Определение слова «Аэростат»

Толковый словарь Ефремовой:

аэростат м.
Летательный аппарат (дирижабль, воздушный шар и т.п.) с оболочкой, наполненной газом, который легче воздуха.

Толковый словарь Ушакова:

АЭРОСТА́Т, аэростата, ·муж. (от ·греч. aer — воздух и states — стоящий) (спец.). Воздухоплавательный аппарат; то же, что воздушный шар.

Большой энциклопедический словарь:

АЭРОСТАТ (от аэро... и...стат) — летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку, наполненную легким газом (водородом, гелием). Различают привязные, свободные, управляемые (дирижабли) и аэростаты для полетов в стратосферу (стратостаты).

Большая советская энциклопедия:

Аэростат
(от Аэро... и греч. states — стоящий, неподвижный)
летательный аппарат легче воздуха. Подъёмная сила А. (рис.) создаётся заключённым в оболочке газом (водород, гелий) с плотностью меньшей, чем плотность воздуха (согласно Архимеда закону). Различают А. управляемые (дирижабли (См. Дирижабль)), неуправляемые — свободного полёта с оболочкой в форме шара (сферические А. или воздушный шар, Стратостат) и привязные (змейковые). Изменение высоты полёта свободного А. производится: подъём — уменьшением массы А. сбрасыванием части балласта (обычно песка в мешках), снижение — уменьшением подъёмной силы выпуском части газа через клапан. Подъём и спуск привязного А. производится лебёдкой.
Свободные А. применяют преимущественно для спортивных и исследовательских целей. К ним относят Радиозонды, шары-пилоты (См. Шар-пилот), шары-прыгуны (См. Шар-прыгун), спасательные А., стратостаты и автоматические А. с телеметрическим, метеорологическим и другим оборудованием. Автоматические А. используют для исследования воздушных струйных течений (См. Струйное течение), образования циклонов, фотографирования земной поверхности, установления влияния космической радиации в нижних слоях стратосферы на живые организмы, а также как стартовые площадки для запуска метеорологических ракет и средство подъёма телескопов. Привязные А. используют для метеорологических целей (зондирование атмосферы), при трелёвке леса в труднодоступных горных районах и др.
В военном деле А. заграждения используют для ПВО военных, промышленных и других объектов. В предвидении налёта самолётов А. поднимаются в воздух в определённых боевых порядках («лебёдки в линию», «лебёдки в две линии», «лебёдки по площади»). Их действие рассчитано на уничтожение или повреждение самолётов противника при столкновении с тросами, оболочками аэростатов или с подвешиваемыми на тросах боевыми зарядами взрывчатых веществ. В годы Великой Отечественной войны А. заграждения объёмом 100—400 м3 успешно применяли в системе ПВО Москвы, Ленинграда и др. Одиночные А. заграждения поднимались на высоту до 2500 м, двойные (по 2 А. на одном тросе) — до 4500 м. А. наблюдения применяют для наблюдения за полем боя и корректирования огня артиллерии. Они имеют подвесную гондолу для экипажа, оборудованы телефонной связью с землёй. Объём А. наблюдения 400—1000 м3 и более. Об истории А. см. в ст. Воздухоплавание.
Лит.: Полозов Н. П. и Сорокин М. А., Воздухоплавание, М., 1940; Стобровский Н. Г., Наша странародина воздухоплавания, М., 1954.

Сферический аэростат объёмом 1200 м3: об — оболочка из прорезиненной хлопчатобумажной ткани; С — стропы; п — пояс, к которому прикрепляются стропы; СК — строповое кольцо; г — гондола, плетённая из ивовых прутьев; Кл — клапан для выпуска газа; а — аппендикспатрубок для наполнения аэростата газом и свободного удаления излишков его при расширении газа в полёте; КВ — клапанная верёвка; ПВ — поясная верёвка; РВ — разрывная верёвка; РУ — разрывное устройство.

Толковый словарь Даля:

аэростат
См. аэр

Толковый словарь Кузнецова:

аэростат
АЭРОСТАТ -а; м. [от греч. ar — воздух и statos — неподвижный, стоящий]. Летательный аппарат легче воздуха (дирижабль, воздушный шар и т.п.).
Аэростатный, -ая, -ое. А-ые стропы. А-ые заграждения.

Малый академический словарь:

аэростат
-а, м.
Летательный аппарат, наполненный газом легче воздуха (дирижабль, воздушный шар и т. д.).
[От греч. ’ — воздух и — поставленный, стоящий]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
аэростат, -а

Толковый словарь Ожегова:

АЭРОСТАТ, а, м. Летательный аппарат легче воздуха с корпусом, наполненным газом. Привязной а. Управляемый а. (дирижабль).
| прил. аэростатный, ая, ое.

Техника. Современная энциклопедия:

аэростат
Летательный аппарат, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа (водород, гелий, тёплый воздух), имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха. На аэростат у поверхности земли (в плотных слоях воздуха) действует выталкивающая (архимедова) сила так же, как на погружённый в воду шарик от пинг-понга. Под действием этой силы (она называется аэростатической) аэростат поднимается до тех пор, пока выталкивающая сила не сравняется с его силой тяжести (см. воздухоплавание).
Первый практически пригодный аэростат создали в 1783 г. во Франции братья Ж. и Э. Монгольфье. Аэростат был изготовлен из льняной ткани, обклеенной с двух сторон бумагой, и наполнялся на земле нагретым до 70—100 °C воздухом. Такие аэростаты позже стали называться монгольфьерами. В том же году французский учёный Ж. Шарль вместе с механиками братьями Робер разработал и построил свой аэростат, наполненный водородом. Оболочка этого аэростата была выполнена из лёгкого тонкого шёлка и покрыта раствором каучука. Аэростат получил название «шарльер».

Аэростат «Монгольфьер»
Современные аэростаты могут быть с экипажем и без него, совершать кратковременные или длительные полёты на расстояния от нескольких километров до нескольких десятков тысяч километров. Оболочки пилотируемых аэростатов изготавливают из специальных тканей и нетканых материалов, и рассчитаны они на многократное применение; их объём от 2000 до 6000 мі. У беспилотных аэростатов, предназначенных для исследовательских целей, оболочки плёночные, одноразовые; объём от 500 до 3000 мі. Оболочки стратостатов первоначально изготавливали из прорезиненной хлопчатобумажной ткани, с кон. 1950-х гг. стали применять плёночные оболочки; объём оболочек стратостатов от 15 000 до 25 0000 мі и более. Аэростаты подразделяются на свободные, привязные и дирижабли.
Свободные аэростаты (в т. ч. стратостаты) – неуправляемые летательные аппараты, могут быть с экипажем и без него, совершать кратковременные или длительные полёты. Пилотируемые аэростаты имеют, как правило, устройства для регулирования высоты подъёма, скорости взлёта и спуска; экипаж по желанию может прекратить полёт, но направление движения аэростата зависит только от воздушных течений. Свободный аэростат имеет мягкую оболочку, наполняемую подъёмным газом, и гондолу для экипажа, подвешиваемую на стропах к оболочке. Гондола может быть открытой (для полётов на высотах до 12 км) и герметичной (для высот св. 12 км). Беспилотные аэростаты снабжаются контейнерами для научной аппаратуры и пр. Свободные полёты аэростатов используют для изучения атмосферы, астрономических наблюдений, испытания аппаратуры и снаряжения, а также в спортивных, рекламных, разведывательных и иных целях.
Привязные аэростаты по конструкции и принципу действия схожи со свободными аэростатами, но, поднявшись, они не могут лететь, т. к. удерживаются привязным тросом, нижний конец которого закреплён на лебёдке. Изменяя длину троса, регулируют высоту подъёма аэростата. Привязной аэростат имеет наполняемый газом (водородом, гелием) обтекаемый корпус-оболочку с хвостовым оперением, гондолу для экипажа (или контейнер) и устройство для крепления привязного троса к корпусу. Высота подъёма с экипажем – до 2 км, без экипажа – до 8—10 км. В 1971 г. французский привязной аэростат был поднят на высоту 18 км с научной аппаратурой общей массой 60 кг. Привязные аэростаты с экипажем применяют в военных целях, для тренировки парашютистов, как обзорные вышки; аэростат без экипажа используют в научных целях, для связи и т. д.
Стратостат – свободный аэростат для подъёма в стратосферу (св. 15 км) экипажа и аппаратуры для научных исследований. От обычных аэростатов отличаются большим объёмом оболочки и, как правило, наличием герметично закрытой гондолы – кабины для экипажа. Подъёмы на стратостатах используют для научных исследований, астрономических наблюдений, в спортивных целях (рекордные подъёмы). Наибольшее число полётов стратостатов в стратосферу было совершено в 1930-х гг. Первые стратостаты строились в Бельгии, Франции, США, СССР. В 1931 г. бельгийские воздухоплаватели О. Пиккар и П. Кипфер поднялись на высоту 15 781 м. В 1933 г. стратостат «СССР-1» с тремя воздухоплавателями на борту достиг высоты 18 800 м. Пилотируемый стратостат «Стратолаб» (США) с двумя воздухоплавателями – М. Россом и В. Пратером – в 1961 г. поднялся на рекордную высоту 34 668 м.
В 1962 г. на стратостате «Волга» пилоты П. И. Долгов и Е. Н. Андреев совершили полёт на 25 458 м и оттуда спустились на индивидуальных парашютах. В 1972 г. в США на высоту 52 км был поднят стратостат объёмом 1.36 млн. мі с научной аппаратурой массой 113 кг.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(греч.) или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой в отношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес, то каждое тело, находящееся в воздухе, проявляет те же свойства, какие оно проявляет, будучи погруженным в воду, т. е. следует закону Архимеда (см. это сл.). Таким образом, каждое тело должно потерять в воздухе столько веса, сколько весит объем вытесненного им воздуха. Если тело весит меньше, чем объем вытесненного им воздуха, то оно должно, следовательно, подниматься вверх в воздух с силой, которая соответствует разности весов: объема вытесненного воздуха и собственного веса тела. Бумажные фабриканты братья Стефан и Иосиф Монгольфьеры (см. это сл.) в Аннонэ во Франции, устроили в первый раз приспособление (шар), которое было легче вытесняемого им воздуха. Для этой цели они приготовили из бумаги большой шар и наполнили его нагретым воздухом, который, вследствие своего расширения, был легче холодного. Вскоре после этого Шарль в Париже употребил вместо нагретого воздуха (авг. 1783 г.) водородный газ, который около 14 раз легче (в 1836 г.) атмосферного воздуха. Позже, по предложению Грена (Green), стали применять для наполнения воздушных шаров в тех городах, где было введено газовое освещение, светильный газ, который также по удельному весу своему легче атмосферного воздуха, и добывание которого проще и дешевле добывания водорода. Так как воздушный шар поднимается вверх лишь в том случае, когда оболочка его и содержимое весят вместе менее вытесненного воздуха, то, очевидно, чем тяжелее материя его оболочки, чем больше груз шара и чем менее легок газ, которым наполнен шар, тем больше должен быть сделан сам шар. Тонкий шар из коллодиума, наполненный водородом, в состоянии подняться при величине диаметра его в 2 сантиметра. Шар из сусального золота требует для своего поднятия диаметра в 15 см, не отягченный ничем шар из так назыв. шелковой бумаги — 26 см, наконец, шар из вощеной тафты требует уже диаметра в 125 см. Большие шары приготовляются из особой крепкой шелковой тафты (раньше они приготовлялись из китайской шелковой материи); они изготовляются, главным образом, в Париже, фабричным путем. Форма их была прежде шаро— или грушеобразная; в новейшем воздухоплавании им придают овальную, сигаровидную или рыбовидную форму, чтобы уменьшить их сопротивление по направлению их движения. Так как аэростаты в верхних разреженных слоях воздуха раздуваются вследствие уменьшения внешнего давления, то их окружают сетками из крепких веревок для того, чтобы они не лопнули; к концам прикрепляется помещение для воздухоплавателей (у Монгольфьеров они состояло из круглой корзины, у Шарля оно имело вид лодки, или ладьи). Движение аэростата вверх происходит с помощью выбрасывания балласта (песка), который для этой цели берется в лодку при отправлении; опускание аэростата происходит от выпускания газа с помощью особого клапана, от которого веревка проходит в лодку и дает воздухопдавателям возможность управлять им. Управления аэростатом пытались добиться с помощью воздушных винтов, колес, парусов и руля (см. Аэронавтика). Привязанные на крепких канатах (ballons captifs), равно как свободно поднимающиеся аэростаты служат для метеорологических исследований высших слоев воздуха. С помощью малых шаров, привязанных на нитке, измеряют высоты пещер (относительно применения аэростатов в военном деле — см. Аэростьеры и Аэронавтика). В последнее время стали применять А. для фотографирования с птичьего полета. Для этой цели пускают небольшой шар с установленными на нем фотографическим аппаратом на 3 тонких шнурках, которые дают возможность держать шар почти неподвижным. Фотографический аппарат снабжен затвором с особым механизмом, который дает возможность человеку, находящемуся на земле, действовать им. Достигается это или с помощью электрического прибора, от которого проводник спускается вниз, или механическим приспособлением, которое соединено с землей зажигательной ниткой. Лишь только зажженная нитка сгорела, механизм действует автоматически. См Аэронавтика.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru