Определение слова «БОНАЛЬД»

Большой энциклопедический словарь:

БОНАЛЬД (Bonald) Луи Габриель Амбруаз (1754-1840) — французский философ, политический деятель и публицист. В главном сочинении "Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе" (1796) с клерикальных позиций полемизировал с философией французского Просвещения; защищал идею божественного происхождения монархии. Взгляды Бональда получили название традиционализма.

Большая советская энциклопедия:

Бональд
(Bonald)
Луи Габриель Амбруаз (2.10.1754 — 23.11.1840), французский политический деятель и публицист, философ-идеалист. Состоял в войсках принца Конде, боровшихся против революционной Франции. После реставрации Бурбонов (1814) был одним из лидеров ультрароялистов в палате депутатов. Революция 1830 положила конец его политической деятельности. В главном сочинении «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе» (1796) ожесточённо полемизировал с философией французского Просвещения с крайних клерикальных позиций. В противовес теории общественного договора (См. Общественный договор), защищал идею божественного происхождения монархии как наилучшей формы государства, вытекающей из самой природы человека. Основой духовной жизни и социальных порядков считал незыблемые традиции, главная из которых — христианство; взгляды Б. получили название традиционализма.
Соч.: Oeuvres compltes..., v. 1—3, P., 1859.
Лит.: История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 383—88; Bonald V. М. E. de, De la vie et des crits de М. le vicomte de Bonald, Avignon, 1853; Moulinie Н., De Bonald. La vie, la carrire politique, la doctrine, P., 1916.
Л. И. Герман.

Советская историческая энциклопедия:

(Bonald), Луи Габриель Амбруаз (2.Х.1754 — 23.XI.1840) — франц. политич. деятель и публицист периода реставрации Бурбонов, идеолог ультрароялистов. Франц. бурж. революцию кон. 18 в. встретил враждебно; в 1791 эмигрировал и первоначально сражался в австр. армии, выступавшей против революц. Франции. В 1796 Б. опубл. главное свое соч.: "Теория политич. и религ. власти" ("Thorie du pouvoir politique et religieux", v. 1-3, 1796), написанное с ультрароялистских позиций, на которое Директория наложила арест. После гос. переворота 18 брюмера (9 нояб. 1799) Б. возвратился во Францию под именем Сен-Северена (Saint-Severin) и вместе с Ф. Р. Шатобрианом сотрудничал в газ. "Mercure de France". Наибольшую известность приобрел после реставрации Бурбонов (1814); в 1815 он был избран чл. палаты депутатов, где стал одним из лидеров ультрароялистов. В 1816 избран чл. Франц. академии; в 1823 назначен пэром Франции. Фанатич. проповедник реакции и клерикализма, Б. выступал против просветит. философии 18 в. и против конституционно-парламентского строя. Обществ. идеал Б. — неограниченная монархия. Система социальных воззрений Б. получила назв. "традиционализма". После июльской революции 1830 Б. не признал нового пр-ва и был исключен из палаты пэров. В дальнейшем в политич. жизни страны активно не участвовал.
=====
Соч.: Oeuvres compltes..., v. 1-3, P., 1859.
=====
Лит.: Чернышевский Н. Г., Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X, Соч., т. 5, М., 1950;Bonald V. M. E. de, De la vie et des crits de m. le vicomte de Bonald, Avignon, 1853; Artz F. В., France under the Burbon restoration, 1814-1830, Camb., 1931; Talvart H. et Place J., Bibliographic des auteurs modernes de langue franaise (1801-1927), t. 2, P., 1930, p. 74-83.
=====
E. E. Юровская. Москва.

Новая философская энциклопедия:

БОНАЛЬД (Bonald) Луи-Габриель-Амбруаз (2 октября 1754, Муна – 23 ноября 1840, там же) – французский философ и публицист. Выходец из дворянской семьи. В 1791 эмигрировал из Франции в Гейдельберг и затем в Констанц, где в 1796 опубликовал 3-томную «Теорию политической и религиозной власти в гражданском обществе» (Thorie du pouvoir politique et religieux dans la socit civile, v. 1–3). Возвратившись во Францию, был избран депутатом в период Реставрации, членом Французской академии (1816), а в 1823 назначен пэром Франции.
Бональд придал консервативному традиционализму схоластическую форму. В отличие от Ж. де Местра [МЕСТР] с его теорией «экспериментальной политики», основанной на наблюдении и исторических фактах, Бональд считал возможным рационалистическое построение политической философии, отвергая теории договора общественного [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ] и руссоистскую гипотезу о естественном состоянии общества, в котором человек якобы был счастлив и добр. Общество имеет божественное происхождение, оно сотворено Богом, человек создан для общества и полностью реализуется только в нем. Индивидуализм – смертельная опасность для общества, которое является реальностью трансцендентной по отношению к индивиду. Человек должен укореняться в традиции, передаваемой из поколения в поколение, такой традицией для Бональда является социальное христианстворелигия общества, а не индивида. В противоположность многочисленным проектам и претензиям человеческой воли на создание лучшего социального и государственного устройства Бональд утверждает существование одной-единственной организации общества, которая выражает собой божественную волю и не может быть кодифицирована в писанных людьми законах и конституциях.
Исходя из этих принципов, Бональд отрицает идею прав человека, провозглашенную Французской революцией. По его мнению, единственным правом человека является право быть управляемым, а король имеет только одно правоправо управлять. Философия индивидуализма, характерная для просвещения, приводит, по его мнению, лишь к атомизации общества и разрушению его естественных оснований. Именно такое общество породила Французская революция. Первоочередной задачей для послереволюционной Франции является, по Бональду, воссоздание органической общности «мы», что было унаследовано «старым порядком» из средневековья. «Мы» – это прежде всего семья, затем производительные (ремесленные) корпорации и, наконец, государство.
Власть целиком исходит от Бога и только делегируется государю, она абсолютна по своему характеру, но в то же время подчиняется законам. В отличие от де Местра Бональд не признает власти Церкви над государством, хотя и допускает привилегированное положение духовенства. Бональд заложил основы органицистской и традиционалистской теории общества, отголоски которой можно найти в творчестве Э.Ренана, И.Тэна, И.Мораса и др.
Сочинения:
1. Recherches philosophiqes sur les premiers objets des connaissances morale. P., 1818.
Литература:
1. Montesquieu L. Le ralisme de Bonald. P., 1911;
2. Maudit R. Les conceptions politiques et sociales de Bonald. P., 1913.
M.M.Федорова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru