «Благохотящим царем правительница и землемерие» (руководство по управлению государством и измерению земли), в котором была дана утопическая программа общественного переустройства, заключающаяся главным образом в ряде земельных реформ. Он предлагал ввести для крестьян единый налог, равный 1/5 тех продуктов, которые они производят, переселить помещиков в города для быстрейшей мобилизации в случае государственной надобности. Е. считал, что феодалы должны стать как бы чиновниками государства, размер земельных владений которых зависел бы от занимаемой должности. Е. предлагал для предупреждения народных волнений улучшить положение народа рядом законодательных актов. В последние годы жизни отошёл от социальных и политических проблем и обратился к теологии.
Лит.: Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV — 1-й пол. XVI вв., М., 1960; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.

Советская историческая энциклопедия:

(светское имя — Ермолай, в монашестве — Еразм) (р. не позже 10-х гг. — ум. не ранее 1-й пол. 60-х гг. 16 в.) — рус. мыслитель и публицист. В кон. 40-X гг. 16 в. — священник в Пскове, позжепротопоп дворцового собора Спас на Бору в Москве. В Пскове Е.-Е. написал свои первые лит. произв. — "Зрячая Пасхалия", "Послание Кир-Софронию"; возможно, он — автор "Повести о Петре и Февронии". Расцвет публицистич. деятельности Е.-Е. относится к кон. 40-х-50-м гг. 16 в., когда он написал "Поучение в своей душе", "Слово и рассуждение о любви и правде", "Слово к верным" и др. Е.-Е. разделял иосифлянскую теорию сильной воинствующей церкви (см. Иосифляне), резко выступал против ересей. В этих соч. он развивал антибоярские мотивы, обличал стяжание и корыстолюбие светских вельмож. Возмущение Е.-Е. актами обществ. и личной несправедливости сопровождается проповедью непротивления злу и ненасилия. В 1549 появился его трактат "Благохотящим царем правительница и землемерие". В нем Е.-Е. предлагал: 1) объединить многочисл. крест. повинности в единый натуральный оброк в размере 1/5 продуктов земледельч. или промыслового труда крестьян; 2) провести землемерную реформу (укрупнение землемерной единицызамена четверти квадратной верстой) при отсутствии собственной барской запашки; переселить помещиков в города, чтобы их быстрее можно было мобилизовать в случае необходимости; 3) дворянам за службу давать только землю без дополнит. ден. вознаграждения, причем величина высшего надела не должна превышать низший более чем в 8 раз; 4) удовлетворять потребности служилых людей и гос. казны в деньгах исключительно путем реализации на гор. рынках избыточных продуктов; 5) пополнять царскую казну за счет отчуждения 1/5 доли продуктов, получаемых крестьянами на землях, отводимых специально для казны. Осн. идея проекта Е.-Е. — примирить противоречивые интересы царя, служилых людей, торговцев, крестьян при сохранении отношений феод. зависимости. Суждения Е.-Е. о значении труда "ратаев" для общества и осуждение эксплуататоров-феодалов были глубоко прогрессивны, но его позитивная программа представляла собой патриархальную антиист. утопию. В 1-й пол. 50-х гг. 16 в. он выступил с краткими посланиями Ивану IV ("Главы о увещании утешительном царем..."). В "Главах" 1553-56 он выступил с осуждением политики Ивана IV в той мере, в какой ослабевал ее созвучный убеждениям Е.-Е. дух компромисса. Одна из "утешительных глав" обращена к "В скорбех боляром и всем вельможам от сану избывших". Это предопределило его опалу.
=====
В последний период жизни Е.-Е. отошел от социально-экономич. и политич. проблем и обратился к теологии и теологизированной философии, выступал против еретич. учений, написав т. н. "Большую и малую трилогии", ряд кондаков и тропарей христианским святым. В этих соч. Е.-Е. пытался дать целостное теоретич. обоснование православно-ортодоксального мировоззрения. В монастыре Е.-Е. заново переписал свои соч., расположив их в таком порядке, к-рый последовательно ведет от его общих взглядов в теолого-филос. трактатах к его социальным взглядам и от них к его политич. и экономич. взглядам, изложенным в "Правительнице". Е.-Е. сознавал обществ. значение своих соч., называя их "огненным оружием", предназначенным "пожигать смыслы" ненавистных ему бояр.
=====
Лит.: Ржига В. Ф., Лит. деятельность Ермолая-Еразма, ЛЗАК, т. 33, Л., 1926; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958 (библ.); Колесникова Т. A., Общественно-политич. взгляды Ермолая-Еразма, Тр. ОДРЛ, т. 9, М.-Л., 1953; Клибанов А. И., Сб. соч. Ермолая-Еразма, там же, т. 16, М.-Л., 1960; его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник рус. обществ. мысли, ИЗ, т. 65, М., 1959; его же, "Самобытийная ересь", ВИРА, т. 4, М., 1956.

Новая философская энциклопедия:

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (Ермолай Прегрешный) (16 в.) – русский писатель-публицист. В 40-е гг. жил в Пскове, в 50-е – в Москве. В 60-х гг. постригся в монахи. Вместе с митрополитом Макарием участвовал в создании жизнеописаний русских святых. По своим взглядам близок иосифлянам [ИОСИФЛЯНЕ], был твердым и убежденным сторонником официального православия и сильной царской власти. В популярной в 16 в. «Книге о Троице» касался различных вопросов церковной догматики, отстаивал принцип троичности Божества в полемике с антитринитариями. В трактате «Благохотящим царем правительница» предлагал проект социальных реформ, которые смогли бы разрешить многие социальные проблемы, в т.ч. улучшить положение крестьян.
Издания:
1.  Клибанов А.И. Сб. соч. Ермолая-Еразма. – В кн. «Труды Отдела древнерусской литературы». М.–Л., 1960, т. 16, с. 178–207.
Литература:
1. Клибанов А.И. Реформационные движения в России. М., 1960.
Е.Н.Бутузкина

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru