Определение слова «ДЕМОКРИТ»

Большой энциклопедический словарь:

ДЕМОКРИТ (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости) — из г. Абдера (Фракия)древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, "фигуры") — вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их "вихря" образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.

Большая советская энциклопедия:

Демокрит
(Dmkritos)
[р. около 460, Абдера (Фракия),умер около 370 до н. э.], древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей Атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Д. известны его многочисленные путешествия в разные страны (в том числе в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедический характер его познаний: Д. занимался всеми существовавшими тогда науками — этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.д. Из многочисленных сочинений Д. (Диоген Лаэртский насчитывает их до 70) до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные античные источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Д., по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона.
Историческое место философии Д. определяется переходом древнегреческой натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального бытия. Это нашло своё отражение в исходном понятии философии Д. — понятии «атома» как некоторого неделимого материального индивидуума (греч. tomos, как и лат. individuum, означает «неделимый»), который признаётся не возникшим и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным какому-либо воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абсолютному ничто, абсолютному небытию. Атом т. о. превращался у Д. просто в геометрическое тело, которое также неразрушимо, вечно и не имеет каких-либо физических свойств. Д. отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Д. называет атомы также «фигурами» (греч. schemata) или «видиками» (греч. idla), из чего следует, что атомы Д. являются максимально малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются атомы Д. физическими или геометрическими телами, однако сам Д. ещё не дошёл до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их «вихря» по естественной необходимости путём сближения взаимно подобных атомов образуются как отдельные цельные тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно. Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями из атомов, «видиками», действующими на наши органы чувств и вызывающими соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.
Душа также состоит из атомов — огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Д. вполне телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Д. отдельной наукой. Высшее блаженство Д. видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Д. одним из первых говорил об историческом прогрессе в области наук, искусств и ремёсел, происхождение которых Д. объяснял нуждой, потребностями людей. В. И. Ленин высоко ценил материализм Д., обозначив его именем материалистическую традицию в истории философии («линия Демокрита») (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 131; ср. с. 375—76).
Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker, hrsg. von H. Diels,9 Aufl., Bd 2, B., 1959, гл. 68, S. 81—229; рус. пер. всех фрагментов Демокрита — в кн.: Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 209—365.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17—98; Лурье С. Я., Демокрит, М., 1970; Тимошенко В. Е., Материализм Демокрита, М., 1959; Асмус В. Ф., Демокрит, [М.], 1960; Лосев А. Ф., История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, с. 428—500; Natorp P., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Altertum, B., 1884, S. 164—208; Lwenheim L., Die Wissenschaft Demokrits..., B., 1914; Langerbeck H., Studien zu Demokrits Ethik und Erkenntnislehre, B., 1935.
А. Ф. Лосев.

Демокрит. Бюст работы греческого мастера. 2 в. до н. э. Римская копия. Капитолийские музеи. Рим.

Советская историческая энциклопедия:

(Dnmokritos) (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) — др.-греч. философ-материалист. Род. в г. Абдера (Фракия), совершил поездки в Афины, Египет, Аравию, Иран, Индию, Вавилонию, Эфиопию. Учился у основоположника др.-греч. атомистики Левкиппа. От многочисл. соч. Д. по различным отраслям знаний (философии, физике, математике, медицине, физиологии, теории музыки, поэзии) сохранились лишь фрагменты. Большая заслуга Д. — разработка атомистич. теории строения материи. Филос. учение Д.- это сформировавшийся, развитый в осн. своих положениях антич. материализм. Именно поэтому Ленин назвал материалистич. линию в развитии истории философии "линией Д.". В понимании истории об-ва Д. стоит на идеалистич. позициях, т.к. считает ум движущей силой обществ. развития; однако в условиях своей эпохи он являлся прогрессивным мыслителем. Расходясь с распространенной в др.-греч. мире легендой о первобытном обществе как "золотом веке", Д. выдвигает концепцию прогресса человечества от первобытной дикости и стадности к социальной организованности и культуре, причем основой этого прогресса считает материальную нужду и пользу, а не мифич. силы. Д. понимает культуру как продолжение природы; источник развития ремесел, с. х-ва и т. д. он усматривает в подражании человека деятельности животных. Аристократич. учению о природном неравенстве людей Д. противопоставил теорию об обществ. договоре. Атеизм Д. привел его к признанию того, что источником религ. представлений является страх и невежество людей. Д.- убежденный сторонник рабовладельч. демократии, он считает, что бедность в демократич. гос-ве следует предпочитать богатству в монархическом; выступает за гражд. мир и подчинение законам гос-ва. В этике Д. осн. место занимает учение о мудрой умеренности. Философию Д. развивают Эпикур, Лукреций Кар и др.
=====
Соч. в книгах: Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности, М., 1935; Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946; Материалисты Древней Греции, М., 1955; Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker..., (Bd) 2, 6 Aufl., В., 1952.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Р., Из ранних произведений, М., 1956 (см. Указатель имен); Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 126; Тимошенко В. Е., Материализм Демокрита, М., 1959; Асмус В. Ф., Демокрит, (M.), 1960.
=====
А. Ч. Козаржевский. Москва.

Словарь личных имен:

А, муж. Стар. редк.
Отч.: Демокритович, Демокритовна.
Производные: Дёма.
Происхождение: (От греч. demos — народ и kritos — избранный. По имени греч. философа Демокрита.)

Новейший философский словарь:

ДЕМОКРИТ из Абдер (460 — около 370 до н.э.) — древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, ученик Лев-кипна. Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомизма. Совершал путешествия в Египет, Вавилон, Персию, Аравию, Эфиопию, Индию. По названиям известны 70 сочинений Д. (»О природе человека», «Малый мирострой», «Об идеях», «О цели» и др.), из которых сохранились многочисленные (около 300) фрагменты. Вклад Д. в развитие философских идей весьма велик, но самым главным является, безусловно, его учение об атомах. В традиционное для античности представление о первоначале Д. ввел идею плюральности и множественности, объявляя в качестве этого первоначала предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя непосредственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу Д. устанавливает своего рода предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Именно отсюда и происходит название частицы atomos (греч.) — неделимый. Идея плюрального, множественного, бесконечно малого, не воспринимаемого органами чувств и имеющего предел деления первоначала позволила Д. разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени: в частности, ответить на вопрос о причинах множественности и разнообразия вещей, единства и материальности мира, единства телесного и материального, а также объяснить суть процесса познания. Отсутствие атомов, по Д., — есть пустота (небытие), бесконечное пространство, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи. (Космогония Д. — аналогична взглядам Левкиппа о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры). Время у Д. не имеет начала. По Д., все совершается по некоей неясной и непостижимой необходимости (судьбе) и для человека фактически тождественна случайности. Познание причин явлений — смысл подлинного философского познания. Согласно Д., предпочтительнее «найти одно причинное объяснение, нежели стать персидским царем». Душавоплощение стихии огня — состоит из особых мельчайших круглых и гладких атомов, распределенных по всему телу. Д. впервые употребил термин «микрокосм», проведя аналогию между космосом и организацией человеческого организма. Боги существуют в виде соединений огненных атомов и живут дольше людей, не будучи бессмертными. Органом мышления выступает исключительно мозг. Ощущения возникают благодаря проникновению в душу исходящих от вещей «образов» (»идолов»). От предметов, которые видят люди, считает Д., отделяются маленькие, невидимые частицы и (определенным образом соединенные) проходят через пустоту, попадая в виде отпечатка на сетчатку глаза, а затем начинается работа ума. Высшее благоблаженство, достигаемое обузданием желаний и умеренностью образа жизни. Д., по-видимому, первым разграничил прикладные искусства, предполагающие обучение, и художественное творчество, требующее рационально не объяснимого вдохновения. Атомистическая концепция Д. оказала большое влияние на историю философской и научной мысли, сделав «атом» своего рода принципом объяснения существования, движения, рождения и гибели материальных тел.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru