Определение слова «ПЕРЕСВЕТОВ»

Большая советская энциклопедия:

Пересветов
Иван Семенович (гг. рождения и смерти неизвестны), писатель-публицист, представитель передовой русской общественно-политической мысли середины 16 в. Выходец из западнорусских земель, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. В 20—30-х гг. 16 в. служил в польско-литовских войсках. В конце 1538 или начале 1539 через Молдавию выехал на Русь. В конце 1549 П. передал свои сочинения («две книжки») Ивану IV Васильевичу Грозному (См. Иван IV Васильевич). В сочинениях (сохранились в списках 17 в.), изложенных в виде сказаний о взятии Царьграда Магмет-Салтаном, П. выступает обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников», то есть дворян. Продвижение по службе, по П., должно было происходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой». П. обличал вельмож и призывал к царской «грозе». Был сторонником наступательной политики по отношению к Казанскому ханству. П. отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов. Во внутренней политике отстаивал необходимость сильной самодержавной власти. Его программа государственных реформ совпадала в значительной степени с политикой Избранной рады (См. Избранная Рада). Однако утверждение П., что «правда» выше «веры», а также осуждение им всякого «закабаления» не могли быть одобрены Иваном IV. Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Придавал огромное значение книгам и философской «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований. Соч. П. написаны простым, энергичным языком, почти свободным от элементов церковнославянской речи, близким к фольклору и устной речи.
Соч.: Соч., М. — Л., 1956.
Лит.: 3имин А. А., И. И его современники, М., 1958.
Зимин А. А.

Советская историческая энциклопедия:

Иван Семенович (гг. рожд. и смерти неизв.) — писатель-публицист, представитель передовой рус. общественно-политич. мысли сер. 16 в. Выходец из рус. земель, захваченных литов. феодалами, "королевский дворянин" Вел. княжества Литовского В 20-30-х гг. 16 в. П. служил в отрядах польско-литов. войск, принимавших участие в войне Фердинанда I Чешского и Яноша Запольяи за венг. корону. В кон. 1538 или нач. 1539 П. выехал на Русь. В кон. 1549 П. обращался к Ивану IV Грозному и передал ему свои сочинения ("две книжки"), возможно, "Сказания о Магмет-Салтане и царе Константине", а также "Челобитные". Дальнейшая судьба П. неизвестна. Есть предположение, что П. погиб во время антиеретических процессов сер. 10 в.
=====
В своих соч. (сохранились в списках 17 в.), изложенных в виде сказаний о взятии Царьграда Магмет-Салтаном, П. выступает обличителем боярства, за удовлетворение осн. требований "воиников", т.е. дворян. Продвижение людей по службе, по его мнению, должно было происходить в соответствии с личной выслугой, а не "породой". П. ратовал за создание постоянного войска стрельцов "огненного бою" (вооруженных огнестрельным оружием) численностью в 300 тыс. чел. П. выступал сторонником наступательной политики по отношению к Казанскому ханству. Он отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов. Во внутр. политике П. отстаивал необходимость сильной самодержавной власти. Его программа гос. реформ отвечала потребностям развития Рус. централизованного гос-ва и совпадала в значит. степени с политикой Избранной рады. В своих социальных и филос. взглядах П. выходил за рамки дворянской ограниченности. Не выступая против крепостнич. отношений в целом, он критиковал их отд. стороны, высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. П. критиковал внутрицерк. порядки на Руси, утверждал в духе реформационных учений тезис о том, что бог любит больше не веру, а правду. П. придавал огромное значение книгам и филос. "мудрости", к-рыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований. Взгляды П. представляли собой крупный вклад в развитие рус. и мировой общественно-политич. мысли. Его соч. написаны простым, энергичным языком, почти свободным от элементов церков-послав. речи.
=====
Соч.: Соч., М.-Л., 1956.
=====
Лит.: Ржига В. Ф., И. С. Пересветовпублицист XVI в., М., 1908; Полосин И. И., О челобитных Пересветова, "Уч. зап. МШИ им. В. И. Ленина", 1946, т. 35, в. 2; Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Philipp W., I. Peresvetov und seine Schriften zur Erneueruns des Moskauer Reiches, "Osteuropische Forschungen", N. F., Bd 20, В., 1935.
=====
А. А. Зимин. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович (сер. 16 в.) – русский мыслитель-публицист. Выходец из Западной (Литовской) Руси, ок. 1539 приехал в Москву. Основные сочинения – «Сказание о книгах», «Сказание о Магмете салтане», «Первое предсказание философов и докторов», «Малая челобитная», «Второе предсказание философов и докторов», «Сказание о царе Константине» и «Большая челобитная» – были написаны в кон. 40-х гг. 16 в. и переданы Ивану IV. В них предлагались проекты государственных и социальных преобразований. Пересветов обосновывал необходимость «грозной» и высокопросвещенной царской власти, опирающейся на храбрых «воинников» и мудрых наставников, способных обуздать расточительность самоуправства «вельмож» и паразитизм «ленивых богатых». Доказывал, что личная свобода граждан – основа благополучия государства, ибо свобода порождает храбрость, отвагу и инициативу, а холопство и рабство убивают их. Закабаление объявлял порождением дьявола, источником нравственного зла и причиной оскудения государства. «Правду» (справедливость) предпочитал вере: «Бог не веру любит – правду». Он безразлично относился к обрядовой стороне православия и межконфессиональным схоластическим спорам, объявил «мудрость» одной из важнейших добродетелей человека. Как и многие гуманисты, полагал, что мудрость требует активного вмешательства в жизнь общества, а обладание ею считал неотъемлемым качеством идеального монарха.
Сочинения:
1. Соч. И.С.Пересветова, подг. текста А.А.Зимина. М.–Л., 1956.
Литература:
1. Зимин А.А. И.С.Пересветов и его современники. М., 1958;
2. Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 2, 2-я пол. 14–16 вв. Л., 1989.
А.И.Макаров

Словарь русских фамилий:

Приставка пере- в старом русском языке в ряде случаев означала «очень», «чрезвычайно», то есть то же, что современная приставка пре-: преяркий, премилый. Отсюда Пересветпресветлый, очень светлый. В древности это слово служило личным именем, его, в частности, носил один из героев Куликовской битвы. (Ф)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Иван Семенович — публицист конца XVI и начала XVII в.; приехал в Москву из Литвы, служил у "короля венгерского и чешского" и оставил два произведения: "Сказание о царе турском Магмете како хоте сожещи книги греческие и Сказание о Петре Волосском воеводе, како писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу вся Руси" ("Ученые Записки Казанского университета", 1865, т. I; имеет целью доказать правоту греческой веры) и "Епистола к Иоанну IV" (напечатана в сокращении у Карамзина в "Истории государства Российского", т. IX, пр. 849). В последней, кроме автобиографических данных о самом составителе (называющем себя потомком Пересвета), интересно стремление автора оправдать поступки Грозного и выяснить состояние России в царствование Иоанна IV. Автор высказывается за уничтожение воеводских кормлений, местничества, несвободного состояния. Соловьев ("История России", т. VI, 220, и прим. 85) считает "Епистолу" произведением опричника.
В. Р—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru