Определение слова «дирижабль»

Толковый словарь Ефремовой:

дирижабль м.
Управляемый аэростат с одним или несколькими двигателями.

Толковый словарь Ушакова:

ДИРИЖА́БЛЬ, дирижабля, ·муж. (·франц. dirigeable, ·букв. управляемый) (авиац.). Воздухоплавательный аппарат легче воздуха, снабженный двигателями и пропеллерами, управляемый аэростат.

Большой энциклопедический словарь:

ДИРИЖАБЛЬ (от франц. dirigeable — управляемый)управляемый аэростат с двигателем. Имеет обтекаемый корпус, одну или несколько гондол, оперение. Первый полет на управляемом аэростате с паровым двигателем совершил А. Жиффар ( H. Giffard, 1852, Франция). До 50-х гг. 20 в. использовали для перевозки пассажиров, грузов, научных и военных целей; в 70-х гг. производство в ограниченных масштабах возобновлено (напр., в Германии, Франции).

Большой словарь иностранных слов:

Дирижабля, м. [фр. dirigeable, букв. управляемый] (авиац.). Управляемый аэростат, снабженный двигателями и пропеллерами.

Толковый словарь Кузнецова:

дирижабль
ДИРИЖАБЛЬ -я; м. [франц. dirigeable] Управляемый аэростат, снабжённый двигателем. Подняться на дирижабле.
Дирижабельный, -ая, -ое. Д. двигатель. Д. корпус.

Малый академический словарь:

дирижабль
-я, м.
Воздухоплавательный аппарат легче воздуха с корпусом, наполненным газом, снабженный двигателем с воздушным винтом; управляемый аэростат.
[франц. dirigeable]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
дирижабль, -я

Толковый словарь Ожегова:

ДИРИЖАБЛЬ, я, м. Снабжённый двигателями управляемый аэростат с сигарообразным корпусом.
| прил. дирижабельный, ая, ое.

Научно-технический словарь:

ДИРИЖАБЛЬ, летательный аппарат легче воздуха, снабженный двигателем и системой управления движением. Жесткий дирижабль, или цеппелин, имеет внутреннюю раму из распорок, на которой закреплена оболочка из ткани или алюминиевого сплава. Подъемную силу обеспечивает газ легче воздуха, в наши дни это гелий. Нежесткие или малые дирижабли не имеют внутренней рамы. Их форма поддерживается за счет давления содержащегося внутри газа. Полужесткий дирижабль имеет жесткий или сборный киль, который придает жесткость оболочке.

Дирижабль Существует три основных разновидности дирижаблей. Жесткие дирижабли (А), например, -Гинденбург» (1936), имеют внутреннюю раму-скелет, а газ,обеспечивающий подьемную сипу, содержится в ряде емкостей, заключенных внутри ее (1). Общий объем всех мешков доходил до 200 000 м3 водорода, что создавало подъемную силу, равную примерно 232 т Емкости с водородом располагались внутри алюминиевого каркаса (2), на когором были подвешены четыре дизельных двигателя мощ ностью по 1050 л с. (3) и гондола (4), где размещались 50 пассажиров, их багаж, а также 12 т грузов и почты. В 1937 г. этот дирижабль взорвался, и 36 человек погибло. Полужесткие дирижабли (В), типа «Норвегии» (1924) были мало распространены. Хотя у них не было жесткого каркаса внутри оболочки, от носа до кормы проходил жесткий киль (1), который служил опорой для подвески. Оболочка крепилась на киле канатами и проволокой (2), которые были натянуты поверх нее. Это позволяло сохранить форму оболочки и поднять все сооружение в воздух Под килем была закреплена на рамах с крон штейнами кабина управления (3) и двигатели (4). Нежесткие дирижабли, или малые (С), имеют гибкую оболочку, форма которой поддерживается за счет надувания под давлением, которое несколько превышает атмосферное. Полезный груз подвешивается при помощи системы веревок или проводов (1)с целью распределения веса по всей тканевой оболочке. Показанный на рисунке малый дирижабль был создан в 1913г., однако он весьма напоминает те, которые использовались во время Второй мировой войны Аналогичные дирижабли существуют и в наши дни, хотя их немного. Их наполняют него рючим газом гелием. Сопоставление размеров дирижаблей различных типов(D)показывает, насколько больше может быть дирижабль, если его снабдить жестким каркасом.

Техника. Современная энциклопедия:

дирижабль
аэростат с рулями направления и высоты. Имеет удлинённый обтекаемый корпус, наполненный подъёмным газом (гелий, водород, реже тёплый воздух), который создаёт аэростатическую подъёмную силу. Воздушные винты, вращаемые двигателями, сообщают дирижаблю поступательную скорость 60—150 км/ч. Кормовая часть корпуса имеет оперение – стабилизаторы и рули управления. Корпус дирижабля в полёте создаёт дополнительную аэродинамическую подъёмную силу, таким образом в дирижабле сочетаются лётно-технические характеристики аэростата и самолёта.

Дирижабль В-6 (1934)
Для дирижабля характерны большая грузоподъёмность, дальность полёта, возможность вертикального взлёта и посадки, свободный дрейф в атмосфере под действием воздушных потоков, длительное зависание над заданным местом. К нижней части корпуса крепится гондола (иногда несколько гондол), в которой располагаются кабина управления, помещения для пассажиров и экипажа, топлива и различного оборудования. Летают дирижабли обычно на высоте до 3000 м, в отдельных случаях – до 6000 м. Взлёт дирижабля происходит в результате сброса балласта, а спусквследствие частичного выпуска подъёмного газа. На стоянках их крепят к специальным причальным мачтам или заводят в эллинг для хранения и технического обслуживания. Каркасы дирижаблей обычно собирают из плоских треугольных или многогранных ферм; оболочка может быть матерчатой (с пропиткой для газонепроницаемости) или из полимерной плёнки, либо набранной из тонких металлических листов или пластмассовых панелей. Внешний объём дирижабля (корпуса) до 250 тыс. мі, длина до 250 м, диаметр до 42 м.
Первый проект управляемого аэростата был предложен в 1784 г. Ж. Менье (Франция). Но только в 1852 г. француз А. Жиффар впервые в мире совершил полёт на дирижабле собственной конструкции с паровой машиной, вращавшей воздушный винт. В 1883 г. Г. Тиссандье с братом построили дирижабль с электродвигателем мощностью 1.1 кВт, который получал ток от гальванических батарей. С кон. 19 в. вплоть до начала 1990-х гг. дирижабли строили в Германии, Франции, США, Великобритании, СССР. Наиболее крупные дирижабли LZ-129 и LZ-130 созданы в Германии в 1936 и 1938 гг. Они имели объём 217 тыс. мі, по четыре двигателя общей мощностью 3240 и 3090 кВт, развивали скорость до 150 км/ч и могли перевозить до 50 пассажиров на расстояние 16 тыс. км.

Грамматический словарь Зализняка:

Дирижабль, дирижабли, дирижабля, дирижаблей, дирижаблю, дирижаблям, дирижабль, дирижабли, дирижаблем, дирижаблями, дирижабле, дирижаблях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru