Определение слова «ДРИШ»

Большая советская энциклопедия:

(Driesch)
Ханс (28.10.1867, Крёйцнах, — 16.4.1941, Лейпциг), немецкий биолог и философ-идеалист. Учился в университетах Гамбурга, Фрейбурга, Мюнхена и Йены. С 1909 приват-доцент, с 1911 профессор философии в Гейдельберге, с 1920 — в Кёльне, с 1921 — в Лейпциге. Доказав возможность развития личинок из изолированных бластомеров яйца морского ежа, Д. заключил, что возможности развития частей зародыша (их «проспективная потенция») шире того, что фактически образуется из этих частей (их «проспективного значения»). Позднее, разочаровавшись в познавательном значении экспериментально-аналитического подхода, сформулировал виталистическую концепцию, согласно которой жизнедеятельностью управляет непознаваемый факторэнтелехия (см. Витализм).

Новая философская энциклопедия:

ДРИШ (Driesch) Ханс (28 октября 1867, Крейцнах – 17 апреля 1941, Лейпциг)немецкий биолог и философ, один из основоположников витализма. В 1911–34 – профессор в Гейдельберге, Кёльне и Лейпциге, в 1935 лишен нацистами права читать лекции. Начинал с исследований в духе геккелевского механицизма, но быстро отказался от него. Немеханистический подход, согласно Дришу, означает отказ от применения к живой природе понятий физико-химической причинности как исчерпывающего объяснительного средства и утверждение телеологизма, свойственного органическим процессам. Его опыты с яйцами морского ежа показали способность организма развиваться из нестандартного набора клеток эмбриона. Машина, в отличие от живого организма, не способна к саморегенерации и самовоспроизводству, к сохранению обычной формы и функций при необычных воздействиях среды. Инстинктивные действия, по Дришу, несводимы к простым машинообразным рефлексам, тем более необъяснимы через механическую причинность сознательные поступки. Системы такого рода он называл «эквипотенциальными» и «гармоническими», а регуляции, ведущие разными путями к одной цели, – «эквифинальными». Все это, по его мнению, говорит о наличии особого действующего фактора, обусловливающего суверенность живого. Вслед за Аристотелем он назвал его «энтелехией». Затормаживая и растормаживая естественные процессы, энтелехия осуществляет «каузальность целостности». «Целостность» и «индивидуальность» усматриваются интуитивно. Энтелехия может быть только мыслима, задача состоит в том, чтобы объяснить природно-каузальный эффект этого мыслимого фактора. Усмотрение связи мыслимого с эмпирически наблюдаемым он исследовал в рамках т.н. «учения о порядке», в которое входили методология науки, этика и эстетика. Я – пассивно, не-деятельно, оно «имеет» нечто, причем усматривает в нем «порядок». Осознавать знание и значит, согласно Дришу, философствовать. Знание есть знание о порядке. Оно достигается «полаганием», т.е. акцентированием окончательной обособленности имеемого нечто. Различая «теперь» и «прежде», можно прийти к понятию «становление» как порядка особого типа, связывающего основание со следствием. Это позволяет мыслить разные типы каузальности, в т.ч. и «каузальность целостности», где основанием становления является энтелехия. «Учение о порядке» Дриша не есть ни теория познания, ни онтология. Но, следуя внутренней логике своей концепции, он приходит к трансформации ее в направлении «учения о действительности». За эмпирически данным необходимо увидеть «недействительное», «абсолютное». Познание «действительного» индуктивно, и заключение о нем гипотетично. Витализм Дриша был популярен в первое десятилетие 20 в., а его логические и онтологические идеи – в 20-е годы.
Сочинения:
1. Витализм. Его история и система, 1915;
2. Philosophie des Organischen, Bd 1–2. Lpz., 1909;
3. Wirklichkeitslehre. Lpz., 1917;
4. Parapsychologie. Lpz., 1932;
5. Das Problem der Freiheit. В., 1917;
6. Wissen und Denken. Lpz., 1919;
7. Das Ganze and die Summe. Lpz., 1921.
Литература:
1. Festschrift zum 60. Geburtstag, 2 Bd. Lpz., 1927.
А.А.Филиппов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru